Аналитический отчет о прохождении преддипломной практики головном отделении г. Минска ЗАО «МТБанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 13:05, отчет по практике

Описание работы

Основными задачами преддипломной практики являются:
* изучение организационной структуры банка, задач и направлений его деятельности;
* приобретение навыков практической работы;
* исследование направлений деятельности закрытого акционерного общества «МТБанк»;
* приобретение навыков анализа и самостоятельного решения конкретных задач по будущей специальности;
* ознакомление с организационной структурой банка, с особенностями ведения документооборота и формирования финансовых ресурсов, доходов и расходов, прибыли банка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАО «МТБАНК» 4
2. ФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (КАПИТАЛА) БАНКА 9
3. КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ 17
4. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ АКТИВОВ И ПАССИВОВ ЗАО «МТБАНК»Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Ошибка! Закладка не определена.

Файлы: 1 файл

отчет мт.docx

— 144.96 Кб (Скачать файл)

 

    Требования Нацбанка  по предоставленному кредиту  считаются полностью удовлетворенными  после зачисления в кредит  соответствующих счетов, открытых  в Нацбанке, необходимой суммы  средств, поступивших с корреспондентского  счета банка, либо (в случае  ненадлежащего исполнения банком  своих обязательств) в результате  реализации, а также оставления  Нацбанком за собой заложенных  ценных бумаг. День указанного  зачисления средств является  днем погашения кредита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2. Кредитные операции.

 

      1.  Кредитная  политика банка, ее содержание. Кредитный процесс

 

    Кредитная политика  коммерческого банка — это  совокупность факторов, документов  и действий, определяющих развитие  коммерческого банка в области  кредитования своих клиентов. Кредитная  политика определяет задачи и  приоритеты кредитной деятельности  банка, средства и методы их  реализации, а также принципы  и порядок организации кредитного  процесса. Она создает основу  организации кредитной работы  банка в соответствии с общей  стратегией его деятельности, являясь  необходимым условием разработки  системы документов, регламентирующих  процесс кредитования.

    Кредитная политика  коммерческого банка должна четко  определять цели кредитования, содержать  правила реализации конкретных  целей, в том числе содержать  стандарты и инструкции, представляющие  собой методическое обеспечение  ее реализации.

    Кредитная политика  коммерческого банка обычно разрабатывается  и совершенствуется высшим руководством  банка (чаще всего это президент  банка, вице-президенты, кредитный  комитет) и формирует основные  направления кредитной деятельности: объективные стандарты и критерии, которыми должны руководствоваться  банковские работники; основные  действия лиц, принимающих стратегические  решения в области кредитования; принципы контроля за качеством  управления кредитной деятельностью  в банке и работой служб  внутреннего и внешнего аудита.

    Можно сказать,  что кредитная политика коммерческого  банка — это совокупность его  кредитной стратегии и кредитной  тактики. При этом стратегия  определяет основные принципы, приоритеты  и цели конкретного банка на  кредитном рынке, в то время  как тактика — конкретные финансовые  инструменты, используемые банком  для реализации его целей при  осуществлении кредитных сделок, правила их совершения, порядок  организации кредитного процесса.

    Проявление сущности  кредитной политики коммерческого  банка заключается в ее функциях. Условно их можно разделить  на две группы: общие, присущие  различным элементам банковской  политики, и специфические, отличающие  кредитную политику от других  элементов банковской политики.

    К общим функциям  относятся:

    • Коммерческая  функция, заключается в получении  банком прибыли от проведения  различных операций, в частности,  кредитных.

    • Стимулирующая  функция заключается в стимулировании  аккумуляции временно свободных  денежных средств в банки и  их рациональное использование.

    • Контрольная  функция проявляется в том,  что кредитная политика позволяет  контролировать процесс привлечения  и использования кредитных ресурсов  банками и их клиентами с  учетом приоритетов, определенных  в кредитной политике конкретного  банка.

    • Специфическая  функция кредитной политики всего  одна, но очень важная. Это функция  оптимизации кредитного процесса. Действие данной функции направлено  на достижение цели банковской  политики.

    Разработка кредитной  политики любого банка зависит  от целого ряда факторов, в  числе которых можно выделить  макрофакторы и микрофакторы.

    Макрофакторы представляют  собой факторы, влияющие на  формирование и успешное развитие  кредитной политики банка, на  которые он сам непосредственного  влияния оказывать не может.  К таким факторам относят следующие:

▪ макроэкономическая ситуация в стране в целом и тенденции  ее развития;

▪ потенциал и экономические  особенности региона, в котором  работает банк;

▪ состояние и уровень  развития денежного рынка страны;

▪ кредитная политика конкурентов  — других коммерческих банков;

▪ ограничения на объем  кредитных операций, устанавливаемые  законодательно.

    В отличие от  макрофакторов, коммерческий банк  может прямо влиять на микрофакторы, воздействующие на кредитную  политику банка, и посредством  их регулирования самостоятельно  формировать и совершенствовать  свою кредитную политику по  мере надобности.

К микрофакторам относятся  прежде всего такие факторы, как:

▪ квалифицированность банковского  персонала;

▪ обеспечение банковского  персонала необходимыми информационными  и рабочими материалами;

▪ готовность персонала банка  к работе с различными категориями  заемщиков;

▪ процентная политика банка  в области выдаваемых кредитов;

▪ потенциальные и уже  существующие заемщики банка.

    Организацию кредитного  процесса проводит кредитный  отдел банка. При этом кредитные  работники должны быть ознакомлены  с банковской кредитной политикой,  особенно с требованиями по  заполнению и ведению документации  и с методами кредитования. Основная  работа по организации кредитного  процесса в банке может быть  представлена в виде следующих  этапов:

▪ формирование портфеля кредитных  заявок;

▪ проведение переговоров  с потенциальным клиентом;

▪ принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его  предоставления;

▪ оформление кредитного дела;

▪ работа с клиентом после  получения им ссуды;

▪ возврат кредита с  процентами и закрытие кредитного дела.

    Первый этап  включает в себя сбор информации  о спросе на кредит, ее анализ  и предварительный отбор заявок. На данном этапе перед кредитным  работником стоит задача подготовиться  к проведению переговоров и  получить наиболее полную информацию  о потенциальном заемщике. Перед  проведением переговоров кредитный  работник заранее знакомится  с предоставленными ему финансовыми  и справочными документами клиента.  Эти документы предоставляются  в соответствии с перечнем, разработанным  и утвержденным положением о  кредитовании. При этом для различных  групп клиентов могут разрабатываться  различные перечни необходимых  документов.

    На втором этапе  основная цель банка — окончательное  определение кредитоспособности  и финансового положения клиента  с целью заключения кредитного  договора на более выгодных  для банка условиях. Во время  переговоров с заемщиком кредитный  работник должен получить как  можно более четкое и ясное  представление о степени обдуманности  решения о займе, проанализировать, насколько обоснованна сумма  ссуды, выяснить возможные неблагоприятные  внешние факторы с тем, чтобы  обеспечить безусловный возврат  ссуды.

    С целью снижения  риска невозврата кредита рекомендуется  после получения заявления на  выдачу ссуды с резолюцией  руководства банка ответственному  исполнителю кредитного отдела  банка проводить с потенциальным  заемщиком переговоры с целью  уяснения его финансового положения  и платежеспособности, а также  для выработки конкретных условий  кредитного договора.

    На третьем этапе  банком принимается решение о  возможности и форме предоставления  ссуды. Процесс принятия решения  о возможности и целесообразности  выдачи кредита должен включать  следующие основные моменты:

▪ оценку заявки клиента, что  включает сбор информации о заемщике, анализ цели получения средств и  соответствие ее заявке, а также  определение структуры ссуды;

▪ анализ источников погашения  ссуды;

▪ оценку рисков, которые  могут затруднить погашение ссуды.

    На этом же  этапе ответственный исполнитель  кредитного отдела банка должен  осуществлять комплексный анализ  предоставленных документов, определить  обеспечение, и в случае необходимости  предоставленные банком кредиты  должны обеспечиваться либо залогом  (в том числе залогом ценных  бумаг), либо поручительствами, либо  гарантиями, либо страховыми свидетельствами.

    На четвертом  этапе в случае положительного  решения вопроса о целесообразности  предоставления кредита ответственный  исполнитель подготавливает проект  кредитного договора в соответствии  с условиями, согласованными с  заемщиком. Кредитный договор  является документом, на основе  которого производится кредитование  клиента. В нем определяются  основные условия выдачи ссуды:  цель, сроки, размер и цена кредита;  режим использования ссудного  счета, порядок погашения суммы  основного долга и процентов  по нему; виды и формы проверки  обеспечения; объем информации, предоставляемой  заемщиком; обязанности и ответственность  сторон, а также прочие условия.

    На пятом этапе  банк проводит работу с клиентом  уже после получения им ссуды.  Эта работа предполагает проведение  контроля за исполнением кредитного  договора и поиск новых форм  сотрудничества с клиентом. В  процессе контроля сотрудники  кредитного отдела используют  различные источники информации: информацию самого банка, других  финансовых институтов заемщика. Банк принимает меры по реализации  возвратности ссуды, контролирует  регулярное поступление процентов  за пользование ею, проводит плановые  и внеплановые проверки на  местах. В ходе этих проверок  контролируется соответствие фактического  расходования ссуды ее целевому  назначению, предусмотренному в  кредитном договоре, проверяются  накладные, договоры на куплю-продажу  товарно-материальных ценностей.

    Для контроля  за использованием кредита, а  также за финансовым положением  заемщика банк должен использовать  права, оговоренные в кредитном  договоре. При нарушении заемщиком  условий договора или при возникновении  обстоятельств, повышающих уровень  риска, банк имеет право потребовать  изменения условий кредитного  договора. Он может ограничить  или полностью прекратить предоставление  кредита заемщику. При необходимости  досрочного взыскания суммы кредита  из-за несоблюдения заемщиком  условий кредитного договора  устанавливается конкретный срок  погашения задолженности по ссуде.  Известить об этом заемщика  необходимо не позднее чем  за 10 дней.

    На шестом этапе  осуществляется возврат кредита  с процентами и закрытие кредитного  дела. Погашение задолженности осуществляется  в соответствии с условиями  кредитного договора и по согласованию  сторон. Датой погашения кредита  считается дата зачисления средств  в погашение задолженности по  кредиту на соответствующий счет  банка или в кассу.

    Это завершающий  этап кредитных взаимоотношений  банка с заемщиком.

    Таким образом,  к целям кредитной политики  коммерческого банка можно отнести,  во-первых, определение видов кредита,  которые банк будет предоставлять  определенным заемщикам на определенных  условиях, и, во-вторых, поддержание  оптимального соотношения между  кредитами, депозитами и другими  обязательствами и собственным  капиталом банка.

Однако конечная цель кредитной  политики любого банка — формирование оптимального кредитного портфеля.

 

 

 

      2. Анализ  кредитоспособности кредитополучателя.

 

      В банковской  практике не существует единой  стандартизированной системы оценки  кредитоспособности. Банки разных  стран используют различные   системы анализа кредитоспособности  клиента. Многообразие подходов  определяется различной степенью  доверия  к количественным  и качественным способам  оценки  факторов кредитоспособности, особенностями  индивидуальной  культуры кредитования  и исторически сложившейся практикой  оценки кредитоспособности.

      Оценка кредитоспособности  кредитополучателя – юридического  лица включает два основных  этапа:  финансовый  анализ (проводится  на основе системы финансовых  показателей) и  качественный (нефинансовый) анализ.

      Качественный  анализ кредитоспособности основан  на использовании информации, которая  не может быть выражена в  количественных показателях. На  данном этапе банк изучает  деловую репутацию потенциального  кредитополучателя (честность, порядочность, квалификацию руководства, опыт  работы в соответствующей отрасли,  текучесть кадров, своевременность  расчетов по ранее полученным  кредитам и др.)  и экономическое  окружение кредитополучателя  (основных  деловых партнеров, конкурентоспособность  продукции, устойчивость рынков  сбыта и т.д.). Для этих целей  может использоваться информация, накопленная как самим банком, так и  другими банками, кредитными  бюро.

      Финансовый  анализ является, как правило,  завершающим этапом в оценке  кредитоспособности и заключается  в определении  ряда показателей,  к которым чаще всего относят  коэффициенты ликвидности,  коэффициенты  обеспеченности собственными средствами, показатели финансовой устойчивости  клиента, а также коэффициенты  оборачиваемости и рентабельности.

Информация о работе Аналитический отчет о прохождении преддипломной практики головном отделении г. Минска ЗАО «МТБанк»