Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

менеджмент распечатать!.doc

— 387.00 Кб (Скачать файл)

1. Менеджмент.

Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Изначально понятие  «менеджмент» американского происхождения  и в дословном переводе означает «управление», «администрация». Русское  слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, но в действительности их смысловое содержание различается. Употребляя термин «менеджмент» необходимо следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов.

В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:

— как область профессиональной деятельности и обозначает функцию  и людей, ее выполняющих, указывает  на социальное или должностное положение;

— как область научного исследования. Основные задачи менеджмента  как науки заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления, разработать определенные мероприятия и способы по их достижению, разделить задачи на различные виды операций, распределить работы, координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации, совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций, а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации, стиля управления.

— как учебная дисциплина. Менеджмент как научная дисциплина ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации.

 

 
2. Основные задачи  менеджмента

Задачи менеджмента  непрерывно усложняются по мере роста  масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов — материальных, финансовых, человеческих и т. д. Кроме того, в зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют различное значение.

Основными задачами менеджмента  являются следующие:

— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;

— переход к использованию  работников, обладающих высокой квалификацией;

— стимулирование сотрудников  организации путем создания для  них соответствующих условий  труда и системы его оплаты;

— определение необходимых  ресурсов и источников их обеспечения;

— разработка стратегии  развития организации и реализация;

— определение целей  развития организации;

— выработка системы  мероприятий для достижения намеченных целей;

— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

 

3. Школа Тейлора (научная), школа гуманистического менеджмента.

Основателем школы научного упр. считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «у-ием посредством заданий». Основные принципы Ф. Тейлора. 1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деят.. 2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. 3. Сотрудничество администрации с рабочими. 4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей. Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно кот. рабочие получали з/п в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок зп.   значит, что рабочие, произв. продукции больше дневной станд. нормы, должны получать более высокую сдельную ставку.Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зараб. деньги, увеличивая произв. труда. Главная идея Тейлора у-ие должно стать системой, основанной на опр.. научных принципах; должно осуще. специально разработанными методами и меропр. Следует нормировать и стандартизировать не только технику произв., но и труд, его орг-ию и у-ие. В концепции Тейлор внимание уделяет «чел. фактору». Научное у-ие, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне орг-ии. Тейлоризм интерпретирует человека как фактор произ. и представляет рабочего механическим исполнителем предписанных ему «научно обоснованных инструкций» для дости. целей орг-ии.

4. Школа человеческих ресурсов. Бихевиористический  подход.

Школа человеческих отношений  в управлении. Самыми крупными ее авторитетами являются М. Фоллетт(Англия), Э. Мэйо (США). Представители этой школы полагали, что если руководство повышает заботуо  своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбеж­но приведет к увеличению производительности. Они рекомендо­вали использовать приемы управления человеческими отноше­ниями, включающие более эффективные действия непосредст­венных начальников, консультации с работниками и предостав­ление им более широких возможностей общения на работе.

Согласно современной доктрине менеджмента в системе управления имеют значение 3 существенныхфактора: люди, фи­нансы и техника,— и первое место занимает фактор «люди». Сре­ди господствующих целей менеджмента (отношения между людьми и выполнение задач) преобладает человеческий фактор. Именно такая система управления, где основное внимание уделя­ется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.

 

 

5. Административный менеджмент

Административный менеджмент - это  разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий  между исполнителями и контроль их выполнения.

Возникновение административной школы  управления главным образом связано с именем Анри Файоля (1825—1925), который является создателем так называемой теории адми­нистрации.

Файоль сформулировал 14 основных принципов  управления:

1. Разделение труда. Целью разделения  труда является повышение эффективности труда каждого работника в от­дельности и организации в целом.

2. Полномочия и ответственность.  В современных услови­ях этот  принцип звучит так: полномочия  должны соответ­ствовать ответственности.

3. Дисциплина. Предполагает выполнение  достигнутых со­глашений между фирмой и работником. Одной из главных задач руководителя организации является установление со­глашений, связывающих фирму и работника, из которых воз­никают дисциплинарные формальности, т. е. правила пове­дения работников в конкретных ситуациях.

4. Единоначалие. Каждый работник  должен получать рас­поряжения  только от своего непосредственного  руководите­ля. 

5. Единство руководства. Все  виды деятельности, пре­следующие  одну и ту же цель, должны  осуществляться под руководством  одного начальника и в соответствии с еди­ным планом.

6. Подчиненность личных интересов  общим. Интересы одного работника  или группы работников не должны  ста­виться выше интересов предприятия.  Интересы государ­ства должны  быть выше интересов граждан.

7. Вознаграждение — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работников посредством при­менения методов мотивации.

8. Централизация — это рациональное  применение кон­центрации и рассредоточение  власти для повышения эффек­тивности  управленческой деятельности.

9. Скалярная цепь (иерархия) — это цепь руководителей от самого высшего до самого низшего ранга. Следует по­мнить, что специфика современного управления требует на­личия наряду с иерархией широкой сети горизонтальных свя­зей. 10.Порядок. Файоль подразделял порядок на матери­альный — "всему свое место и все на свое место" и соци­альный — "каждому свое место и каждый на своем месте".

11.Справедливость. Лояльность и  преданность персонала должны  обеспечиваться уважительным и  справедливым от­ношением администрации  к подчиненным.

12.Стабильность рабочего места  для персонала. Высокая текучесть  кадров снижает эффективность  организации и ве­дет к дополнительным  издержкам. Текучесть кадров одно­временно  является причиной и следствием  плохого управле­ния.

13.Инициатива. Разработка плана и его успешная реали­зация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возмож­ность проявить личную инициативу и реализовать свой по­тенциал.

14.Корпоративный дух. Сила предприятия  заключается в объединении персональных усилий всех его работников. Фай­оль обращал внимание на недопустимость использования в управлении принципа "разделяй и властвуй". Он подчерки­вал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

 

 

6. Менеджмент колличественный.

 

Одновременно с системным  подходом в 1950-х гг. возник количественный подход в управлении, или исследование операций. Он продолжал направление  Ф. Тэйлора, но на основе новых достижений в математике, статистике, компьютерной технике. Данное направление разрабатывало модели принятия решений в наиболее сложных ситуациях, где нельзя ограничиваться прямой причинно-следственной зависимостью. В готовую модель подставлялись количественные значения исследуемых переменных и рассчитывался оптимальный вариант решения проблемы.

 

В конце 60-х годов начал  разрабатываться ситуационный подход куправлению. Он стал логическим продолжением теории систем. Ситуационный подход не отвергает приведенные теории. Он использует возможности прямого  приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом этого подхода является ситуация. Под ситуацией понимается конкретный набор внутренних и внешних обстоятельств (факторов), которые оказывают воздействие на организацию в данное время. Именно ситуация определяет функции управления, выбор методов, стилей, структур, принципов управления для достижения целей организации наиболее эффективным способом. С точки зрения ситуации лучшего способа управления не существует. Ситуационный подход пытается определить, какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.

Методологию ситуационного  подхода можно разделить на 3 основные части:

1) менеджер должен  быть знаком с основными концепциями  управления; индивидуальное и групповое поведение; системный анализ; методы планирования и контроля; количественные методы принятия решений;

2) каждая из управленческих  концепций имеет свои сильные  и слабые стороны, их необходимо  учитывать, применяя к конкретной  ситуации, а также необходимо  предвидеть вероятные последствия применения данных концепций;

3) менеджер должен  уметь правильно интерпретировать  ситуацию, определять, какие факторы  наиболее важны в данной ситуации, а какими переменными можно  пренебречь.

 

7. Современный концепции менеджмента. Системный подход, ситуационный подход

 

СИТУАЦИОН.ПОДХОД В У-ИИ Основоположником является Фидлер. В условиях, когда задачи упр. четко сфор-ны, то должностные полномочия значительны, и отношения с подчиненными становятся благоп.ыми. Если условия менее благоп.ы, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструменталь.стиль. Инструменталь.стиль руководства направлен на поддержание чел. отношений и подходит в умеренно благопр. ситуациях, когда нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. В такой ситуации испол.ие данного стиля расширит возможности рук. и сделает его более влиятельным. Вариант ситуационного подхода – модель «путь – цель», созданная Митчелом и Хаусом. Особенность модели: рук-ль может побуждать подчиненных к дости. целей орг-ии, воздействовать на пути дости. этих целей, следовательно, основная задача рук-ва состоит в том, чтобы объяснить, какие блага получат подч-ые, если будут хорошо работать. В соответствии с этим выделяют 4 основные стиля рук-ва.1. Приказ-ий2. Продающий 3. Участвующий 4. Делегирующий   Основные критерии при выборе стиля руководства:  – вероятность того, что единолич. реш.ие рук-ля получит поддержку; – структурир. проблемы; – наличие информ. и опыта у подч-ых; – уровень требований, предъявляемых к реш.ию; – причастность подчиненных к делам орг-ии; – заинтер. исполнителей; – вероятность возник.конфликтов в рез.те принятия реш.ий.  
СИСТЕМ.ПОДХОД В У-ИИ Теория систем создана Берталанфи в 1930-е гг. XX в. Она связана с анализом, проектир. и функционированием самост. подразд-ий. Организ.системы подразделяют на закрытые и открытые. Закрытая орг.система –не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами. Открытая орг. система имеет связи с внешней средой. Любая орг-ия является открытой системой. Она получает из окруж. среды ресурсы в виде инф-ии, людей, капитала, сырья, энергии, оборудования, кот. становятся элементами ее внутр.среды. Часть ресурсов преобр. в продукты и услуги, кот. затем передаются во внеш. среду. Любая орг-ия функционирует вну3 более круп. системы: внешнеполит экон., соц.и технич. среды, в кот. она пост.вступает в сложные взаимодействия. Она включает в себя подсистемы, кот. тоже взаимосвязаны и взаимодействуют. Нарушение функ-ния в одной части системы приводит к трудностям в других ее частях

 

8. Особенности  глобальной экономики

Глобализация - тенденция к образованию всемирной инвестиционной среды и интеграция национальных рынков капиталов. Некоторые ученые считают глобализацию основным содержанием истории развития человечества в течение последних 500 лет. По их мнению, это явление включает в себя несколько аспектов: ментальный или культурно-идеологический, территориальный, экономический, информационно-коммуникационный, этнический, а также организационный (имеется в виду целенаправленная деятельность так называемого Мирового правительства). Основным содержанием нынешнего этапа процесса глобализации является, согласно декларациям ее сторонников, объединение мира, завершение формирования целостного планетарного "эго", а конечной целью - прекращение войн и всякого геополитического противостояния вообще. Противники глобализации заявляют, что на практике она оборачивается, напротив, тотальным духовным и интеллектуальным рабством, потерей суверенитета и национальной идентичности.

Экономический аспект глобализации касается осуществляемых последние два десятилетия  программ МВФ и Мирового банка  по глобализации мировой экономики. Свободный переток капитала в  мировой финансовой системе и  открытые рынки в конце ХХ века привели к серии острых валютных кризисов. Рухнули финансовые системы большинства развивающихся стран. Социалистические страны стали банкротами. И если для некоторых стран глобализация - надежный путь к успеху, в других она не может оказать должного эффекта, поскольку экономические и социальные кризисы в этих странах не могут быть решены только с помощью свободного рынка и рыночных реформ. С этим связаны демонстрации противников глобализации, развернувшиеся по всему миру (в конце 1999 года - в Сиэтле, в сентябре 2000-го - в Праге, в апреле 2001-го - в Квебеке). Многие страны поняли, что свободная торговля - это еще не все: они не получают реальных выгод от глобализации и все больше отстают, их бедность приобретает фатальный характер.

 

Суть глобализации заключается  в развитии взаимосвязей и усилении взаимозависимости между отдельными странами и географическими регионами  мира.

 

Глобализация  – это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.

 

В упрощенном виде необходимо выделить следующие аспекты глобализации:

 

- технологический: глобализация была обусловлена рядом революционных достижений в отрасли микроэлектроники, оптической электроники и телекоммуникаций;

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"