Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:42, шпаргалка
1)Понятие и сущность менеджмента
2) Характерные черты и содержание менеджмента
3) Виды и уровни менеджмента
4) Основные функции управления и их взаимосвязь
МЕНЕДЖЕМЕНТ
вопросы:
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1)Понятие и сущность менеджмента
2) Характерные черты и содержание менеджмента
3) Виды и уровни менеджмента
4) Основные функции управления и их взаимосвязь
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1)Эволюция менеджмента как научной дисциплины
1.1)Школа научного управления (1885-1920гг)
1.2)Классическая (административная) школа (1920-1950гг)
1.3)Школа человеческих отношений и поведенческих наук
2)Современный менеджмент
2.1)Управленческие концепции современного менеджмента
2.2)Процессный подход
Системные концепции. Системный подход в менеджменте
Ситуационный подход в менеджменте
Современные концепции менеджмента
ТЕМА 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
1)Методы управления: сущность и классификация
2) Экономические методы
3)Организационно-
4)Социально-психологические методы
ТЕМА 4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ
1)Сущность и функции целеполагания
2)Миссия организации
3)Категория цель и ее значение в управлении
4)Классификация целей
5)Общие правила постановки и требования к формулированию целей
6)Условия достижения цели
ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1)Определение понятия «организация»
2)Классификация организаций
3)Организация как управленческий объект
4)Внутренняя среда организации
5)Внешняя среда организации
ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
1)Понятие и принципы построения управленческих структур
2)Классификация структур управлений организациями
3)Механистические (бюрократические) структуры
4)Адаптивные (органические) структуры
ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1)Информация, ее свойства и роль в управлении
2)Информационные системы управления
3)Общие понятия о коммуникации
4)Типы организационных коммуникаций
5)Элементы и этапы процесса коммуникаций
6)Преграды на пути коммуникации
ТЕМА 8. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
1)Понятие и сущность управленческих решений
2)Типы решений, принимаемых менеджером
3)Основные этапы и модель принятия рационального решения
4)Факторы, влияющие на процесс принятия решения
5)Организация процесса реализации и создание условий для эффективного выполнения решения
ТЕМА 9. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
1)Система и направления работ по управлению трудовыми ресурсами предприятия
2) Формирование ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
3)Развитие трудовых ресурсов
4)Оценка персонала
ТЕМА 10. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
1)Понятие и сущность функции мотивации
2)Первоначальные концепции
3)Современные теории мотивации
4)Содержательные теории мотивации
5)Процессуальные теории мотивации
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1.Понятие и сущность менеджмента
Слово «менеджмент» (management) в переводе с английского языка означает «управление». Речь идет об управлении людьми, умении добиваться поставленных целей, используя их труд и мотивы поведения. Однако не следует толковать слово «менеджмент» однозначно.
Термин менеджмент можно рассматривать с разных сторон.
Во-первых, менеджмент – это отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства достигает успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др.
Во-вторых, менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ресурсов.
Менеджмент это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
Отличие термина «менеджмент» от «управления»
Термин «менеджмент» по своей сути
является аналогом термина
«управления», это его синоним, однако,
не в полной мере. Термин управления намного
шире, поскольку применяется к разным сферам человеческой
деятельности (например, управление
автомобилем); к разным сферам деятельности
(управление в неживой природе, в биологических
системах, управление государством); к
органам управления (подразделения в государственных
и общественных организациях, а также
на предприятиях и объединениях).
Термин менеджмент применяется лишь к управлению социально–экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении не предпринимательских организаций.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организацией производственного процесса, включая управление производством и развитием технико – технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
2.Характерные черты и содержание менеджмента
Характерные черты менеджмента:
1. Экономический
аспект (заключается в том, что
управление осуществляется
достижения цели – прибыли).
2. Социально-психологический аспект (заключается в том, что деятельность
осуществляется группой лиц по руководству усилиями всего персонала фирмы для
достижения поставленных целей – система власти, культура, ценности, обычаи).
3. Правовой аспект (заключается в том, что деятельность опирается на
государственную политику и определяется законодателем).
4. Организационно-технический аспект (заключается в необходимости
определить рациональную последовательность исполнения целей заданных стратегий).
Управление предприятием, организацией включает в себя три аспекта:
Менеджмент - это рациональный
способ управления производством, предусматривающий
эффективную организацию труда,
постоянное повышение его
3.Виды и уровни менеджмента
Выделяют следующие
По отношению к управленческой структуре различают основные уровни менеджмента в организации: высший, средний и низовой. Разделение по уровням основывается на различии выполняемой менеджерами работы, распределения полномочий, процесса управления, функций и целей.
Весь управленческий процесс (включая принятие решений и движение информационных потоков) определяется рамками данной структуры, которую часто сравнивают с пирамидой.
Форма пирамиды соответствует количественному соотношению персонала, т. е. с повышением уровня уменьшается число должностных лиц. В качестве элементов управленческой структуры можно рассматривать как отдельных работников (руководителей, специалистов, служащих), так и специализированные службы, либо отделения. Рассмотрим уровни менеджмента подробнее, каждый индивидуально. Высший уровень – именно здесь определяются цели и задачи деятельности предприятия, ее основное направление.
Выделение функций менеджмента
происходит в результате разделения
и специализации труда в сфере
управления. Применяются различные
классификации функций
Общие
функции выделяются по этапам (стадиям)
управления.
К ним относятся:
· прогнозирование и планирование;
· организация работы;
· мотивация;
· координация и регулирование;
· контроль, учет, анализ.
Конкретные
функции управления тесно связаны
со спецификой предприятия и основными
сферами его деятельности (общее управление,
финансовое управление, производство,
НИОКР, маркетинг).
Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Школа научного управления. Тейлор 1856 – 1915. (1885 - 1920).
Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы в расстановке и стимулировании труда рабочих.
1911 г. Основные положения книги: