Шпаргалка по "Управление персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

1.Персонал организации: понятие, классификация, источники формирования, методы планирования и учета
Персонал предприятия – это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку, опыт практической деятельности для выполнения миссии предприятия
Классификация:рабочие – работники непосредственно занятые созданием материальных ценностей, оказанием промышленных или транспортных услуг

Файлы: 1 файл

ответы сокращеные.docx

— 398.22 Кб (Скачать файл)

Границы рынка труда* зависят от совокупного спроса на рабочую силу и общего объема ее предложения. То есть в состав субъектов рынка труда входят лица, как ищущие работу, так и имеющие оплачиваемую занятость. Поэтому функционирование рынка труда проявляется не только в высвобождении, переподготовке и трудоустройстве работников. Под механизмом рынка труда следует понимать в первую очередь рычаги, позволяющие произвести оценку стоимости разнокачественной рабочей силы. Такая оценка происходит на основе торга, переговоров между субъектами социально-трудовых отношений.

 

41. Субъекты рынка труда, их взаимоотношения и взаимосвязь.

Рынок труда – это прежде всего система стоимостных отношений между работодателями и работниками по поводу купли-продажи рабочей силы. (Мухаметлатыпов Ф.У. Политэкономия труда. – Уфа, 2001. – 184 с)

 Субъекты  рынка труда:  работодатели, работники, государство. Государство – как  субъект рынка труда – институт, дополняющий недостающие звенья  и самостоятельный институт. Государство  как работодатель. Работодатели  – это не только государство, а предприниматели – как субъекты  товаропроизводства – полезности и стоимости. Работодатели – активное начало на рынке труда (образование, профессиональная подготовка и т.д.). Работники – субъекты экономических отношений:

  1. как владельцы товара (образование – отношение с владельцами образования, с государством, предпринимателями и т. д.);
  2. как созидатели нового товара.

Субъекты рынка труда - это наемные работники (и их объединения - профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники - это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства (менеджеру).

Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий на работу одного и более человек.

Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления. Оно выполняет следующие функции:

•  социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех отраслях экономики;

•  законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;

•  регулирования рынка труда косвенными методами;

•  защиты прав всех субъектов рынка труда;

•  ролевые (функции работодателя на государственных и муниципальных предприятиях).

Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. (Конституция РФ, ФЗ РФ «О занятости населения в РФ»(1991г.), в других законах, конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства и т. д.)

Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции.

Рыночная инфраструктура - это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть центров занятости (бирж труда) и т.д.

Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор деятельности, на определенную социальную защиту.

Наряду с работодателем и потенциальным работником в качестве субъектов на рынке труда фигурируют объединения работодателей, а также профессиональные союзы работников.

Характер взаимодействия основных и производных субъектов рынка труда интересен тем, что, познав его, можно определить истинный потенциал трудового права в регулировании отношений, возникающих в ходе такого взаимодействия. Взаимоотношения субъектов рынка складываются в двух аспектах: 1) найма труда; 2) установления условий и размеров оплаты труда1.

В области найма труда трудовое право регулирует индивидуальные отношения, связанные с предложением работы, доступом к ней и потерей работы. Фактически оно вмешивается в процессы выхода (входа) на рынок труда как работодателя, так потенциального или бывшего работника. Подобное вмешательство идет главным образом по линии ограничения свободы субъектов в их выходе на рынок труда, а также ограничения возможностей работодателей по одностороннему выводу своих работников на рынок путем лишения их работы.

Взаимодействие данных субъектов рынка труда, в отличие от взаимодействия основных субъектов, всегда происходит в одну стадию и имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер. Возникающие между ними отношения включаются в предмет трудового права и приобретают (при наличии указанных в законе юридических фактов) форму коллективных правоотношений, сопутствующих трудовым. В рамках таких правоотношений права и обязанности их субъектов подвергаются достаточно подробной правовой регламентации, которая в принципе сужает свободу поведения субъектов данной категории на рынке труда. Отмеченная регламентация касается, к примеру, порядка ведения переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, урегулирования возникающих разногласий и проч.

 

42. Особенности действия закона спроса и предложения на рынке труда. 

  Главная особенность -формируется заработная плата как основной доход подавляющей части населения любой страны. Основными факторами, формирующими спрос на труд, являются: 1) потребность производства в людских ресурсах: чем больше потребность производства в создании новых готовых продуктов, тем выше спрос на людские ресурсы - труд: здесь прямо пропорциональная зависимость; 2) производительность труда. 
Предложение труда зависит от ряда факторов: 1) от демографического (какова величина населения в той или иной стране); 2) образовательного, или квалификации и знаний; 3) здоровья; 4) культуры нации и 5) национальных особенностей. Закон предложения труда гласит: чем больше заработная плата, тем больше предложение труда. Коренное свойство закона предложения: между заработной платой и величиной предложения существует прямая связь.

Спрос на труд (Denand for labor), субъектами которого выступают бизнес и государство, находится в обратной зависимости от величины заработной платы.

        

 

Данный график иллюстрирует зависимость между величиной заработной платы (W) и величиной спроса на труд (L). Отрицательный наклон кривой иллюстрирует тенденцию увеличения спроса на труд при низкой заработной плате и, соответственно, уменьшение спроса на труд при высокой заработной плате.

Факторы, определяющие спрос на труд:

  1. Заработная плата. При прочих равных условиях зависимость между объемом спроса на услуги труда и его ценой является обратной.2.Спрос на конечную продукцию. Чем выше спрос на конечный продукт, тем выше и спрос на труд.3.Взаимозаменяемость факторов производства. Если цена на труд высока, то он будет замещаться более дешевыми факторами производства.4.Уровень квалификации работников. Уровень квалификации, при прочих равных условиях, предполагает более высокую предельную производительность, что приводит к замещению трудом менее доходных факторов производства.5.Предельная доходность труда. На рынке совершенной конкуренции объем спроса на труд будет увеличиваться до тех пор, пока предельный доход от использования фактора труда не будет равен издержкам, т.е. заработной плате (MRPL = W)

Предложение труда (Supply of labor), субъектами которого выступают домашние хозяйства, находится в прямой зависимости от величины заработной платы.

      


Данный график иллюстрирует зависимость между величиной заработной платы (W) и величиной предложения труда (L). Каждая точка на кривой предложения труда (SL) показывает, какой будет величина предложения труда при определенном уровне заработной платы.

Факторы, определяющие предложение труда:

  1. Величина реальной заработной платы. 2.Стратегия нанимаемого. Работник инвестирует время и деньги в повышении собственных производственных возможностей путем получения образования. 3.Время. Он находится под воздействием двух эффектов, присущих также для рынков товаров и услуг, — эффекта замещения и эффекта дохода. Эффект замещения означает вытеснение свободного времени временем труда.Эффект дохода проявляется в падении предложения труда с ростом заработной платы.

 

 

 

43.Безработица как экономическое и социальное явление: причины, формы, последствия, меры регулирования.

Безработица – это особое состояние экономики, когда часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно незанятой, избыточной. По определениям МОТ к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу, но не имеющие ее в данный момент

Причины безработицы могут скрываться как в уровне развития экономики, так и в личностном отношении каждого гражданина страны к необходимости ходить работу. В последнее время, когда человеческая рабочая сила все чаще заменяется компьютерными технологиями, количество неработающих людей  постоянно увеличивается. Причины безработицы связаны и с временными преобразованиями в уровне производства товаров в различных отраслях экономики, а также экономическими застоями, падениями и депрессиями. Значимую роль вносит и определение оплаты труда. В случае, когда повышается минимальный размер труда, расходы производства существенно увеличиваются, следовательно, возникает необходимость в сокращении рабочей силы.

Экономическая наука в зависимости от причин выделяет следующие основные формы безработицы:

  •  фрикционная безработица  это безработица, связанная с краткосрочным периодом поиска новой работы по инициативе самих работников, которые ищут для себя более подходящее место занятости.

•  структурная безработица, обусловленная структурными изменениями в производстве и, как следствие, несоответствием спроса и предложения на рынке труда в отраслевом, квалификационном, региональном отношениях

  •  циклическая безработица  – это безработица, связанная с кризисными явлениями в экономике в ходе экономического цикла.

  Социальные негативные последствия безработицы связаны с переходом индивида из одного статусного состояния (занятого трудовой деятельностью) в другое (безработный) проявляются: в виде усиления депрессии, снижения уровня социального оптимизма, разрыва устоявшихся коммуникативных связей, изменения ценностных ориентаций, перехода в маргинальное состояние; замедление темпов роста экономики вследствие недоиспользования производственных возможностей; лишение части населения заработков, а, следовательно, средств к существованию;  • повышение социальной напряженности в обществе. •  Уменьшая объемы ВВП, безработица приводит к сокращению налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству.  •устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

  1. Соотношение безработицы и темпов роста экономики исследовал американский ученый Артур Оукен. Закономерность, выявленная им, получила название закона Оукена, который гласит: На каждые два процента сокращения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на один процентный пункт. Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости. Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

 

44. Монетарная теория занятости и безработицы, её возможности и ограничения.

Теория сводится в осн-м к следующему: рыночное хозяйство обладает высокой степенью устойчивости и конкурентоспособности, а значит стремится к стабильности  и самоналаживанию. В этой связи он выступает резко пр/вгос-ного вмеш-ва в эк-ку. По их мнению вмеш-во гос-ва явл-ся осн-й причиной инфляции, безраб-цы, неустойчивости экон-го роста. В то время как с-ма свободного рынка способна обеспечивать н/м- ую макроэкон-кую стабильность.

Гос-ное вмеш-во подрывает ее и усиливает циклические колебания. Фридмен выступает пр/всоц-ных мер правит-ва по поддержанию низкооплачиваемых и слабо защищенных слоев населения, считая их неэффективными. Основным регулятором эк-ки считает деньги. Монетаристы пр/вбюджетного  и налогового регул-я и счит, что число гос.регуляторов д/б сокращено до минимума. Гл.их идея – это стабильная эмиссия денег, независимо от эк-го положения. Они считают, что основным фактором, опр-щим физич. объем произ-ва  и ур-нь цен выступает предл-ние денег. В этом предл-нии денег монет-ты видят важнейший и единственый фактор, опр-щий ур-нь произ-ва, занятости и цен. Они счит, что изм-ние предл.денег может привести к краткосрочн. изменениям в реальном объеме произ-ва и занятости,т.к. рынок приспосаблив-ся к этому, но в долгосрочн. перспективе изм-ние предл-ния денег будет влиять только на уровень цен. Не отрицая полостью гос-ного регул-я, монетаристы счит, что оно должно ограничиваться контролем над денежным обращением ден-кредитн. методами. Остальные регуляторы исключаются. Фридмен исходит из того, что денежную политику следует направить на достижение соответствия м/у спросом  на деньги и их предложением. Положительная роль монет-зма сост. в том, что   они обстоятельно исследовали механизм воздействия денег на товарный мир, денежную политику на развитие эк-ки. Они обосновали н/мость сбалансирования гос-ного бюджета. Эта теория служит основой кредит-денежн. политики как одного из методов гос-ного регул-я, кот. она не отрицает.

Информация о работе Шпаргалка по "Управление персоналом"