Этика государственных служащих: идеальная модель и реальные возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Задачи курсового проекта:
1) Проанализировать явление этики.
2) Охарактеризовать исследования этического уровня государственных служащих в РФ
3) Провести собственное социологическое исследование
4) Определить пути совершенствования проблемы этических норм государственного служащего

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Этика как явление……………………………………………………….5
1.1. Социология управления…………………………………………….....5
1.2. Понятие этика и этикет………………………………………………..7
1.3. Особенности этики государственного служащего…………………10
Глава 2. Исследования этического уровня государственных служащих, проведенных в РФ……………………………………………………….………13 2.1. Исследование этических характеристик государственных служащих…………………………………………………………………………13
2.2. Состояние проблемы этического уровня государственного служащего………………………………………………………………………
2.3. Предлагаемые пути решения проблем………………………..…….
Глава 3. Социологическое исследование………………………………...……. 3.1. Методологический раздел……………………………………….......
3.2. Организационно-методический раздел…………..…………………
3.3. Предложения по решению проблем этического уровня государственных служащих…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

10) Условия государственной службы и работа с кадрами должны поощрять этичное поведение.

Условия найма на государственную  службу (такие, как перспективы служебного роста, возможности повышения квалификации, адекватная оплата труда и политика в сфере работы с кадрами) должны формировать среду, благоприятствующую этичному поведению. Последовательное применение в практике приема на работу и продвижения по служебной лестнице таких основных принципов, как учет личных качеств и заслуг, способствует поддержанию честности в работе государственной службы.

11) В рамках государственной службы должны действовать адекватные механизмы подотчетности.

Государственные служащие должны быть подотчетны в своих действиях  руководству и, в более широком  смысле, обществу. Подотчетность должна касаться как соблюдения действующих правил и этических принципов, так и достижения необходимых результатов. Механизмы реализации подотчетности могут быть как внутренними по отношению к учреждению или ведомству, так и действующими в масштабах всего государственного аппарата, или могут быть предоставлены гражданским обществом. Механизмы обеспечения подотчетности могут быть разработаны таким образом, чтобы обеспечивать адекватный контроль при одновременном допущении надлежащей гибкости управления и руководства.

12) Для борьбы с неправомерным поведением должны предусматриваться соответствующие процедуры и санкции.

Механизмы выявления  и независимого расследования правонарушений (таких, как коррупция) являются необходимой  частью инфраструктуры обеспечения  этики. Необходимо предусмотреть надежные процедуры и ресурсы для отслеживания, доклада о и расследования случаев нарушения правил государственной службы, а также соразмерные административные или дисциплинарные санкции для того, чтобы отбить желание совершать неправомерные действия. Руководители должны проявлять надлежащую рассудительность при применении этих механизмов в тех случаях, когда необходимо принимать соответствующие меры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Состояние  проблемы этического уровня государственного  служащего

В российских органах государственной власти принцип этики на протяжении долгих лет оставался и остается невостребованным при назначении на должность. Вопрос о профессионализме и этики государственного служащего, в основе которых лежит знание теории управления, высокая общая культура, духовно-нравственные ценности человека и его управленческие способности, во внимание не принимался и не принимается сегодня в полной мере /37/.

В русле патримониальной  этики приоритет получали такие  свойства работника, как личная преданность, умение ладить с вышестоящим начальством и т.д. Решение современных управленческих проблем путем подбора кадров подобным способом представляется ущербным. Сегодня стереотип элитарного сознания еще таков: не обязательно обладать управленческими знаниями, иметь управленческие способности и навыки, а главное – войти в состав управленческой элиты, занять определенную должность. Он не только не может эффективно работать, но давно стал основным тормозом в управленческой работе.

Государство призвано совершенствовать очень сложный механизм кадровой политики, которая не сможет работать без отвечающих современным требованиям профессиональных и личных качеств государственного служащего. Руководители и специалисты государственной службы должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию государственной службы. Одним из основных качеств, необходимых государственному чиновнику в профессиональной деятельности для успешного выполнения своих обязанностей, является этика.

Сегодня всем органам  государственных служб необходимы специалисты, которые обладают пространственным экономическим мышлением, могут  видеть специфику эволюции, трансформации  своей территории как целостной  сложноорганизованной системы, способны оценить его социально-экономический, природно-ресурсный, научно-технический, демографический, информационный потенциал, умеют управлять инновационными процессами, собственностью в условиях формирования многоукладной экономики /3/.

Государственный служащий должен владеть совокупностью методов формирования областного, городского, районного и иных местных бюджетов, знать экономику предприятия, непроизводственной сферы и систем жизнеобеспечения муниципального образования. Он должен уметь определять стратегию, приоритеты социально-экономического развития территории местного сообщества.

Государственный служащий должен обладать методами и процедурами  управления (в первую очередь территориального) в кризисных и чрезвычайных ситуациях, разрабатывать и реализовывать  государственные программы и планы с использованием новейших методов и моделей.

Государственный служащий современной формации должны отличать организованность, коммуникабельность, широкая эрудиция, творческое мышление, высокий этический и нравственный уровень при выборе и принятии тех или иных управленческих решений /3/.

Таким образом, этика, и  высокая квалификация должны быть положены в основу профессионализма современного российского государственного чиновника. Совершенно очевидно, что если чиновник хорошо знает свое дело, при выполнении должностных обязанностей проявляет собранность, деловитость, – его труд оценивается по достоинству населением и тем самым поддерживает авторитет всей государственной структуры. Формирование демократических структур гражданского общества требует квалифицированного кадрового потенциала, что невозможно без научно обоснованной кадровой политики. Однако такой государственной кадровой политики, по оценкам ведущих специалистов, в России пока нет. В целом становится очевидным, что кадровое обеспечение сферы управления и властных отношений начинает играть определяющую роль в решении широкого круга текущих и перспективных проблем развития российского общества. В условиях рыночных отношений принципы этики становятся определяющими /10/.

Значительную роль в развитии культуры государственного управления играет формирование у государственного служащего норм этики и морали. При этом следует отметить, что отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве, поскольку отсутствие в структуре личности общегуманитарных ценностей, нравственных ориентиров и норм этики, особенно у государственного служащего, делает невозможным преобразование специалиста в профессионала. Профессионалом может быть только высококлассный специалист, который кроме специальных знаний и умений имеет и высокий уровень морально-нравственных качеств, сформированные и усвоенные профессиональные и этические ценности, которые не позволят ему нарушать профессиональные нормы, даже ради удовлетворения индивидуальных потребностей /10/.

В этой связи, наличие  в образовательных программах по специальности: государственное управление значительного объема гуманитарных предметов обусловлено необходимостью осознания и принятия гуманитарных и нравственных оснований этики. Проблема соответствия образования квалификационным требованиям по государственной должности осложняется тем, что у государственного служащего, помимо уровня образования, не соответствует требованиям этики. Формирование этики соответствующего современным требованиям этики государственного служащего усугубляются тем, что исходный уровень профессиональной подготовки значительной группы государственных служащих не соответствует требованиям по занимаемым должностям /10/.

Указанные нами проблемы сведены в Таблицу 3.

Таким образом, можно  зафиксировать противоречие между  возросшими требованиями, предъявляемыми временем к уровню развития кадрового  потенциала государственной службы и его реальным состоянием. В этой ситуации необходимо, принять меры по использованию всех возможных ресурсов для обеспечения программы обучения государственных служащих.

Главным условием формирования цивилизованной этики являются:

1) стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность служащего, но и борьба с негативным проявлением коррупции;

2) пропаганда, создающая образ государственного служащего, обладающего высокими моральными принципами;

3) осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

Ни одного из этих условий  в полной мере в России не создано. Поэтому наше общество развивается  в тяжелой борьбе с произволом чиновников, бюрократического аппарата.

В настоящее время  исследователями почти не уделяется  внимание этики поведения государственного служащего. Нет ни одной подготовительной программы, учитывающей все составляющие этических норм. Прежде всего необходимо разработать программу переподготовки служащих в государственных службах с учетом изучения кодекса поведения служащих. Именно изучения, а не ознакомления. Для чего необходимо организовывать профессиональную подготовку кадрового потенциала с учетом современных механизмов работы государственного служащего.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Основные проблемы формирования этики государственного служащего

испытывается потребность  в высококвалифицированных госслужащих, владеющих теорией и практикой  регионального развития, умеющих  работать в условиях жесткой конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых отношениях

отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве

отсутствие соответствия образования квалификационным требованиям по государственной должности

уровень профессиональной подготовки значительной группы государственных  служащих не соответствует требованиям  по занимаемым должностям


Но, прежде всего, следует  более дифференцировано подходить к отбору слушателей для подготовки по различным программам с учетом требований к занимаемой должности и возможностям карьерного продвижения. Важность имеет и разработка индивидуальных планов профессиональной подготовки как для слушающих, имеющих достаточную квалификацию для осуществления возложенных функций, так и для служащих (особенно вновь избранных руководителей государственных служб), не имеющих необходимых знаний, опыта в сфере государственного управления.

Для того чтоб руководитель высшего и среднего ранга в системе государственной службы научился правильно мыслить, разумно рассуждать и обладать этикой, необходимы курсы логики и даже философии, проникновение в глубинные принципы права, экономики, психологии, социологии и т.д.

Профессиональная переподготовка полезна и для узконаправленного обучения, и в этом плане главная задача состоит в подборе слушателей при формировании групп по характеру деятельности (близкой или взаимодействующей), а в учебном плане следует предусмотреть изучение практического опыта – т.е. внедрение системы стажировок.

Повышение квалификации – краткосрочные курсы, проводимые в настоящее время для тех  категорий служащих которые не могут  быть включены в программы подготовки и переподготовки, необходимо также  предусмотреть и сделать часть программ как дополнительную подготовку по изучению этического кодекса и по конкретным направлениям работы на базе уже полученных знаний в рамках других программ. Актуально это и при формировании состава участников проблемных семинаров.

В работе с государственными службами по оказанию методической помощи также необходимо перейти от контроля над организацией постоянно действующих семинаров и разовых выездов по заявкам к определению первоочередных проблем, подбору команд для их изучения и разработки стратегии развития каждой территории.

Однако следует отметить, что ни один из видов профессиональной подготовки не может быть достаточным, хотя каждый имеет свое воздействие. Подготовка в виде специализированных курсов, а не комплексных программ теряет свою важную задачу – побудить у обучающихся (государственных и муниципальных служащих) стремление к самосовершенствованию, приспособленное к его собственным потребностям, что является возможным только при прохождении через четко составленную последовательность стадий обучения, и что в целом изменяет мышление, подходы к оценке реальных ситуаций, видению перспектив.

С другой стороны, следует  опасаться, что этапы подготовки поглощенные одни за другими, останутся  практически наружными или просто побочными. Поэтому и дальше необходимо развивать все формы обучения, совершенствуя содержание, индивидуально подходя к каждому с учетом перспективы его использования на государственной. В то же время учеба сама по себе не может быть эффективной без системы кадровой работы в целом.

Профессиональной подготовке должна предшествовать большая работа по качественной оценке персонала. Необходимы профессиограммы по всем категориям служащих, должностям административной деятельности, которые составляются на основании аттестации работы, и затем – уже оценка персонала, причем не формальная, а именно на профессиональную пригодность. И только по результатам профессиональной оценки определяется форма обучения: повышение квалификации, переподготовка в случае высокой оценки интеллектуальных и организаторских способностей, а также моральных качеств. При этом необходимо учитывать:

Информация о работе Этика государственных служащих: идеальная модель и реальные возможности