Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".
1. Менеджмент.
Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Изначально понятие «менеджмент» американского происхождения и в дословном переводе означает «управление», «администрация». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, но в действительности их смысловое содержание различается. Употребляя термин «менеджмент» необходимо следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов.
В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:
— как область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение;
— как область научного исследования. Основные задачи менеджмента как науки заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия и способы по их достижению, разделить задачи на различные виды операций, распределить работы, координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.
— как учебная дисциплина. Менеджмент как научная дисциплина ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации.
2. Основные задачи
менеджмента
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, человеческих и т. д. Кроме того, в зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют различное значение.
Основными задачами менеджмента являются следующие:
— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
— переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
— разработка стратегии развития организации и реализация;
— определение целей развития организации;
— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
3. Школа Тейлора (научная), школа гуманистического менеджмента.
Основателем школы научного упр. считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «у-ием посредством заданий». Основные принципы Ф. Тейлора. 1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деят.. 2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. 3. Сотрудничество администрации с рабочими. 4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей. Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно кот. рабочие получали з/п в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок зп. значит, что рабочие, произв. продукции больше дневной станд. нормы, должны получать более высокую сдельную ставку.Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зараб. деньги, увеличивая произв. труда. Главная идея Тейлора у-ие должно стать системой, основанной на опр.. научных принципах; должно осуще. специально разработанными методами и меропр. Следует нормировать и стандартизировать не только технику произв., но и труд, его орг-ию и у-ие. В концепции Тейлор внимание уделяет «чел. фактору». Научное у-ие, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне орг-ии. Тейлоризм интерпретирует человека как фактор произ. и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для дости. целей орг-ии.
4. Школа человеческих ресурсов. Бихевиористический подход.
Школа человеческих отношений в управлении. Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт(Англия), Э. Мэйо (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботуо своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведет к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Согласно современной доктрине
менеджмента в системе
5. Административный менеджмент
Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.
Возникновение административной школы управления главным образом связано с именем Анри Файоля (1825—1925), который является создателем так называемой теории администрации.
Файоль сформулировал 14 основных принципов управления:
1. Разделение труда. Целью
2. Полномочия и ответственность.
В современных условиях этот
принцип звучит так:
3. Дисциплина. Предполагает выполнение достигнутых соглашений между фирмой и работником. Одной из главных задач руководителя организации является установление соглашений, связывающих фирму и работника, из которых возникают дисциплинарные формальности, т. е. правила поведения работников в конкретных ситуациях.
4. Единоначалие. Каждый работник
должен получать распоряжения
только от своего
5. Единство руководства. Все
виды деятельности, преследующие
одну и ту же цель, должны
осуществляться под
6. Подчиненность личных
7. Вознаграждение —
8. Централизация — это
9. Скалярная цепь (иерархия) — это цепь руководителей от самого высшего до самого низшего ранга. Следует помнить, что специфика современного управления требует наличия наряду с иерархией широкой сети горизонтальных связей. 10.Порядок. Файоль подразделял порядок на материальный — "всему свое место и все на свое место" и социальный — "каждому свое место и каждый на своем месте".
11.Справедливость. Лояльность и
преданность персонала должны
обеспечиваться уважительным и
справедливым отношением
12.Стабильность рабочего
13.Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.
14.Корпоративный дух. Сила
6. Менеджмент колличественный.
Одновременно с системным подходом в 1950-х гг. возник количественный подход в управлении, или исследование операций. Он продолжал направление Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в математике, статистике, компьютерной технике. Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы.
В конце 60-х годов начал разрабатываться ситуационный подход куправлению. Он стал логическим продолжением теории систем. Ситуационный подход не отвергает приведенные теории. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация. Под ситуацией понимается конкретный набор внутренних и внешних обстоятельств (факторов), которые оказывают воздействие на организацию в данное время. Именно ситуация определяет функции управления, выбор методов, стилей, структур, принципов управления для достижения целей организации наиболее эффективным способом. С точки зрения ситуации лучшего способа управления не существует. Ситуационный подход пытается определить, какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.
Методологию ситуационного подхода можно разделить на 3 основные части:
1) менеджер должен
быть знаком с основными
2) каждая из управленческих
концепций имеет свои сильные
и слабые стороны, их
3) менеджер должен
уметь правильно
7.
Современный концепции
СИТУАЦИОН.ПОДХОД
В У-ИИ Основоположником является Фидлер. В условиях, когда задачи
упр. четко сфор-ны, то должностные полномочия
значительны, и отношения с подчиненными
становятся благоп.ыми. Если условия менее
благоп.ы, руководителю, по мнению Фидлера,
лучше использовать инструменталь.стиль.
Инструменталь.стиль руководства направлен
на поддержание чел. отношений и подходит
в умеренно благопр. ситуациях, когда нет
достаточной власти, чтобы обеспечить
необходимый уровень сотрудничества с
подчиненными. В такой ситуации испол.ие
данного стиля расширит возможности рук.
и сделает его более влиятельным. Вариант ситуационного подхода
– модель «путь – цель», созданная Митчелом
и Хаусом. Особенность модели: рук-ль может
побуждать подчиненных к дости. целей
орг-ии, воздействовать на пути дости.
этих целей, следовательно, основная задача
рук-ва состоит в том, чтобы объяснить,
какие блага получат подч-ые, если будут
хорошо работать. В соответствии с этим
выделяют 4 основные стиля рук-ва.1. Приказ-ий2.
Продающий 3. Участвующий 4. Делегирующий Основные
критерии при выборе стиля руководства:
– вероятность того, что единолич. реш.ие
рук-ля получит поддержку; – структурир.
проблемы; – наличие информ. и опыта у
подч-ых; – уровень требований, предъявляемых
к реш.ию; – причастность подчиненных
к делам орг-ии; – заинтер. исполнителей;
– вероятность возник.конфликтов в рез.те
принятия реш.ий.
СИСТЕМ.ПОДХОД В У-ИИ Теория систем
создана Берталанфи в 1930-е гг. XX в. Она связана
с анализом, проектир. и функционированием
самост. подразд-ий. Организ.системы подразделяют
на закрытые и открытые. Закрытая орг.система
–не обменивается с внешней средой продуктами,
услугами, товарами. Открытая орг. система
имеет связи с внешней средой. Любая орг-ия является
открытой системой. Она получает из окруж.
среды ресурсы в виде инф-ии, людей, капитала,
сырья, энергии, оборудования, кот. становятся
элементами ее внутр.среды. Часть ресурсов преобр.
в продукты и услуги, кот. затем передаются
во внеш. среду. Любая орг-ия функционирует
вну3 более круп. системы: внешнеполит
экон., соц.и технич. среды, в кот. она пост.вступает
в сложные взаимодействия. Она включает
в себя подсистемы, кот. тоже взаимосвязаны
и взаимодействуют. Нарушение функ-ния в одной
части системы приводит к трудностям в
других ее частях
8. Особенности глобальной экономики
Глобализация - тенденция к образованию всемирной
инвестиционной среды и интеграция национальных
рынков капиталов. Некоторые ученые считают
глобализацию основным содержанием истории
развития человечества в течение последних
500 лет. По их мнению, это явление включает
в себя несколько аспектов: ментальный
или культурно-идеологический, территориальный,
экономический, информационно-
Экономический аспект глобализации касается осуществляемых последние два десятилетия программ МВФ и Мирового банка по глобализации мировой экономики. Свободный переток капитала в мировой финансовой системе и открытые рынки в конце ХХ века привели к серии острых валютных кризисов. Рухнули финансовые системы большинства развивающихся стран. Социалистические страны стали банкротами. И если для некоторых стран глобализация - надежный путь к успеху, в других она не может оказать должного эффекта, поскольку экономические и социальные кризисы в этих странах не могут быть решены только с помощью свободного рынка и рыночных реформ. С этим связаны демонстрации противников глобализации, развернувшиеся по всему миру (в конце 1999 года - в Сиэтле, в сентябре 2000-го - в Праге, в апреле 2001-го - в Квебеке). Многие страны поняли, что свободная торговля - это еще не все: они не получают реальных выгод от глобализации и все больше отстают, их бедность приобретает фатальный характер.
Суть глобализации заключается
в развитии взаимосвязей и усилении
взаимозависимости между
Глобализация – это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.
В упрощенном виде необходимо выделить следующие аспекты глобализации:
- технологический: глобализация была обусловлена рядом революционных достижений в отрасли микроэлектроники, оптической электроники и телекоммуникаций;