Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

1)Понятие и сущность менеджмента
2) Характерные черты и содержание менеджмента
3) Виды и уровни менеджмента
4) Основные функции управления и их взаимосвязь

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену по менеджементу.docx

— 215.23 Кб (Скачать файл)

Моргенштерна “Теория  игр и экономическое поведение”, многие предсказали революцию в  экономических науках благодаря  использованию нового подхода.

Эти прогнозы нельзя было считать  излишне смелыми, так как с  самого начала данная теория претендовала на описание рационального поведения  при принятии решений во взаимосвязанных  ситуациях, что характерно для большинства  актуальных проблем в экономических  и социальных науках. Такие тематические области, как стратегическое поведение, конкуренция, кооперация, риск и неопределенность, являются ключевыми в теории игр  и непосредственно связаны с  управленческими задачами.

Первые работы по теории игр отличались упрощенностью предположений  и высокой степенью формальной абстракции, что делало их малопригодными для  практического использования. За последние 10 – 15 лет положение резко изменилось.

Бурный прогресс в промышленной экономике показал плодотворность методов игр в прикладной сфере.

В последнее время эти  методы проникли и в управленческую практику. Вполне вероятно, что теория игр наряду с теориями трансакционных издержек и “патрон – агент” будет восприниматься как наиболее экономически обоснованный элемент теории организации.

Следует отметить, что уже  в 80-х годах М. Портер ввел в обиход некоторые ключевые понятия теории, в частности такие, как “стратегический  ход” и “игрок”. Правда, эксплицитный анализ, связанный с концепцией равновесия, в этом случае еще отсутствовал.

Теория хаоса

Формально, теория хаоса  определяется как учение о сложных  нелинейных динамических системах. Под  термином сложные это и понимается, а под термином нелинейные понимается рекурсия и алгоритмы из высшей математики, и, наконец, динамические — означает непостоянные и непериодические. Таким  образом, это учение о постоянно  изменяющихся сложных системах, основанное не математических концепциях рекурсии, в форме ли рекурсивного процесса или набора дифференциальных уравнений, моделирующих физическую систему. В  действительности, почти любая хаотическая  система может быть смоделирована  — рынок ценных бумаг порождает  кривые, которые можно легко анализировать  при помощи странных аттракторов  в отличие от точных соотношений; процесс падения капель из протекающего водопроводного крана кажется случайным  при анализе невооруженным ухом, но если его изобразить как странный аттрактор, открывается сверхъестественный порядок, которого нельзя было бы ожидать  от традиционных средств.

Вывод : Акцент в новой управленческой парадигме делается на самоорганизацию. Синергетическая концепция и синергетический подход к процессу становления и развития организации должны стать новой парадигмой управления современной промышленностью. Таким образом, синергетический подход становится доминирующим и при формировании стратегии на предприятии и осуществлении стратегического планирования. Учитывая способность предприятия к самоорганизации, можно перейти на качественно новый уровень формирования стратегии: управлять не предприятием, а его способностью к самоорганизации.

 

ТЕМА 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

    1. Методы управления: сущность и классификация

Методы управления – это  способы, средства воздействия на управляемые  объекты для достижения поставленной цели.

В соответствии с отношениями  управления выделяются следующие наиболее общие методы управления:

  1. экономические.
  2. Социально- психологические.
  3. Административные.
  4. Идеологические.
  5. Правовые.

В условиях рынка

Правовые и идеологические – 10%

Административные – 15%

Социально – психологические  – 25%

Экономические – 49%.

Экономические методы –  это системы экономических рычагов  целенаправленно воздействующих на экономические интересы работников. На основе побуждении их к высокопроизводительному  труду с помощью экономических (материальных) стимулов.

Экономические методы предполагают - организованную систему отношений  коллектива и отдельных работников на основе использования объективных  экономических законов и закономерностей.

Социально – психологические  методы – это система способов и приемов воздействия на духовные интересы работников, коллективов для  достижения поставленной цели.

Административные методы – представляют собой систему  способов и приемов организационного и распорядительного воздействия  на управляющую и управляемую  системы, основанную на соподчинении.

Идеологические методы –  понимаются требования полного идеологического  воздействия на человека в процессе труда.

Под правовыми методами управления – понимают управление на основе правовых норм.

 

    1. Экономические методы

Экономические методы управления – способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.

Экономические методы воздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами.

Содержание экономических  методов: представляют взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и индивида и их органы управления.

Две группы экономических  методов управления.

  1. Прямой экономический расчет базируется на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства.

Прямой экономический  расчет является плановым и директивным (обязательным).

Прямой экономический  расчет важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму  субсидий, субвенций и дотаций.

  1. Хозяйственный расчет базируется на употреблении стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.

Основные принципы экономических методов управления: 1) системность; 2) комплексность.

Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования:

  • прибыль;
  • финансы;
  • кредиты;
  • рентабельность;
  • фондоотдачу;
  • заработную плату и т. п.

 

  1. Организационно-распорядительные (административные) методы

Административные методы (организационно распорядительные)

Организационное воздействие  распорядительное воздействие

Нормирование приказы,

Инструктирование распоряжения

Регламентирование

Преимущества административных методов:

  • строгость установленных правил
  • быстрота принятия решений
  • успешность применений на основе других методов управления
  • предотвращение конфликтов в трудовых коллективах за счет обеспечения и сбалансированности рабочих мест

функции – средства

обязанности – права

ответственность – власть

Недостаточное квалифицированное  применение административных методов  приводят к:

    1. "раздуванию" аппарата управления
    2. большие потоки информации затрудняют своевременную ее обработку, в результате чего принимаются ошибочные решения
    3. ограничения или полная утрата самостоятельности нижестоящих звеньев и исполнителей.

 

 

 

  1. Социально-психологические методы

Социально-психологические методы управления основаны на использовании в процессе управления персоналом социальных и психологических интересов как отдельных работников, так и коллектива в целом.

Роль социально - психологических  методов постоянно возрастает. Это  обусловлено тремя моментами:

- повышением образовательного  и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны  ожидание в применении методов  управления их деятельностью,  основанных на учете их интересов,  интересов коллективов, в которых  они работают, методов, которые  не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой  активности;

- развитием демократических начал  в управлении;

- значительная часть коллективов  является не только наемными  работниками, но и акционерами  предприятия, что вызывает необходимость  некоторого насыщения организационных  (административно-правовых) и экономических  методов - методами социально-психологического  воздействия.

Использование социально-психологических методов  предполагает оценку социально-психологического микроклимата в коллективе и его  роль в формировании отдельных работников. Она осуществляется с использованием психологических тестов, наблюдений, анкетирования и т.д.; разработку мероприятий по развитию социально-психологических  отношений в коллективе до требуемого уровня с помощью учебы, психологических  тренингов; учебу руководителей  по овладению социально-психологическими методами управления коллективом, подготовку коллектива к приему социально-психологических  методов воздействия со стороны  руководителей.

Классифкация мтодов:

Иерархия  социальных процессов по уровням:

  1. 1) общество;
  2. 2) коллектив;
  3. 3) группа;
  4. 4) личность.

Социальные методы управления - это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В удовлетворении этой группы интересов заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны - это воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения. Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи - это социальное исследование, планирование и регулирование. Социальные исследования - это методы изучения социальных интересов персонала.

 

ТЕМА 4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ

      1. Сущность и функции целеполагания

Целеполагание — один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

Вместе с тем и по своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя. Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам. Во-первых, определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новый целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей. При этом целеполагание выступает не первым этапом управления, а в известном смысле является следствием иных управленческих функций. Во-вторых, специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в весь процесс организационного функционирования.

Реализация функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели организации, выступающей основой для всей ее деятельности. Для определения этой наиболее общей цели используются понятия «философия компании», «политика фирмы» и чаще всего «миссия организации».

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"