Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

menedzhment_ekzamen_1.docx

— 132.75 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Роль и значение внешней среды в  жизнедеятельности организации.

 

Важнейшая характеристика организации — ее взаимосвязь  с внешней средой. Ни одна организация  не может существовать сама по себе. Она полностью зависит от окружающего  мира, от внешней среды в отношении  как своих ресурсов так и потребителей, пользователей теми результатами, которых  она пытается достичь.

 

Под внешней  средой организации понимаются все  условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или  способные оказать воздействие  на её функционирование и поэтому  требующие принятия управленческих решений.

 

Внешняя среда  организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания.

 

Вопрос 2. Факторы  прямого действия внешнего окружения: характеристика, значение.

 

Факторами прямого  воздействия являются: поставщики, потребители, конкуренты, законодательство и органы государственного и муниципального управления.

 

Поставщики оказывают непосредственное влияние на деятельность любой организации.

С позиций  системного подхода организация  представляет механизм преобразования входов в выходы. Основными разновидностями  входов организации являются поступления  всех видов ресурсов для обеспечения  её хозяйственной деятельности.

 

Зависимость организации от поставщиков, обеспечивающих поступление указанных ресурсов из внешней среды для обеспечения  деятельности организации, один из наиболее ярких примеров прямого воздействия  среды на операционную деятельность организации и успешность этой деятельности.

 

Потребители являются вторым главным фактором, определяющим успешную деятельность организации. В качестве потребителей продукции организации выступают как граждане, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей, так и предприятия, чьи потребности связаны с осуществляемым ими бизнесом. Удовлетворение требований и конкретного спроса покупателей определяет цель и содержание бизнеса. Выживание и результативная деятельность организации зависит от её способности находить своего потребителя и удовлетворять его запросы. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации её главную цель и политику.

 

Конкуренты являются внешним фактором, влияние которого невозможно оспаривать. Если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию невозможно долго продержаться на рынке. Во многих случаях именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену запросить. Они также могут вести конкурентную борьбу за капитал (инвестиции), трудовые ресурсы, сырьё и материалы и право использовать определённые технические нововведения. Конкуренция влияет также на условия работы и оплату труда внутри организации, на характер отношений руководителей с подчиненными.

 

Законы и государственные органы также оказывают влияние на организации. Трудовое законодательство непосредственно отражается на деятельности организации и должно учитываться при управлении. Наибольшее влияние оказывают налоговое законодательство, регулирование внешней торговли (экспорта, импорта), таможенное регулирование, обеспечение экологической безопасности и другие. Число и сложность законов, имеющих отношение к бизнесу, в настоящее время сильно возросло.

 

Вопрос 3. Факторы  косвенного действия внешнего окружения: характеристика, значение.

 

Факторы косвенного воздействия обычно не является непосредственно  на хозяйственную деятельность организаций, как факторы прямого воздействия. Тем не менее, их приходится учитывать  при управлении организацией. Влияние  факторов среды косвенного обычно сложнее, чем среды прямого воздействия. Например, авария на Чернобыльской  АЭС в 1986 году коренным образом повлияла на изменение общественного мнения по отношению к АЭС и соответственно повлияла на развитие атомной энергетики в ряде регионов. Кроме того, последствия  аварии оказали и оказывают существенное влияние на экономику страны в  целом, в том числе это отражается на деятельности практически всех отечественных  предприятий через соответствующие  отчисления в бюджет для ликвидации этих последствий.

 

К основным факторам среды косвенного воздействия  относят: технологию (уровень технологии с учётом достижений научно-технического прогресса), состояние экономики, социокультурные  и политические факторы.

 

Технология является одновременно внутренней переменной организации и фактором внешней среды косвенного воздействия. Технический и технологический прогресс влияет на деятельность организации, увеличивая возможности производства существующих товаров и услуг создав условия для появления новых, повышая тем самым эффективность бизнеса. Вместе с тем технический и технологический прогресс резко сокращает сроки устаревания товаров на рынке, предъявляет повышенные требования к их новизне и качеству.

 

Примерами новых  технологий, которые существенно  отразились на деятельности организации  и общества в целом могут служить: компьютерная, лазерная, микроволновая  и полупроводниковая технологии, интегральные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических видов  топлива и продуктов питания, генная инженерия, новые материалы, биотехнология и другие технологии.

Состояние экономики в конкретной стране является важным фактором для деятельности организации. В том числе возможно как отрицательное, так и положительное влияние экономических факторов на деятельность конкретных организаций. Руководство организации должно уметь предвидеть, как скажутся на операциях организации изменения в состоянии экономики. Состояние мировой экономики в целом также влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и на способность потребителей покупать определённые товары и услуги.

 

Экономическая среда проявляется в деятельности организации следующим образом:

- экономический  подъём, спад, кризис оказывают глубокое  влияние на организацию, но  это влияние не однозначно: общий  экономический спад может привести  к подъёму экономики организации  и наоборот;

- от состояния  экономики зависит покупательская  способность населения;

- состояние  экономики во многом определяет  стоимость используемых организацией  ресурсов (сырья, материалов, трудовых  ресурсов);

- от состояния  экономики зависят возможность  и условия получения капитала (инвестиционный климат, государственный  бюджет, процентная ставка кредита);

- состояние  экономики во многом определяет  валютные курсы, курсы акций  и ценных бумаг;

- экономические  обстоятельства формируют спрос,  предложение и цену товаров;

- экономика  в значительной степени определяет  возможность получения организацией  внутренних и внешних займов;

- с экономикой  тесно связаны условия и ставки  налогов, пошлин, арендной платы.

 

Любая организация  существует, по крайней мере, в одной  социокультурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают система ценностей общества, традиции, жизненные установки населения, стереотипы поведения, влияют на организацию:

- система  ценностей определяет практику  деятельности организации, её  руководителей и персонала, указывает,  что наиболее важно для организации  (например, «главное для нас –  довольный потребитель»);

- соблюдение  населением традиций даёт организации  возможность использовать в своих  интересах положительный опыт  фирмы, связать его с её сегодняшними  задачами;

- важное  значение имеет учёт организацией  жизненных установок организации.  Так, в ряде случаев в нашей  стране складываются установки  на то, что взятки, обман, хамство  являются нормативными и неизбежными  спутниками в деятельности организации.  Но ведь возможны и противоположные  установки;

- на деятельность  организации не могут не влиять  и сложившиеся в стране, регионе  стереотипы поведения. Например, бытует отрицательное отношение  к руководителям определённых  возрастных групп (молодым, пожилым), к руководителям-женщинам и так  далее.

 

Влияние культурных и социальных факторов на деятельность организации в большей мере, чем  других, зависит от работы менеджера, от его управленческих и воспитательных усилий. В одной и той же культурной и социальной среде могут существовать совершенно разные по качеству и эффективности  результатов деятельности организации.

Влияние политической среды организации проявляется в следующих направлениях:

- наличие  стабильной политики, органов власти  и законодательства создаёт благоприятный  фон для деятельности организации,  гражданских институтов демократического  общества, способствует привлечению  инвестиций;

- с политической  обстановкой связано наличие  и характер дипломатических отношений  с иностранными государствами,  в которых заинтересована организация,  а также таможенная политика;

- политика  определяет отношение властей,  в том числе и местной администрации,  к частной собственности и  предпринимательской деятельности;

- с политикой  неразрывно связано формирование  и функционирование в органах  законодательной власти групп  влияния (лоббистов), которые могут  представлять и отстаивать интересы  организации.

 

Вопрос 4. Свойства внешней среды.

К основным свойствам внешней среды  относятся: сложность, объемность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность.

 

Сложность характеризуется определением трудозатрат материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды.

Выделяют  три уровня сложности: высокий, средний, низкий.

Уровень сложности — величина субъективная для каждой организации. К снижению уровня сложности элементов внешней  среды для их обработки ведут  повышение квалификации персонала  и ресурсного содержания.

 

Объемность определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должны учитывать предприятия при разработке и реализации управленческих решений.

Выделяются  три уровня объемности элементов  внешней среды, учитываемых в  первую очередь: большая (7:10), средняя (4:6), малая (1:3).

 

Подвижность внешней среды —  это скорость, с которой происходят изменения среды вокруг организации.

Подвижность среды определяет необходимость  опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные  решения. Подвижность среды также  оценивается степенью изменчивости факторов внешней среды.

 

Неопределенность характеризуется неполнотой или неточностью информации о текущем и перспективном состоянии элементов внешней среды, например информации о времени принятия новых законов и их содержании.

Неопределенность связана прежде всего с возможностью возникновения в ходе реализации проекта компании неблагоприятных для нее ситуаций и последствий.

 

Коммуникабельность характеризуется уровнем отношений между компанией и внешней средой. Различают три уровня коммуникабельности: полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие, преимущественное противодействие.

Вопрос 5. Роль и значение внутренней среды в  процессе жизнедеятельности организации.

 

Внутренняя  среда организации – это та часть общей среды, которая находится  в пределах организации. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

 

Организация анализирует внутреннюю среду с  целью выявления слабых и сильных  сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может  воспользоваться внешними возможностями  без наличия определенного внутреннего  потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые  могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций  включает в себя следующие основные элементы:

Производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"