Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

Uglova (2).doc

— 683.00 Кб (Скачать файл)

1. Сущность и значение менеджмента (понятие, предмет, методы, цель).

Менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, оптимальных результатов на основе рационального  использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов, применении многообразных принципов, функций и методов экономического, механического менеджмента

Методы управления – это способы  воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления – на управляемую подсистему – объект управления для достижения поставленных целей.

Организационно-правовые методы определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, а также регламентируют права и ответственность персонала и многое другое.

Административные  методы управления предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности.

Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность.

Социально-экономические  методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка.

Социально-психологические  методы подразделяются на два вида воздействия:

1. создание благоприятного  морально-психологического климата  в коллективе и уважительных (доверительных)  отношений между руководителем  и подчиненными;

2. предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников.

Предметом менеджмента является совокупность элементов системы управления: экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура, поведение людей в организациях и др.

Конечная цель состоит  в обеспечении прибыльности (экономической  целесообразности) функционирования той  или иной организации. Это может  быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного  процесса.

Главная цель менеджмента — это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.

 

2. Соотношение понятий «управление», «менеджмент», «руководство».

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент".

Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, однако не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности, к разным сферам деятельности, к органам управления и т.д.

Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы природы, общества.

Выделяют:

  1. Объект управления – имеет пространственные, временные границы (может быть часть окружающей среды, часть организации, персонал, на который направлены управленческие действия)
  2. Субъект управления – руководитель, группа лиц, организация, подразделение, которые осуществляют управление, вырабатывают и принимают управленческие решения

Любая деятельность требует  управления. Менеджмент – это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления.

Менеджмент  – это особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, оптимальных результатов на основе рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического и механического менеджмента.

Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей.

 

3. Управление и его элементы (объект, субъект, система управления, управленческая деятельность, управленческий труд)

Под управлением понимается осознанная, целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы природы и общества.

С другой стороны управление – это гармоничное соединение человеческих и материальных ресурсов с целью выполнения задач и достижения целей, стоящих перед организацией.

Выделяют:

  1. Объект управления – имеет пространственные, временные границы (может быть честь окружающей среды, часть организации, персонал, на который направлены управленческие действия)
  2. Субъект управления – руководитель, группа лиц, организация, подразделение, которые осуществляют управления, вырабатывают и принимают управленческие решения

Управленческая  деятельность – специфическая деятельность управленческого процесса, которая характеризуется наличием следующих элементов:

  1. Предметами труда
  2. Средствами труда
  3. Самим трудом

Управленческий труд существует в следующих формах:

Эвристический предполагает анализ и изучение проблем, разработку вариантов решения, в основном стратегического характера, характерен для руководителей различного уровня и специалистов.

Административный  труд – удел руководителей, предполагает текущую координацию и оценку деятельности, осуществляется в виде: распоряжений (устные, письменные, по исполнению принятых решений); контроля над работой подчиненных; обмена информацией.

Операторный труд. Направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией, охватывает такие виды деятельности как документация (оформление, размножение, хранение документов), счетно-учетная (сбор статистической информации), коммуникативно-техническая (обработка информации).

Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления – практическую реализацию.

 

4. Категории менеджмента: законы; закономерности менеджмента; структура системы управления; технология управления; принципы менеджмента (общие, частные, специфические); функции менеджмента; методы менеджмента; цель управления; эффективность управленческой деятельности.

Категории менеджмента представляют собой фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления предприятием или организацией.

Система управления – совокупность  взаимосвязанных элементов, реализующих функции, методы и технологию управления для достижения заданной цели.

  • Внешняя среда – совокупность факторов, находящихся вне организации (среда обитания организации)
  • Внутренняя среда – совокупность внутренних переменных организации
  • Структура системы управления – форма организации элементов системы, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих целостность системы.
  • Технология управления – приемы, способы и порядок  выполнения управленческих функций, операций и процедур.
  • Закономерности менеджмента – объективные, существенные и систематически повторяющиеся взаимосвязи между категориями управления.
  • Принципы менеджмента – устойчивые правила, определяющие требования к системе, структуре и организации управления:
    • общие – носят универсальный характер и применяются  ко всем процессам и системам управления (например, иерархия, дисциплина, компетентность, стимулирование и др.)
    • частные – регулируют отдельные управленческие процессы (маркетинг, реклама, финансы, персонал, логистика, инновации)
    • специфические – связаны со специфическими особенностями и характером деятельности объекта управления.
  • Функции менеджмента – специализированные  виды управленческой деятельности, возникающие в процессе разделения и специализации труда в сфере управления:
    • Планирование
    • Организация
    • Координация
    • Мотивация
    • Контроль
  • Методы менеджмента – способы, приемы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных целей.
  • Цель управления – желаемое состояние объекта управления в будущем.
    • Функции целей:
      • Организующая
      • Мотивирующая
      • Контролирующая
  • Управленческая деятельность – специфическая деятельность управленческого процесса, которая характеризуется наличием следующих элементов:
    • Предметами труда
    • Средствами труда
    • Самим трудом
  • Эффективность управленческой деятельности – достижение целей и задач управления на основе рационального использования ресурсов.

 

5. Процессный подход, системный подход, ситуационный подход, традиционный подход

Ситуационный  подход

Основное положение  ситуационного подхода в т. орг-и  заключается в том, что степень  ее эффективности и успеха опр-ся стпенью адаптации оргструктуры и оргповедения к факторам и ограничениям окр среды.

Чтобы использовать ситуационный подход в упр-и надо иметь ввиду:

-упр-е должно уметь  осуществлять анализ ситуации

-должен быть выбран  соотв-й подход в осуществ-ю  упр-я, который бы соответствовал ситуации

-упр-е должно создавать  потенциал орг-и и необх-ю гибкость  чтобы можно было перейти к новому упр стилю, соответств-у ситуации

-упр-е должно произвести  соотв-ие изменения позволяющие  подстроится под ситуацию

Сит-й подход концентрируется  на сит-х различиях между орг-и  и внутри самих орг-й. Он пытается опр-ть  каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффект-ть орг-и.

Выделяют 2 группы параметров, кот-е оказывают влияние  на эфф-ть:

  1. Параметры окр среды

–факторы окр среды (орг климат (внутр среды), уровень  функций, орг цели)

-окр среда  (внешняя среда) уровень клиентуры, потребители, поставщики, соц уровень, тех-й уровень.

Системный

Система – некоторая  целостность, состоящая из взаимозависимых  частей, каждая из которых вносит свой вклад в характ-ки целой.

Берталанфи – 1951

Уровни: структурный, Динамичной системы, уровень сибернетики, уровень открытой системы, наследственно-социальная система, бологическая, человесеская, социальная, бесконечная, соц-тех-я система.

Характерные черты: ясность, всеобщая орг-я иерархия, открытость, ценность проблем, возможность нахождения осмысленных и рациональных решений.

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация  представляет собой систему, состоящую  из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для  достижения общих целей организации необходимо рассматривать её как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех её частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей. (Достижение целей всех подсистем организации явление желательное, но почти всегда не реальное.)

Ценность системного подхода для управления предприятием можно понять, рассмотрев два аспекта  работы руководителя. Во-первых, он стремится  добиться суммарной эффективности работы всей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации повредили общему успеху. Во-вторых, он должен добиваться этого в условиях организационной среды, которая всегда создает противоречащие друг другу цели.

Процессный подход

Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

Процессный подход был  впервые предложен приверженцами  школы административного управления, которые пытались описать функции  менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Функции процесса управления

Процесс управления состоит  из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

Традиционный подход

Разрабатывает и использует принципы и правила управления, пригодные для любых организаций. Традиционный подход понимает менеджмент как достаточно простое одномерное взаимодействие людей в организации.

Традиционный и системный  подходы используют и анализ (расчленение  целого на части) и синтез (объединение  частей в целое) при выработке  управленческих решений. Различие заключается  в сочетании, последовательности этих методов. Традиционное мышление содержит следующую последовательность этапов: 1) расчленение (анализ) того, что предстоит объяснить; 2) объяснение поведения или свойств частей взятых по отдельности; 3) объединение (синтез) этих объяснений в объяснение целого.

При традиционном подходе объясняемый предмет рассматривается, как целое, которое предстоит разложить на части. При системном подходе, объясняемый предмет рассматривается как часть некоторого целого.

 

6. Виды управления (управление производством, управление материально-техническим снабжением, управление инновациями, управление маркетингом, управление кадрами, финансовое управление, управление эккаунтингом)

Основные виды управления, свойственные современным орг-ям и  связанные с теми или иными  процессами, протекающим внутри них:

-Перспективное упр-е – постановка долгосрочных целей орг-ии, определение основных путей их достижения

-Текущее упр-е – постановка конкретных задач, координация процесса их решения, обеспечение его необходимыми материальными и людскими, информац-и и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказание исполнителей.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"