Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности банковского кредитования физических лиц физических лиц в операционном офисе «Мурманский» филиала «Архангельский» ОАО «Собинбанк».
Для достижения данной цели были поставлены и разработаны следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие, сущность, классификацию и характеристику кредитов.
2. Определить основные принципы кредитования физических лиц.
3. Рассмотретьнормативно-правовую базу кредитования в РФ.
4. Обозначить краткую характеристика и кредитная политика ОАО «Собинбанк».
5.Раскрыть порядок предоставления кредита в ОАО «Собинбанк».
6.Проанализировать кредитоспособность физических лиц.
Введение…………………………………………………………………………...3
Общие положения кредитования………………………………………….7
Понятие, сущность, классификация и характеристика кредитов……7
Нормативно-правовая база кредитования в РФ……………………18
Способы оценки кредитоспособности физических лиц….………..24
Кредитование физических лиц на примере операционного офиса «Мурманский» филиала «Архангельский» ОАО «Собинбанк»………31
Краткая характеристика и кредитная политика ОАО «Собинбанк»……………………………………………………….…31
Порядок предоставления кредита в ОАО «Собинбанк»……………40
Анализ кредитоспособности физических лиц ………………………50
Заключение………………………………………………………………………58
Список использованных источников литературы……………………………63
Приложение………………………………………………………………………66
Кредитоспособность клиента
в мировой банковской практике фигурирует
как один из основных объектов оценки
при определении
Перечень элементов
На сегодняшний день существует несколько основных методик оценки кредитоспособности клиентов. Системы отличаются друг от друга количеством показателей, которые применяются в качестве составных частей общей оценки заемщика, а также разными подходами к характеристикам и приоритетностью каждого из них.
Существуют определенные способы оценки кредитоспособности физических лиц: скоринговые модели; методика определения платежеспособности; андеррайтинг. Банк применяет каждую из моделей для разных видов кредитования и корректирует ее в индивидуальном порядке.
Скоринговые модели применяются в основном при предоставлении кредитов на покупку товаров (экспресс-кредитование) и при выдаче кредитных карт.
Скоринг представляет собой математическую (статистическую) модель, с помощью которой на базе кредитной истории уже имеющихся клиентов банк определяет, насколько велика вероятность, что тот или иной клиент вернет кредит в назначенный срок. Скоринг выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с надежностью или, наоборот, с ненадежностью клиента.
Техника кредитного скоринга представляет собой оценку в баллах характеристик, позволяющих с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды тому или иному заемщику. Наиболее значимыми для прогнозирования кредитного риска показателями могут быть такие показатели, как возраст, количество иждивенцев, профессия, доход, стоимость жилья и прочее.
Преимущества скоринговых моделей очевидны:
1) снижение уровня невозврата
кредита, быстрота и
2) возможность эффективного управления кредитным портфелем;
3) отсутствие длительного
обучения сотрудников
4) возможность провести экспресс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента.
Однако, несмотря на положительные моменты, применение кредитного скоринга сопряжено с рядом трудностей.
Одна из них заключается в том, что определение оценивающих характеристик производится только на базе информации о тех клиентах, которым банк уже предоставил кредит.
Другая и наиболее значимая проблема состоит в том, что скоринговые модели строятся на основе выборки из числа наиболее "ранних" клиентов. Учитывая это, сотрудникам банка приходится периодически проверять качество работы системы и, когда оно ухудшается, разрабатывать новую модель.
Следует отметить, что из анкеты-заявления, заполненной заемщиком, для оценки берутся порядка десяти характеристик, а остальные данные хранятся в статистической базе для дальнейшего обновления и анализа.
На текущий момент российские
банки оценивают такие
Несомненно, сегодня это
основные параметры, по которым можно
определить степень кредитоспособности
физического лица. Однако непрерывная
корректировка скоринговой
Более сложная и тщательная
оценка заемщика применяется при
выдаче физическим лицам кредитов на
неотложные потребительские нужды.
Это, как правило, среднесрочные
ссуды на покупку дорогих вещей,
оплату каких-либо услуг и работ.
Примером может служить приобретение
дорогостоящей мебели, плата за обучение,
финансирование ремонта жилья и
т.п. В этом случае многие крупные
коммерческие банки определяют платежеспособность
заемщика на основании документов с
места работы о доходах и размерах
удержаний, а также по данным анкеты.
Результат вычисляется как
Для оценки платежеспособности клиента кредитным инспекторам необходимо проанализировать огромное количество документов. Перечень их достаточно велик и насчитывает около пятнадцати наименований. Обязательное их предоставление клиентом, с одной стороны, ограничивает круг потенциальных заемщиков банка, а с другой, позволяет сформировать кредитный портфель более высокого качества и снизить кредитный риск.
Один из плюсов данной методики
– применение специальных формул
и корректирующих коэффициентов, которые
позволяют упростить работу сотрудников
кредитного департамента банка и
рассчитать платежеспособность потенциального
заемщика. Однако показатели для нее
следует получать в каждой конкретной
ситуации отдельно, а результат не
рассматривать как нечто, свидетельствующее
однозначно в пользу или против выдачи
кредита. Ведь даже если на момент рассмотрения
кредитной заявки финансовые показатели
клиента находятся на приемлемом
уровне, не стоит забывать, что риск
невозвращения кредита все
При ипотечном кредитовании физических лиц основной способ снижения кредитного риска банка – проведение андеррайтинга заемщика, при котором происходит оценка вероятности погашения кредита, предполагающая анализ платежеспособности потенциального клиента в порядке, установленном банком, а также принятие положительного решения по заявлению на ипотечный кредит или отказ в предоставлении ссуды.
Наиболее важный момент в процессе андеррайтинга – оценка платежеспособности клиента с точки зрения возможности своевременно осуществлять платежи по кредиту. Для выполнения данной оценки консолидируется информация о трудовой занятости и получении заемщиком доходов, его расходах. После этого делается вывод – сможет ли он погасить кредит и выдается заключение, является ли закладываемое имущество достаточным обеспечением для предоставления ссуды.
Следует отметить, что понимание
целесообразности и актуальности использования
более совершенных методик
Если же банк планирует разворачивать масштабную программу, то для того чтобы преуспеть на рынке в условиях постоянного ужесточения конкуренции и, как следствие, сокращения доходности, необходимо искать пути сокращения операционных расходов и минимизации рисков.
Обязательным условием здесь будет правильное построение механизма, который будет осуществлять эту деятельность. Образно говоря, нужно создать своеобразный конвейер, состоящий из определенного количества сотрудников, взаимодействующих с заемщиками и между собой по определенным четко обозначенным правилам и алгоритмам.
В числотаких алгоритмов входят методики анализа заявок и принятия решений о выдаче кредита. 15
Итак, операции потребительского кредитования являются одними из самых доходных статей банковского бизнеса. За счет этого источника может формироваться значительная часть чистой прибыли кредитной организации, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам коммерческого банка.
Операции потребительского кредитования являются перспективными и привлекательными для коммерческих банков, а, значит, важным становится и разработка комплекса мероприятий по снижению уровня кредитного риска и управлению им. Управление кредитным риском основывается на выявлении причин невозможности или нежелания заемщика выполнять свои обязательства и определении методов снижения уровня риска. Целью управления кредитным риском является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору и минимизация финансовых потерь коммерческого банка в случае невозврата кредита.
Подводя итог, можно сказать,
что кредитование физических лиц
рассматривает важную составную
часть целостной системы
2.1. Краткая характеристика банка
ОАО «Собинбанк» основан в 1990 году. Полное наименование Банка - Акционерный банк «Содействие общественным инициативам» (открытое акционерное общество) ОАО «Собинбанк», 100% акций ОАО «Собинбанк» принадлежат ОАО «АБ «РОССИЯ». ОАО «АБ «РОССИЯ» является универсальным финансово-кредитным учреждением. С момента основания деятельность ОАО «АБ «РОССИЯ» была направлена на поддержку предприятий важнейших отраслей промышленности. На сегодняшний день в банковскую группу входит самая динамично развивающийся страховая группа СОГАЗ, группа лизинговых компаний «ЗЕСТ», Национальная Медиагруппа, включающая телеканалы РЕН-ТВ, ТРК 5-ый канал и ОАО «Первый канал», ряд сервисных компаний.
Клиентами Собинбанка являются 200 крупных компаний, более 25 тысяч представителей малого и среднего бизнеса, 940 тысяч розничных клиентов. Портфель автокредитов на 1 июля 2011 года — 7,7 млрд рублей. Портфель ипотечных кредитов на 1 июля 2011 — 10,5 млрд рублей.
ОАО «Собинбанк» имеет генеральную лицензию, выданную Центральным банком Российской Федерации на проведение банковских операций в рублях и в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами, лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами, лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской, дилерской, депозитарной деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и т.д.
С декабря 2004 года ОАО «Собинбанк» является участником государственной системы страхования вкладов (рег.№358).
Собинбанк обслуживает важнейшие
отрасли российской экономики –
энергетическую, топливную, транспортную;
агропромышленный комплекс, строительство
и недвижимость, городское и муниципальное
хозяйство, торговлю, финансовые и инвестиционные
компании.Розничный бизнес – одно
из важнейших направлений
В рамках утвержденной долгосрочной стратегии развития Банка была разработана и запущена в действие широкая линейка продуктов и услуг для клиентов - физических лиц и субъектов малого и среднего бизнеса.
Основными продуктами Банка являются:
Целевая аудитория - юридические
лица и предприниматели без
2. Потребительское кредитование населения
Включает в себя широкий спектр банковских продуктов, таких как автокредит, кредит на неотложные нужды с обеспечением и без, кредитные карты и пр.
3. Ипотечное кредитование
Кредитование на покупку
квартир на вторичном рынке жилья,
на покупку квартир на стадии строительства,
а также нецелевые ипотечные
кредиты для собственников
Информация о работе Потребительское кредитование в ОАО «Собинбанк»