Шпаргалка по "Банковскому делу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:26, шпаргалка

Описание работы

1. Характеристика банковской системы РФ 1
2. Классификация коммерческих банков 1
3. Общая характеристика операций и услуг коммерческого банка 1
4. Принципы деятельности 1
5. Порядок открытия, регистрации и ликвидации 1
6. Виды лицензий на осуществление банковских операций 1
7. Структура ресурсной базы коммерческого банка 1
8. Собственные средства коммерческого банка 1
9. Депозиты до востребования и срочные депозиты 1
10. Вклады населения 1
11. Депозитный и сберегательный сертификаты 1
12. Банковский вексель 2
13. Межбанковские кредиты 2
14. Кредиты Банка России 2

Файлы: 1 файл

мелкие бд.docx

— 93.19 Кб (Скачать файл)

Обязательные резервы – один из важных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России.

Они устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

В соответствии с законодательством норматив резервирования не может превышать 20% обязательств.

Регулирование осуществления на каждое первое число месяц путем сверки фактически внесенных средств и средств, подлежащих внесению, исходя из остатков на счетах привлеченных средств.

Т.е. в фонд обязательных резервов в банки перечисляются определенные проценты от привлеченных средств. Однако не все привлеченные средства подлежат резервированию.

В состав резервных требований не включаются:

- обязательства, выраженные  в неденежной форме (драгоценные  металлы, займы в виде ценных  бумаг);

- обязательства перед  другой кредитной организацией, зарегистрированной в РФ, возникшее  в результате заключения договоров (за исключением обязательств  по выпущенным ценным бумагам  и процентам по ним);

- обязательства между  обособленными подразделениями  кредитной организации.

Средства, привлеченными банками нерезидентами, подлежат резервированию.

Ставки резервирования по обязательствам:

1. По обязательствам перед  банками в рублях и иностранной  валюте = 5,5%.

2. По обязательствам перед  физическими лицами в рублях = 4,5%.

3. По иным обязательствам  в рублях и иностранной валюте = 5%.

Коэффициент усреднения с 1 марта 2008г. = 0,45 (до 1 марта = 0,3).

Ставки резервирования могут дифференцироваться и по другим основаниям:

- по срокам привлечения  ресурсов;

- рубли и иностранная  валюта;

- для юридических и  физических лиц;

- для средств, привлеченных  для банков.

Фонд обязательных резервов рассчитывается ежемесячно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок начисления процентов за использование привлеченных средств

Начисление процентов осуществляется со дня, следующего за днем размещения депозита на остаток задолженности на начало операционного дня.

Начисление производится, исходя из календарного количества дней (365-366 дней).

Если срочный депозит расторгается до срока его окончания, то начисленные проценты выплачиваются в размере процентов, предусмотренных по депозитам до востребования, если иное не предусмотрено договором (закреплено в Гражданском кодексе РФ).

Банк вправе в одностороннем порядке изменить размер процентной ставки по депозитам и вкладам до востребования, если иное не предусмотрено договором.

При изменении ставки она применяется по истечению месяца с момента сообщения вкладчика об этом изменении, если иное не предусмотрено договором.

По срочным вкладам населения банк не в праве в одностороннем порядке изменять ставки, чтобы ни было написано в договоре.

Начисление процентов отражается в бухгалтерском учете банка не реже, чем 1 раз в месяц, если условиями вкладов не предусмотрено причисление процентов ко вкладу, проценты отражаются на специальном счете.

Если иное не предусмотрено договором, проценты на сумму банковского вклада выплачиваются клиенту по его требованию по истечению каждого квартала отдельно от суммы вклада, а не востребованные в этот срок проценты увеличивают сумму вклада, т.е. причисляются к нему.

В договоре обычно предусматривается четкий порядок начисления и выплаты процентов по вкладу.

В случае, когда вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада по истечению срока договора, договор считается продленным на условиях договора вклада до востребования.

 

  1. Классификация ссуд

1. По группе заемщиков:

- кредиты, предоставленные  банкам (межбанковские);

- кредиты населению;

- кредиты предприятиям  и организациям.

2. По цели:

- на увеличение капитала;

- на пополнение оборотных  средств;

- на потребительские цели  населению.

3. По срокам:

- до востребования;

- срочные: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 3 лет), долгосрочные (более 3 лет).

4. По размерам:

- мелкие;

- средние;

- крупные (1% от размера  капитала банка)

Принцип отнесения у каждого банка свой. В ряде случаев крупными считаются ссуды размером 15% от капитала банка.

5. По обеспечению:

- необеспеченные;

- обеспеченные: залогом, поручительством (гарантией), страхованием риска.

6. По способу  выдачи:

- выданные денежными средствами:

- выданные в виде векселя  банка.

8. По методу  кредитования:

- предоставленные на конкретный  срок;

- открытие кредитной линии.

 

  1. Понятие и составляющие элементы кредитной политики

Кредитная политика – стратегия и тактика банка в области кредитных операций.

Единой кредитной политики нет, каждый банк разрабатывает ее самостоятельно.

В части стратегий кредитная политика включает определение приоритетов, общих целей и принципов конкретного банка на кредитном рынке.

Для определения стратегии банк анализирует кредитный рынок, определяет свое место на этом рынке и соответственно определяет цели и задачи.

Важным вопросом при разработке стратегии является оценка перспективы развития ресурсной базы банка. Крупный кредит одному заемщику не может быть больше 25% капитала банка. При выработке стратегии банк учитывает нормативные требования Банка России.

Руководство по кредитной политике в части тактики включает разделы:

1. Функциональные звенья, участвующие в кредитном процессе, их полномочия и взаимодействия.

2. Порядок размещения ссуд (кто и как принимает решение  по выдаче ссуд).

3. Инструкция по организации  кредитования (описывает все этапы  процедуры кредитования).

4. Методические указания  по анализу кредитоспособности  заемщика.

5. Методические указания  по анализу кредитного портфеля  банка.

6. Методические указания  по работе с проблемными кредитами.

7. Порядок работы с обеспечением  и т.д.

 

  1. Основные этапы процедуры кредитования

1. Подача клиентом кредитной  заявки (объем ссуды, срок, назначение, возможное обеспечение).

При подаче клиентом кредитной заявки происходит встреча с ним, где уточняются детали сделки.

2. Предоставление клиентом  стандартного пакета документов.

Пакет документов для юридических лиц:

1) Копии учредительных  документов (учредительный договор, устав), свидетельство о государственной  регистрации, карточка с образцами  подписей, документы о полномочиях  руководителей.

2) Документы, характеризующие  предполагаемую кредитную сделку: бизнес-план, контракты, договора и  т.д.

3) Бухгалтерская и статистическая  отчетность предприятия (баланс, отчет  о прибылях и убытках).

4) Документы по предлагаемому  обеспечению.

3. Оценка кредитоспособности  клиента.

Оценка кредитоспособности включает:

- анализ кредитной истории  клиента;

- анализ платежеспособности  и финансовой устойчивости;

- анализ деловых качеств  клиента, его репутации;

- проверка клиента службой  безопасности.

4. Выбор и оценка обеспечения  кредита.

5. Оформление заключения  на кредитную заявку. Различные  службы делают свои заключения.

6. Принятие решения о  выдаче ссуды и условиях кредитования.

7. Оформление кредитного  договора.

Как правило, банки используют типовые формы договоров применительно к различным видам кредитов. В разработке участвуют различные службы (юридическая служба, служба контроля и т.д.).

Кроме стандартных банки могут использовать и индивидуальные договора, учитывающие специфические условия конкретных видов сделок.

Одновременно с кредитным договором оформляются сопутствующие договора и документы (договор залога, страховые полиса и т.д.).

8. Открытие ссудного счета  и выдача кредита.

9. Сопровождение кредитной  сделки:

- контроль за целевым  использованием кредита;

- за начислением процентов  и выполнением других условий  договора (соблюдение графика, предоставление  необходимой информации);

- постоянный мониторинг  и оценка финансового состояния  клиента;

- оценка кредитного риска  сделки, формирование адекватных  резервов, мониторинг обеспечения.

10. Погашение ссуды и  закрытие кредита. Если ссуда  не гасится в срок, то начинается  работа по возврату кредита  при помощи различных служб.

Способы погашения кредита:

- добровольно клиентом  в рабочем порядке;

- через работу банка  во внесудебном порядке;

- подача иска и взыскание  через суд;

- списание безнадежного  кредита за счет созданного  резерва.

 

  1. Кредитоспособность заемщика: понятие и факторы ее определения

Кредитоспособность – способность своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде; в широком смысле – способность к совершению кредитной сделки и возможность своевременного возврата ссуды.

При определении кредитоспособности принимают во внимание следующие факторы:

1. Дееспособность и правоспособность  заемщика для совершения кредитной  сделки.

2. Моральный облик, репутация, кредитная история клиента.

3. Финансовая устойчивость, платежеспособность.

4. Способность заемщика  получать доход.

5. Наличие обеспечения  по ссуде.

Способы оценки кредитоспособности:

- система финансовых коэффициентов;

- анализ денежных потоков;

- анализ делового риска;

- скоринговые методики.

 

  1. Оценка кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов

Финансовые коэффициенты определяются на основании финансовой отчетности предприятия.

Группы коэффициентов:

1. Коэффициенты ликвидности.

2. Коэффициенты эффективности (оборачиваемости).

3. Коэффициенты финансовой  устойчивости.

4. Коэффициенты рентабельности.

5. Коэффициенты обслуживания  долга.

Для составления методики оценки каждого банк использует свой набор коэффициентов.

Этапы:

1. Выбор коэффициентов.

2. Установление нормативных  значений этих коэффициентов.

3. Осуществление итоговой  оценки кредитоспособности 

Преимущества:

- легкость расчета;

- наличие информационной  базы;

- сравниваемость показателей.

Недостатки:

- метод отражает положение  дел на основе данных об  остатках, т.е. это моментный срез;

- методика показывает  лишь некоторые стороны деятельности, она не может оценивать имидж, репутацию, субъективные факторы;

- трудность установления  нормативных значений;

- недостоверность баланса.

 

  1. Оценка кредитоспособности на основе анализа денежных потоков.

Этот подход позволяет преодолеть недостатки моментного среза, присущие методу оценки на основе системы финансовых коэффициентов.

Для определения денежного потока сопоставляются поступления средств (приток) и их расходование (отток) за определенный период.

Приток включает:

- прибыль;

- амортизация;

- высвобождение средств  из запасов;

- увеличение кредиторской  задолженности;

- получение ссуд в банке;

- увеличение акционерного  капитала.

Отток включает:

- дополнительные вложения  в запасы;

- увеличение дебиторской  задолженности;

- уменьшение кредиторской  задолженности;

- погашение ссуд;

- уменьшение акционерного  капитала;

- финансовые расходы из  прибыли;

- ОПФ.

 

  1. Оценка кредитоспособности на основе анализа делового риска

Деловой риск связан с прерывностью кругооборота фонда. Анализ такого риска позволяет прогнозировать достаточность источников погашения ссуды.

Анализ проводится на различных этапах кругооборота (поставка сырья, производство, сбыт).

Факторы делового риска выделяются на каждом этапе.

1. Поставка сырья

- надежность поставщиков;

- сезонность поставок;

- транспортировка;

- колебания цен на сырье;

- риск ввода ограничений  на ввоз-вывоз сырья.

2. Производство

- несоответствие оборудования  технологическому процессу;

- изношенность оборудования;

- наличие квалифицированных  работников.

3. Сбыт 

- наличие собственной  системы сбыты продукции;

- заключенные договора;

- маркетинговая деятельность.

Большинству факторов можно дать бальную оценку.

При разработке методики банки составляют анкету с выделением различных факторов. На втором этапе дается бальная оценка этих факторов. На третьем этапе дается совокупная оценка кредитоспособности по общему количеству набранных баллов.

Преимущество: этот подход позволяет учесть субъективные факторы, связанные с деловым риском.

Обычно банки используют все три подхода к оценке кредитоспособности. В этом случае получается комплексная методика, позволяющая сделать оценку кредитоспособности более точной.

 

  1. Специфика оценки кредитоспособности физического лица

Для оценки кредитоспособности физического лица широко используется метод скоринга. Его предложит американский экономист в начале 40-х годов XX века. Он предложил оценивать в баллах различные факторы, характеризующие личностные качества заемщика, такие как:

- возраст;

- пол;

- срок проживания в  одной местности;

- трудовой стаж;

Информация о работе Шпаргалка по "Банковскому делу"