Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

1)Понятие и сущность менеджмента
2) Характерные черты и содержание менеджмента
3) Виды и уровни менеджмента
4) Основные функции управления и их взаимосвязь

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену по менеджементу.docx

— 215.23 Кб (Скачать файл)

Административная  школа. Связана с именем Файоль.

Он сформулировал принципы управления, основанные на науке администрирования. Ее классический вариант ориентирован прежде всего на построение организационных  структур и систем. Опираясь на опыт управления большими войсковыми соединениями , разработал свою стройную систему  управления промышленными предприятиями.

Основная книга Файола – "Общее промышленное управление". В этой книге нашли отражение основные управленческие концепции или взгляды:

  1. основные принципы управления являются универсальными и, следовательно, если придерживаться их, то это приведет организацию к успеху:
  • разделение труда
  • полномочия и ответственность
  • дисциплина
  • единство направления
  • подчиненность личных интересов общим
  • вознаграждение
  • централизация
  • иерархические уровни
  • справедливость
  • стабильность рабочего места для персонала и др.
  1. теория управления включает в себя комплекс знаний, которые можно и нужно изучать.
  1. Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Файоль дал четкую классификацию управленческих функций выполняемых на предприятии.
    1. Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Э.Мэйо (1880 - 1949). Основной вывод Мэйо сводился к утверждению, что взаимоотношения работников являются определяющим фактором производственной деятельности. Во главе своих исследований он поставил такие понятия как удовлетворенность работой и моральное воздействие, но в центре внимания остается человек, а не организация.

В отличии от экономического человека непосредственно реагирующего на денежные стимулы она предложила "социального человека", подверженного  личностному влиянию в не формальной рабочей группе. Школа человеческих отношений включает исследования внутри личностных отношений в производственных коллективах.

Развитие этого направления (школы человеческих отношений) получило новый импульс после 2 мировой  войны, в дальнейшем развитие поведенческих  наук (Психология и социология).наиболее известным представителями этой школы являются Мак Грегор, Герцберг, Блейк, Маслоу. Этими учениями бихевиористами (поведения) – было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Маслоу. Он предложил следующую классификацию потребностей личности:

  1. физиологические потребности
  2. безопасность своего существования
  3. социальные потребности
  4. престижность ( авторитет, служебный статус и др.)
  5. потребность в самовыражении, полном использовании своих возможностей достижения цели и личном росте.

Учение Мак Грегора: в основе Х и У лежат следующие характеристики работника:

Теория Х – средний  индивидуум, туповат, стремится увильнуть  от труда. Поэтому его необходимо постоянно принуждать , понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории  предпочитает, что бы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной  безопасности.

Теория У – люди не являются от природы пассивными. Они  стали такими в результате работы в организации. У данной категории  затраты физического и умственного  труда так же естественны и  необходимы, как игры на отдыхе. Такой  человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится  к ней. Модернизированный вариант  учения Мак Грегора представлен Блейком в виде управленческой решетки.

 

2.Современный менеджмент

           2.1. Управленческие концепции современного менеджмента

Цели и задачи управления на этапе рыночных отношений.

Умение выбрать верную цель и правильные методы ее достижения главное достоинство хорошего менеджера. Главное качество, отличающее лидера – точное видение цели. Цели представляют собой будущее состояние объекта  управления , которого хотят достичь  или к которому стремятся. Цели классифицируются по нескольким критериям – по назначению (главная, второстепенная). На переходе РБ к рыночным отношениям необходимо решить следующие главные и второстепенные цели и задачи:

  1. Завершить разработку государственной комплексной программы структурной перестройки экономики республики.
  2. Перестроить ныне действующую структуру управления экономикой на всех уровнях исполнительной власти. Включая кредитно – финансовую, бюджетную, налоговую и кадровую проблемы.
  3. Разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности мероприятий организаций всех отраслей народного хозяйства.
  4. Введение строгого регулирования финансового рынка.
  5. Активизация мероприятий по разгосударствлению и приватизации , а так же в антимонопольной деятельности, развитие производства и конкуренции.
  • по охватывающей сфере (общая и частная цели)
  • по месту иерархии цели. (_высшие, промежуточные и низшие),
  • по денежному выражению (денежные или безденежные),
  • по количеству переменных в цели (одно и много переменные),
  • по предмету цели ( цель на общий результат, цель на производственный результат),
  • по взаимному соотношению целей (дополняющие друг друга, индифирентные т.е. безразличные, конкурирующие.)четкая постановка цели позволяет выявить и анализировать взаимосвязь между условиями и их взаимное соотношение

А – область дополняемости

Б – область безразличия

В – конкуренция

Ситуация с конкурентами - цели позволяют "взвесить" ситуацию по степени важности, выбрать одну цель главной, а другие – дополняющие.

Сохранить существующие предприятия  в долгосрочной перспективе можно  при двух условиях:

  1. сохранение и увеличение потенциала предприятия или факторов производства.
  2. Гарантия ликвидности. Предприятие должно оставаться платежеспособным, соблюдать принцип финансового равновесия..

В рыночных условиях для  предприятия главная цель зарабатывание прибыли, для инвесторов – достичь капитал.

Принципы управления предприятием в рыночных условиях:

  1. основные начала, руководящие правила, положения, которыми руководствуются органы управления в процессе своей деятельности.
  2. Принцип управления предприятием – это его устав, четко и ясно формулирующий обязательно директивные положения о желаемом поведении всех его членов.

Принципы управления предприятием включают в себя следующие положения:

  1. общее долгосрочные целевые участки. Цели, связанные с предприятием, цели, связанные с сотрудниками. Цели, связанные с окружением. Содержание и развитие предприятия. Обеспечение рынка и социальные цели.
  2. Конкуренция, связанная с продуктом и рынком. Виды продуктов и услуг предназначенные для производства.
    • перевод конкурирующей продукции на основные рынки
    • предпочитаемые рыночные группы
  3. принципы, связанные с управлением.
  4. Принципы, связанные с сотрудниками. Требования к подбору кадров, мотивация труда и др.
  5. Принципы внешних связей. Поставщики, вкладчики капитала, конкуренты и т.д.

В гарвардской школе бизнеса  считают, что понятие менеджер и  лидер не идентичны. Главные качества, отличающие лидера: четкое видение  цели основное качество менеджера, управляющего – эффективно и наименьшими потерями реализовать увиденную цель.

Семь требований, которые  должны предъявляться человеку, претендующему  на то, что бы быть эффективным лидером::

  1. обладает видением. Люди хотят идти за теми, кто знает куда идти.
  2. Доверяй своим подчиненным.
  3. Будь хладнокровен.
  4. Не бойся рисковать.
  5. Будь экспертом.
  6. Стимулирует появление разных точек зрения .
  7. Лидер обладает способностью находить элегантные простые решения самых сложных проблем.
    1. Процессный подход

 

50-е годы – наше время.  В соответствии с процессным  подходом управление развивается  как процесс, представляющий собой  серию непрерывных взаимосвязанный  действий, называемых управленческими  функциями. Каждая функция так  же является процессом в свою  очередь состоящую из серии  взаимосвязанных действий. Процесс  управления представляет собой  общую сумму всех функций.

 

    1. Системные концепции. Системный подход в менеджменте

Он был связан с применением  общей теории систем для решения  управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать  организацию, как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких как люди, структура, задачи, технология и ресурсы. Главная  идея системной теории состоит в  том, что не одно действие не предпринимается  в изоляции от других. Каждое решение  имеет последствия для всей системы.

Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда решение в одной  области превращается в проблему в другой. На базе системного подхода  разработаны задачи управления в  нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказался менеджер может быть сходной с другими ситуациями, но ей будут присущи свои особенности, свои уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, что бы выделить все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости корреляции.

    1. Ситуационный подход в менеджменте

Выводы  ситуационного подхода состоят  в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно  варьировать в зависимости от сложившейся обстановки. Центральное  место должна занимать ситуация (это  конкретный набор обстоятельств, которые  сильно влияют на организацию в данное конкретное время). Суть рекомендаций по теории ситуационного подхода  состоит в требовании решать текущую  конкретную проблему, в зависимости  от целей организации и сложившихся  конкретных условий, в которых эта  цель должна быть достигнута, т.е. пригодность  различных методов управления определенной ситуацией.

    1. Современные концепции менеджмента

Синергетический подход

Изучение самоорганизующихся процессов различной природы  привело к появлению и развитию синергетического подхода, вобравшего в себя идеи и подходы различных  наук. Идеи самоорганизации имеют  чрезвычайно широкое поле применения и в биологии, и в астрономии, и в физике, и в физической химии, и в общественных науках. Синергетический  подход рассматривается как дальнейшее развитие системного подхода, который  дает специалисту новые возможности  для исследования и осуществления  управленческой деятельности. Синергетика  представляет собой системный подход к сложным открытым нелинейным системам с их свойствами неустойчивости, неравновесности, бифуркации, катастрофы, самоорганизации и др.

Синергетические исследования выделяют три типа самоорганизующих процессов:

самозарождение организации;

поддержание оптимального уровня;

совершенствование и воспроизводство  организации.

Механизм самоорганизации  напрямую связан с такими условиями  существования системы, как открытость, нелинейность, множественность, внешние  факторы влияния, неравновесность. Неравновесность системы обусловливается накоплением флуктуации (отклонений значений величин от их средних значений). Неравновесные системы характеризуются особыми состояниями, так называемыми точками бифуркации, в которых невозможно определить пути дальнейшей эволюции системы. Главной характеристикой точки бифуркации является принципиальная непредсказуемость дальнейшего поведения системы.

Теория игр

С помощью теории игр предприятие  получает возможность предусмотреть  ходы своих партнеров и конкурентов. Сложный инструментарий следует  использовать только при принятии принципиально  важных стратегических решений. В последние  годы значение теории игр существенно  возросло во многих областях экономических  и социальных наук. В экономике  она применима не только для решения  общехозяйственных задач, но и для  анализа стратегических проблем  предприятий, разработок организационных  структур и систем стимулирования. Уже в момент ее зарождения, которым  считают публикацию в 1944г. монографии Дж. Неймана и О.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"