Шпаргалка по "Банковскому делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:26, шпаргалка

Описание работы

1. Характеристика банковской системы РФ 1
2. Классификация коммерческих банков 1
3. Общая характеристика операций и услуг коммерческого банка 1
4. Принципы деятельности 1
5. Порядок открытия, регистрации и ликвидации 1
6. Виды лицензий на осуществление банковских операций 1
7. Структура ресурсной базы коммерческого банка 1
8. Собственные средства коммерческого банка 1
9. Депозиты до востребования и срочные депозиты 1
10. Вклады населения 1
11. Депозитный и сберегательный сертификаты 1
12. Банковский вексель 2
13. Межбанковские кредиты 2
14. Кредиты Банка России 2

Файлы: 1 файл

мелкие бд.docx

— 93.19 Кб (Скачать файл)

4. Участие банка в предоставлении  денежных средств клиенту банка  на синдицированной (консорциальной) основе, когда для кредитования  одного заемщика объединяются  ресурсы нескольких банков.

5. Другие способы, не противоречащие  действующему законодательству.

Предоставление банком денежных средств заемщику производится на основании распоряжения, составляемого специалистами уполномоченного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка.

В распоряжении указываются номер и дата договора, сумма предоставляемых средств, срок уплаты процентов и размер процентной ставки, срок уплаты процентов, графики погашения кредита, обеспечение по кредиту с указанием вида и стоимости, категории качества выдаваемого кредита.

Погашение кредита и уплата процентов производятся в следующем порядке:

1. Путем списания денежных  средств с банковского счета  клиента по его платежному  поручению.

2. Путем списания денежных  средств в порядке очередности, установленной законодательством, с банковского счета клиента  на основании платежного требования  банка – кредитора, если договором  предусмотрена возможность списания  денежных средств без распоряжения  клиента (безакцептное списание).

3. Путем перечисления средств  со счетов клиентов - физических  лиц на основании их письменных  распоряжений, перевода денежных  средств через органы связи  или другие кредитные организации, взноса наличных денег в кассу  банка - кредитора на основании  приходного кассового ордера, а  также удержания из сумм, причитающихся  на оплату труда клиентам, являющимся  работниками банка - кредитора (по  их заявлениям или на основании  договора).

Погашение кредита в иностранной валюте осуществляется только в безналичном порядке.

Прекращение обязательств по кредитному договору может производиться и иным путем:

- договор отступного;

- договор зачета встречных  требований и т.д.

 

  1. Порядок формирования и использования резервов для возможных потерь по ссудам

Порядок формирования и использования резервов для возможных потерь по ссудам регламентируется Положением Центрального банка РФ №254-П.

Резервы создаются банками в целях снижения кредитных рисков.

Для формирования резервов анализируются риски каждого заемщика и выносится профессиональное суждение, на основании которого кредит относится к одной из 5 категорий.

I категория качества.

Высшая категория - стандартные ссуды - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю).

II категория качества.

Нестандартные ссуды - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20%);

III категория качества.

Сомнительные ссуды - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50%);

IV категория качества.

Проблемные ссуды - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 до 100%);

V категория качества.

Низшая категория - безнадежные ссуды - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100%) обесценение ссуды.

На оценку риска и определения категории качества влияют 2 основных фактора:

- финансовое состояние  заемщика;

- качество обслуживания  долга.

Для определения финансового состояния банки разрабатывают методику оценки заемщика.

Для крупных ссуд банк должен в своих методиках установить нормативные значения показателей, когда финансовое положение заемщика может быть оценено как хорошее или среднее.

Центральный банк РФ устанавливает общие ограничения по оценки финансового состояния заемщика.

При формировании резерва учитывается обеспечение по кредиту.

Категории обеспечения:

Обеспечение I категории:

1. Залог, если в качестве  предмета залога выступают:

- котируемые государственные  ценные бумаги;

- облигации Банка России;

- ценные бумаги, эмитированные  Министерством финансов РФ;

- векселя Министерства  финансов РФ;

- котируемые ценные бумаги, эмитированные третьими юридическими  лицами с инвестиционным рейтингом  не ниже "ВВВ";

- собственные долговые  ценные бумаги кредитной организации  и т.д.

2. Гарантийный депозит (вклад).

3. Гарантия РФ, банковская  гарантия Банка России, поручительства (гарантии) правительств и банковские  гарантии центральных банков  стран, входящих в группу развитых  стран.

4. Поручительства (гарантии) юридических лиц с инвестиционным  рейтингом не ниже "ВВВ".

Обеспечение II категории:

1. Ликвидный залог:

- залог ценных бумаг;

- залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир  и другого недвижимого имущества  и (или) оборудования;

- залог сырья, материалов, готовой продукции, товаров;

2. Гарантии (банковские гарантии) и поручительства (применительно  к векселям - авали и (или) акцепты).

Условия использования имущества для снижения резерва:

1. Залогодатель должен  иметь финансовое состояние не  хуже среднего, если он является  заемщиком; финансовое состояние  должно быть хорошим, если залогодателем  выступает третье лицо.

2. Ликвидность имущества, т.е. его можно реализовать в  течение 180 дней со дня возникновения  основания взыскания.

3. Регулярная оценка справедливой  стоимости имущества (ежеквартально).

Справедливая стоимость равна рыночной стоимости. Справедливая стоимость может отличаться от залоговой стоимости.

При ухудшении показателей ссуда выводится из портфеля однородных ссуд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ и оценка качества кредитного портфеля

1. Анализ просроченной  задолженности

Анализ объема, динамики, определение относительных показателей, характеризующих просроченную задолженность.

норма не более 8%.

2. Анализ структуры  портфеля по категориям качества.

Определяется доля каждой категории в общей доли портфеля и динамика.

Агрегированный показатель качества:

3. Анализ диверсификации  кредитного портфеля.

Анализируется структура кредитного портфеля по направлениям кредитования, структура кредитов по отраслям, динамика этой структуры.

Чем больше диверсификация портфеля, тем меньше риск.

4. Анализ категории  качества.

Определяется доля крупных кредитов

5. Анализ соответствия  ресурсной базы кредитного портфеля.

Проводится по срокам, по ставкам, по направлениям и объемам.

 

 

  1. Виды расчетных операций

1. По функциональному  назначению:

- операции по открытию  счета;

- операции по ведению  счета.

2. По составу  участников:

- внутрибанковские (между  клиентами одного банка);

- межбанковские (осуществляются  через систему РКЦ, систему корреспондентских  отношений).

3. По форме расчетов:

- аккредитив;

- инкассо;

- переводы и т.д.

4. По платежному  инструменту:

- наличные;

- безналичные (расчеты платежными  поручениями, чеками, векселями, платежными  требованиями, аккредитивами).

 

  1. Порядок открытия расчетного счета в банке

Для хранения денежных средств и осуществления расчетов предприятия и организации открывают расчетный счет в банке (расчетных счетов может быть несколько либо в одном банке, либо в нескольких).

Для открытия счета предприятие должно подать стандартный пакет документов для юридических лиц:

1. Заявление на открытие  счета.

2. Учредительный договор (подлинник или нотариально заверенная  копия).

3. Устав со всеми изменениями  и дополнениями (подлинник и нотариальная  заверенная копия).

4. Свидетельство о государственной  регистрации предприятия (копия, заверенная  нотариально или регистрирующим  органом).

5. Карточка с образцами  подписей и оттиска печати (заверенная  нотариусом или банком).

6. Свидетельство о постановке  на учет в налоговые органы (копия, заверенная нотариально или  регистрирующим органом).

7. Выписка из протокола  собрания учредителей о назначении  руководителей.

8. Копия приказа о назначении  руководителя.

9. Контракт или трудовой  договор с руководителем (копия).

10. Копия приказа о назначение  должность главного бухгалтера.

11. Копия приказа о назначении  на должность всех лиц, обладающих  правом первой (руководитель, заместитель) и второй подписи (главный бухгалтер).

12. Копии паспортов ответственных  лиц, внесенных в карточку подписей.

13. Анкета, заполненная клиентом (другая информация, которой нет  в учредительных документах, но  которая требуется для идентификации  клиента)

14. Расчет на установление  кредитного лимита на остаток  кассы или копия такого расчета  из другого банка, если уже  лимит установлен.

15. Договор банковского  счета.

Затем проверяются документы на достоверность, полноту, правильность заполнения, после чего принимается решение об открытии счета.

Отказ может быть дан в случаях:

1. Недостоверность документов  или их неполный комплект.

2. Если есть сведения  об участии этих лиц в террористической  деятельности.

3. При отрицательном заключении  ФСБ, в том числе по причине  отсутствия юридического лица  по месту регистрации.

После принятия решения об открытии счета заключается договор банковского счета, в котором оговариваются все моменты по поводу его ведения.

После открытия расчетного счета банк в обязательном порядке сообщает налоговой организации об открытии расчетного счета, затем могут осуществляться операции.

 

  1. Основы организации системы безналичных расчетов

Организация безналичных расчетов регламентируется Гражданским кодексом РФ и Положением Центрального банка РФ №2-П.

Основные правила ведения безналичных расчетов устанавливаются Центральным банком РФ:

1. Основная часть расчетных  операций осуществляется в безналичном  порядке.

2. Безналичные расчеты  осуществляются через кредитные  организации.

3.  Списание денежных  средств со счета осуществляется  по распоряжению его владельца  или без распоряжения владельца  счета в случаях, предусмотренных  законодательством или договором  между банком и клиентом.

4. Безакцептное списание  денежных средств может производиться  по решению суда в случаях, установленных законом или договором.

5. Банк принимает все  платежные документы к счету  клиента вне зависимости от  наличия средств на счете.

При недостаточности денежных средств платежные документы помещаются в картотеку, и списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.

6. Законодательно устанавливаются  очередность списания средств.

При наличии денежных средств списание происходит в последовательной очередности по мере поступления платежных документов.

Расчетные документы должны содержать все необходимые реквизиты:

- наименование расчетного  документа и код формы;

- дата;

- вид платежа;

- сумма;

- наименование плательщика (ИНН, номер счета);

- банк плательщика (БИК, номер  счета);

- наименование получателя  средств;

- банк получателя;

- назначение платежа;

- подписи и печати.

10. Расчетные документы  действуют и могут быть предъявлены  в банк в течение 10 календарных  дней, не считая дни их выпуски.

11. Расчетные документы  предъявляются в количестве экземпляров, необходимых для всех участников  расчетов.

Списание со счета производится на основании одного экземпляра, на котором должны быть подписи и оттиск печати. Максимальное число экземпляров – 5. Они направляются в РКЦ, банк, получателю.

12. Расчетные документы  могут быть отозваны из банка  полностью или частично использованы  на основании заявления клиента. Частичный отзыв суммы не допускается.

13. В случае закрытия  счета расчетные документы возвращаются  из картотеки.

14. Платежные документы  принимаются банком в течение  операционного дня, установленного  каждым банком (например, с 8:30 до 16:00 – операционный день, с 8:00 до 17:00 – рабочий день). Документы, принятые  в операционное время проводятся  по балансу бака в тот же  день, перечисление средств осуществляется  не позднее следующего рабочего  дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение – поручение плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. С помощью платежных поручений осуществляется основная часть расчетов.

Информация о работе Шпаргалка по "Банковскому делу"