Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

Uglova (2).doc

— 683.00 Кб (Скачать файл)

Ф. Тейлор ратовал за превращение  научного управления в отрасль индустриального труда по типу инженерного. Его система заключалась в последовательном проведении принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский, в специализации работ. В производственной системе, работающей как слаженный механизм, каждый работник должен быть ответствен за свои функции. При этом следует стремиться достичь соответствия типов работников видам работ. Кроме того, требуется жесткая регламентация деятельности. Это ориентирует каждого работника на исполнение частичной функции, но не требует от него понимания общего замысла.

Ф. Тейлор рассматривал научный  менеджмент как действенное средство сближения интересов всех работников благодаря росту их благосостояния и налаживанию тесного сотрудничества с хозяевами и администрацией для достижения производственных и экономических целей организации.

К представителям школы  научного управления следует отнести  также некоторых российских ученых, прежде всего А. А. Богданова и  А. К. Гастева.

Для данной школы характерны также следующие черты:

• использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;

• целенаправленный отбор работников, лучше всего под ходящих для выполнения задач, их обучение;

• равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами;

• обеспечение работников ресурсами;

• применение материального стимулирования;

• сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Родилась новая наука, выявляющая методы и подходы, которые эффективно могли быть использованы практиками для достижения целей организации.

 

16. Классическая, административная школа управления

Основателем классической (административной) школы является французский предприниматель Анри Файоль (18411925). Его основополагающий труд "Общий и промышленный менеджмент" был опубликован в 1916 г. Он первым предложил формализованное описание работы управляющих и сформулировал основные функции управления.

В качестве основных функций  А. Файоль обосновал планирование, организацию, руководство, координацию и контроль, посредством которых осуществляется процесс управления. Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоял в том, что он считал управление универсальным процессом, состоящим из взаимосвязанных функций планирования и организации.

Представители административной школы управления пытались взглянуть  на организацию с точки зрения широкой перспективы , старались определелить общие характеристики и закономерности управления и создать на их основе универсальные принципы управления, которые могут повысить эффективность производства. Управление ими рассматривалось как единый процесс, состоящий из ряда функций, а процесс управления как сумма всех функций. Основная цель школы  создание (описание) универсальных принципов управления, применение которых обязательно приведет организацию к успеху. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:

• определение лучшего способа разделения организации на подразделения (такими подразделениями они считали финансы, производство, маркетинг) в целях выявления основных функций управления;

• предложение принципов построения структуры организации и управления работниками (это, прежде всего принципы единоначалия, полномочия и ответственности, стабильности рабочего места и др.). Многие из них до сих пор полезны и используются на практике.

Представители административной школы не заботились о социальных аспектах управления и не уделяли внимания человеческому фактору в организации. Организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.

 

17. Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Самыми крупными  авторитетами школы человеческих отношений являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Согласно современной  доктрине менеджмента в системе  управления имеют значение 3 существенных фактора: люди, финансы и техника,  и первое место занимает фактор "люди". Среди господствующих целей менеджмента (отношения между людьми и выполнение задач) преобладает человеческий фактор. Именно такая система управления, где основное внимание уделяется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.

Менеджмент  психологически насыщенная система управления, главные  функции которой непосредственно связаны с психологией. Поэтому для эффективного осуществления этих функций менеджеру нужно овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства: уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т. д.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходу работнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании его собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации путем повышения эффективности использования человеческих ресурсов, создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией.

Главный постулат школы: правильное применение науки о поведении  всегда должно способствовать повышению  эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

Большое значение для  менеджеров здесь приобретает изучение различных поведенческих подходов, которые рекомендует общий менеджмент, и исследование возможности их применения в процессе анализа организации.

 

18. Школа науки управления или количественного подхода

Развитие математики и вычислительной техники заложило основу нового

направления в теории управления, получившего название «наука управления». В её основе лежит количественный подход, который предполагает использование научных методов анализа функционирования производственных систем и решения проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем. Сторонники данного направления, которое зародилось в период второй мировой войны, ставили перед собой задачу: с помощью количественных методов изучать операционные проблемы организации. Такой подход иногда называют операционным или исследованием операций. Исследование операций, по сути своей, это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. Существенный вклад в развитие этого подхода внесли К.Черчмен, Р. Акоф, Л. Берталанфи.

Отличительной особенностью науки управления является использование  моделей.

Модели стали следующим  шагом по сравнению со словесными рассуждениями и описательным анализом. Они представляют собой заведомое упрощение ситуации с выявлением и сохранением основных закономерностей. Изменяя значения переменных модели, соответствующих факторам, характеризующим ситуацию, можно осуществить более полный ее анализ. Модели, адекватно описывающие управленческую ситуацию, позволяют определить основные тенденции ее развития, провести анализ чувствительности к изменениям и анализ устойчивости, выявить ожидаемые опасности, возможные перспективы, отыскать оптимальное сочетание ожидаемого эффекта и затрачиваемых ресурсов. Количественный подход в области управления положил начало новым направлениям науки, связанным с выработкой и принятием управленческих решений, таким, как исследование операций, системный анализ, линейное и целочисленное программирование, динамическое программирование, теория игр и др.

 

19. Управленческие идеи в России (ученые, этапы развития управленческих идей)

Развитие менеджмента  в нашей стране имеет свои особенности. Родионова выделила школу «научной организации производства» (1900 –1930 г.), «новую школу» (1930 – 1965 г.) и школу системных исследований (с 1965 г.). Наиболее плодотворным развитие отечественного менеджмента было в 20-е годы ХХ века, в период новой экономической политики (создан первый пятилетний план). В это время выделились две основные группы концепций менеджмента: организационно-технические и социальные.

  • Богданов установил, что формирование организованностей в природе, технике и обществе имеет общие черты. Это позволило ему предложить всеобщую организационную науку (тектологию). Ерманский сформулировал предпосылки об организации труда и управления. Выделил «закон организационной суммы», которая будет больше, чем «арифметическая составляющая ее сил». Предложил принцип физиологического оптимума. Гастев совместно с сотрудниками Центрального института труда, который он возглавлял, разработали концепцию трудовых установок. Элементы этой концепции: теория трудовых движений в производственном процессе; организация рабочего места (рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка); методика рационального производственного обучения.
  • Керженцев сформировал теорию организационной деятельности. Выделив в научной организации труда три объекта – труд, производство и управление, считал последнее самым главным. Витке, сторонник социальной концепции в управлении, в выдвинутой им социально-трудовой концепции управления производством разграничил управление вещами (орудиями труда) и людьми, сконцентрировался на последнем. Сформулировал такие требования к руководителям: умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники». Иоффе создал систему микроэлементных нормативов времени для технического нормирования. Непорент разработал научную теорию организации производственного процесса во времени, в том числе видов движения партии деталей по операциям. Дунаевский выдвинул теорию административной емкости, под которой понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных вне зависимости от их личных качеств.

Следует отметить, что  за период с 1919 по 1930 г., по некоторым  данным в нашей стране было опубликовано около 800 научных работ по рационализации труда, организации производства и управления. Отсутствие в отечестве рыночных отношений с 1930 по 1990 г. не создавало необходимых предпосылок для теории и практики менеджмента.

Общие черты современного менеджмента отражают этап цивилизации, общественно-экономическую формацию, модель экономики, социально-экономические потребности управления, уровень развития научно-технического прогресса и ряд подобных факторов.

К специфическим чертам относятся: национальные особенности общества, исторические особенности его развития, географические условия, культура и другие подобные факторы.

Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. По моему мнению, российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.

 

20. Международные модели менеджмента.

Американская  модель

Американский менеджмент базируется прежде всего на учениях  школы науч. упр-я (Тейлор)., а также  в нем есть основы классической школы (Файоль). Формир-е новой концепции «школы человеч.отношений» связано с американцем Мэйо. Модель «челов.ресурсы» ориентирвана на на актив.позицию личности в орг-и.

Совр. амер.менед-т базируется на 3 осн.предпосылках:

1)Наличие рынка; 2)Индустр.  способ огр-и произв-ва; 3)Корпорация как осн.форма предпр-ва.

Согласно амер.модели основ.составляющими успеха считаются:

  • Компетентность рук-ля
  • Способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера
  • Доверие как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делег-ю полномочий.

Амер.практика подбора рук-щих раб-в делает глав.акцент на хорошие огранизат.спос-ти, а не на знания чел-ка.

Японская модель

Сущностью япон.менед-та явл.упр-е людьми. При этом японцы рассматр.не одного чел-ка, а группу людей.  Япон.модель ориентир.на социального чел-ка, к-й имеет специфическую систему стимулов (з/п, условия труда, стиль рук-ва, межличност.отнош.м/у раб-ми) и мотивов (труд.успехи раб-ка, признание его заслуг, служ.рост, творч.подход, проф.соверш-е).

Сильнейшим ср-ом мотивации явл. «корпоративный дух» фирмы, под к-м пониматеся слияние с фирмой и преданность ее идеалам. Японии присуще уравнит.вознаграждение за труд. Центральное место в оперативном упр-и япон.мен-та занимает упр-е качеством (концепция тотального контроля – статус религии).

Европейская модель

Жесткий подход к упр-ю  персоналом.

3 необх.усл.эффек.мен-та: 1)»+» настрой рук-ля, 2)верно выбранный  тон(условия коммуник); 3)Выбор правиль.частотности  влияния,т.к.для успеш.мотивации  необх.оптим.частота влияния на  долговрем. память в ассоциативном состоянии чел-ка, когда он наиб.расположен чувствовать, желать.

Европ.фирмы охвачены процессами концентрации и централизации  под влиянием науч-тех.прогресса.

 

21. Деятельность менеджера и его задачи.

Задачи и ф-и менеджмента  осущ.только через д/ть особой категории специалистов, к-х принято называть менеджерами. Менеджеры – лица, возглавляющие существующий коллектив, направляющие о координирующие работу всего аппарата управления и его отдельных звеньев, а также осущ. Контроль и регул-е д/ти коллектива по выполнению постал. Задач и достиж. Целей. Лучше других в своем коллективе менеджер должен уметь рук-ить. Менеджер – специалист, проф.занимающийся управл. деят-ю в конкр.  обл-ти функц-я предп-я. Проф. занятия озн, что этот спец-ист заним. пост. должн. на предп-и и наделен полн-ми принимать управл. реш-ия в опр. сфере деят-и предп-я. Термин менеджер может употр.  примен-н к дост-но широкой катег-рии сотр-ов предпр-я руковод-ям групп, нач-ам лабор-рий, отделов, координир-им деятельно. различн. подразд. и внеш. партнеров, руковод-ям предпр-ий, фирм вцелом. Менеджерами явл. люди, надел-ые большим объемом рботы, с которым они могут справ-ся лишь с помощью других людей. Менеджеры делают человеческие, фин. физ. ресурсы макс. эффект-ыми, у них особый предм. труда   -  информация, преобрвазуя которую они приним. реш-ия, необх. для измен. сост. управляемого объекта.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"