Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

1)Понятие и сущность менеджмента
2) Характерные черты и содержание менеджмента
3) Виды и уровни менеджмента
4) Основные функции управления и их взаимосвязь

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену по менеджементу.docx

— 215.23 Кб (Скачать файл)

МЕНЕДЖЕМЕНТ

вопросы:

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1)Понятие и сущность  менеджмента

2) Характерные черты и  содержание менеджмента

3) Виды и уровни менеджмента 

4) Основные функции управления  и их взаимосвязь

 

ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1)Эволюция менеджмента  как научной дисциплины

1.1)Школа научного управления (1885-1920гг)

1.2)Классическая (административная) школа (1920-1950гг)

1.3)Школа человеческих  отношений и поведенческих наук

2)Современный менеджмент 

2.1)Управленческие концепции  современного менеджмента 

2.2)Процессный подход

Системные концепции. Системный  подход в менеджменте

Ситуационный подход в  менеджменте

Современные концепции менеджмента

 

ТЕМА 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

1)Методы управления: сущность  и классификация

2) Экономические методы

3)Организационно-распорядительные (административные) методы…

4)Социально-психологические  методы

 

ТЕМА 4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ

1)Сущность и функции целеполагания

2)Миссия организации

3)Категория цель и ее значение в управлении

4)Классификация целей

5)Общие правила постановки и требования к формулированию целей

6)Условия достижения цели

 

ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

1)Определение понятия «организация»

2)Классификация организаций

3)Организация как управленческий объект

4)Внутренняя среда организации

5)Внешняя среда организации

 

ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ  УПРАВЛЕНИЯ

1)Понятие и принципы построения управленческих структур

2)Классификация структур управлений организациями

3)Механистические (бюрократические) структуры

4)Адаптивные (органические) структуры

 

ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  МЕНЕДЖМЕНТА

1)Информация, ее свойства и роль в управлении

2)Информационные системы управления

3)Общие понятия о коммуникации

4)Типы организационных коммуникаций

5)Элементы и этапы процесса коммуникаций

6)Преграды на пути коммуникации

 

ТЕМА 8. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

1)Понятие и сущность управленческих решений

2)Типы решений, принимаемых менеджером

3)Основные этапы и модель принятия рационального решения

4)Факторы, влияющие на процесс принятия решения

5)Организация процесса реализации и создание условий для эффективного выполнения решения

 

ТЕМА 9. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

1)Система и направления работ по управлению трудовыми ресурсами предприятия

2) Формирование ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

3)Развитие трудовых ресурсов

4)Оценка персонала

 

ТЕМА 10. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

1)Понятие и сущность функции мотивации

2)Первоначальные концепции

3)Современные теории мотивации

4)Содержательные теории мотивации

5)Процессуальные теории мотивации

 

 

 

 

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И  СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1.Понятие и сущность менеджмента

Слово «менеджмент» (management) в переводе с английского языка означает «управление». Речь идет об управлении людьми, умении добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Однако не следует толковать слово «менеджмент» однозначно.

Термин менеджмент можно  рассматривать с разных сторон.

Во-первых, менеджмент – это отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства достигает успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др.

Во-вторых, менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ресурсов.

Менеджмент это управление в  условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намеченную прибыль.
  • Постоянное стремление к повышению эффективности производства, с меньшими затратами, получение оптимальных результатов.
  • Хозяйственная самостоятельность обеспечивающая свободу принятия решений тем, что несет конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений.
  • Постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка.
  • Конечный результат деятельности фирмы или хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена.
  • Необходимость исполнения современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии оптимальных и обоснованных решений.

Отличие термина «менеджмент» от «управления»

Термин «менеджмент» по своей сути является аналогом термина 
«управления», это его синоним, однако, не в полной мере. Термин управления намного шире, поскольку применяется к разным сферам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделения в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и объединениях).

Термин менеджмент применяется лишь к управлению социально–экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении не предпринимательских организаций.

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности или доходности, в деятельности фирмы  путем рациональной организацией производственного  процесса, включая управление производством  и развитием технико – технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

 

2.Характерные черты и содержание менеджмента

Характерные черты менеджмента:

1.      Экономический  аспект (заключается в том, что  управление осуществляется через  координацию материальных и трудовых  ресурсов для

достижения цели – прибыли).

2.      Социально-психологический  аспект (заключается в том, что  деятельность

осуществляется группой  лиц по руководству усилиями всего  персонала фирмы для

достижения поставленных целей – система власти, культура, ценности, обычаи).

3.      Правовой  аспект (заключается в том, что  деятельность опирается на

государственную политику и  определяется законодателем).

4.      Организационно-технический  аспект (заключается в  необходимости

определить рациональную последовательность исполнения целей  заданных стратегий).

Управление предприятием, организацией включает в себя три  аспекта:

  1. институциональное (кто управляет и кем) – этот аспект характеризует исполнителей задач управления, в частности менеджеров и органы управления.
  2. Функциональный (как осуществляется управление и как оно влияет на управление). Этот аспект характеризует деятельность и формирование менеджеров и органов управления. Здесь рассматриваются функции управления и специальные характеристики деятельности менеджеров цели управления. Рассматривается отношение менеджеров на управляемых.
  3. Инструментальный ( чем осуществляется управление). Отношение к инструментам, которыми пользуются менеджеры для осуществления своих задач.

Менеджмент - это рациональный способ управления производством, предусматривающий  эффективную организацию труда, постоянное повышение его производительности.

 

 

 

3.Виды и уровни  менеджмента

Выделяют следующие разновидности  менеджмента:

  1. производственный менеджмент решает задачи определения оптимального объема и структуры выпуска продукции, применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановки людей; устранения сбоев и неполадок; текущего контроля; руководства персоналом, разрешения конфликтов и т.п.;
  2. снабженческо-сбытовой менеджмент ориентирован на организацию заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, хранение и отправку готовой продукции покупателям;
  3. инновационный менеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство;
  4. менеджмент персонала решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников; выбора методов их вознаграждения и стимулирования; создания благоприятного морально-психологического климата и помощи в разрешении трудовых споров и конфликтов; улучшения условий труда и быта работников;
  5. финансовый менеджмент связан с составление бюджета и финансового плана организации, формированием и распределением ее денежных ресурсов, оценкой текущего и перспективного финансового состояния, принятием необходимых мер по их укреплению;
  6. эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнения с исходными и плановыми показателями, результатами других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.

 

По  отношению к управленческой структуре  различают основные уровни менеджмента в организации: высший, средний и низовой. Разделение по уровням основывается на различии выполняемой менеджерами работы, распределения полномочий, процесса управления, функций и целей.

Весь  управленческий процесс (включая принятие решений и движение информационных потоков) определяется рамками данной структуры, которую часто сравнивают с пирамидой.

Форма пирамиды соответствует количественному  соотношению персонала, т. е. с повышением уровня уменьшается число должностных  лиц. В качестве элементов управленческой структуры можно рассматривать  как отдельных работников (руководителей, специалистов, служащих), так и специализированные службы, либо отделения. Рассмотрим уровни менеджмента подробнее, каждый индивидуально. Высший уровень – именно здесь  определяются цели и задачи деятельности предприятия, ее основное направление.

 

  1. Основные функции управления и их взаимосвязь

Выделение функций менеджмента  происходит в результате разделения и специализации труда в сфере  управления. Применяются различные  классификации функций управления. 
 
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления.

К ним относятся: 
 
·        прогнозирование и планирование; 
·        организация работы; 
·        мотивация; 
·        координация и регулирование; 
·        контроль, учет, анализ. 
 
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация  и контроль - имеют две общих  характеристики: все они требуют  принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы  получить информацию для принятия правильного  решения и сделать это решение  понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают  все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений  часто называют связующими процессами.

 

ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

  1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины
    1. Школа научного управления (1885-1920гг)

Школа научного управления. Тейлор 1856 – 1915. (1885 - 1920).

Главная заслуга Тейлора  состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы  в расстановке и стимулировании труда рабочих.

1911 г. Основные положения  книги:

  1. создание нового ф-та вместо старых сложившихся методов. Исследование каждого отдельного элемента.
  2. Отбор рабочих на основе научных критериев их тренировки и обучение. Человек – придаток производства и важно синхронизировать труд человека и машины. Создать механизм "человек - машина".
  3. Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле научного обоснования системной организации труда.
  4. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
  5. Использование прогрессивной системы оплаты труда. Для стимулирования большей производительности.
    1. Классическая (административная) школа (1920-1950гг)

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"