Этика государственных служащих: идеальная модель и реальные возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Задачи курсового проекта:
1) Проанализировать явление этики.
2) Охарактеризовать исследования этического уровня государственных служащих в РФ
3) Провести собственное социологическое исследование
4) Определить пути совершенствования проблемы этических норм государственного служащего

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Этика как явление……………………………………………………….5
1.1. Социология управления…………………………………………….....5
1.2. Понятие этика и этикет………………………………………………..7
1.3. Особенности этики государственного служащего…………………10
Глава 2. Исследования этического уровня государственных служащих, проведенных в РФ……………………………………………………….………13 2.1. Исследование этических характеристик государственных служащих…………………………………………………………………………13
2.2. Состояние проблемы этического уровня государственного служащего………………………………………………………………………
2.3. Предлагаемые пути решения проблем………………………..…….
Глава 3. Социологическое исследование………………………………...……. 3.1. Методологический раздел……………………………………….......
3.2. Организационно-методический раздел…………..…………………
3.3. Предложения по решению проблем этического уровня государственных служащих…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

- личные потребности слушателей в профессиональной подготовке;

- возможное продвижение по службе;

- потребности органа управления в тех или иных специалистах.

Прохождение профессиональной подготовки обязательно должно учитываться при планировании карьеры, продвижении по службе.

На профессиональную подготовку государственных служащих тратятся бюджетные средства, и, понимая, что самое выгодное вложение –  это вложение в подготовку кадров, мы считаем, что не менее важным остается эффективность применения полученных знаний. Добиться эффективности профессиональной подготовки государственного служащего возможно лишь при определении принципов и приоритетов кадровой политики и умелого управления кадровым потенциалом региона, тем самым повысить эффективность функционирования государственной службы.

Определенное негативное влияние на привлечение к государственной  службе высококвалифицированных специалистов оказывает, помимо перечисленных факторов, проводимая в ряде средств массовой информации кампания по дискредитации деятельности государственного служащего. Обвинения в коррупции, волоките, некомпетентности государственных служащих не создают привлекательного образа этой сфере деятельности в глазах населения и, в первую очередь, молодежи. Сложившееся состояние государственной службы ведет к негативным тенденциям в ее развитии:

1) ухудшается профессиональный состав государственных служащих в связи с невысокой средней заработной платой;

2) не хватает государственных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях;

3) происходит снижение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности;

4) мужчины преобладают на должностях руководителей, женщины – на должностях специалистов.

5) нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда государственных служащих.

Организация государственной  службы также имеет ряд специфических недостатков:

1) поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост государственного служащего в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств.

2) смена руководителей нередко приводит к очередному изменению структуры и соответственно – к неоправданному увольнению государственных служащих.

3) во многих случаях качество подготавливаемых государственным служащими документов является неудовлетворительным

4) нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины.

5) утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных органов ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол.

6) до настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации.

7) не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих.

8) недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы.

Таким образом, основная проблема формирования этики – это  подготовка и переподготовка кадрового  потенциала. Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики государственных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной службы на благо общества

3.3 Формирование  профессионально-этического уровня  государственных служащих

Формирование и рост профессионально-этического уровня государственного служащего зависит от совершенствования  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации государственных служащих, что в свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных служб.

Пути повышения этики  государственных служащих:

  1. создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;
  2. повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего;
  3. создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;
  4. осуществить управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;
  5. обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;
  6. формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;
  7. соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Предлагаемый модельный  этический кодекс государственного служащего (Приложение Г) позволит повысить этические нормы поведения государственных  служащих. В Кодекс вошли положения:

  • из Модельного кодекса поведения для государственных служащих, принятого Комитетом Министров Совета Европы 11 мая 2000 г. (№R (2000) 10),
  • из Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих»,
  • из Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ О государственной службе в Российской Федерации

В первую статью Этического кодекса включены основные нравственные принципы административной морали

Во второй статье Этического кодекса изложены требования к соблюдению общих нравственных принципов.

Таким образом, реформы  государственного сектора приводят к коренным переменам в государственном  управлении, что вызывает возникновение  новых этических проблем. Несмотря на то, что государственные службы работают в разной культурной, политической и административной среде, они, зачастую, сталкиваются с одними и теми же этическими проблемами, и их действия в области поддержания этики обладают рядом общих свойств. Государственные службы стоят перед необходимостью решения проблем, связанных с этическими нормами государственного служащего, для чего необходимо усилить деятельность управления по совершенствованию этики поведения.

Принимая во внимание все вышесказанное даны рекомендации для обеспечения надлежащего  функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этики поведения на государственной службе:

  1. разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;
  2. поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном секторе;
  3. включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной службы;
  4. продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;
  5. оценка влияния реформы государственного управления на этичность поведения на государственной службе;
  6. использование Принципов поддержания этики на государственной службе, приведенных в качестве эталона, призванного обеспечить действие жестких норм этики поведения.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призван:

  1. принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  2. не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Таким образом, пути совершенствования  повышения этического уровня государственного служащего лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы  подготовки государственных служащих и соблюдения Принципов поддержания этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1

Таблица №1

Особенности этики государственного служащего

становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления  кризиса общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)

уровень этики государственных  служащих зависит от личностных характеристик

уровень, содержание и  формы этики дифференцируются в  зависимости от этих характеристик;

содержание профессионального  опыта и стаж работы в органах  власти в условиях кризиса общества выступает главной составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего;

содержание профессиональной этики государственного служащего  непосредственным образом коррелирует  с качеством и формой профессионального  образования;

социальная адаптация  государственного служащего к общественным преобразованиям находится в прямо пропорциональной зависимости от этики;

этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;

уровень этики государственного служащего не зависит от степени  карьерных предпочтений;

уровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок;

на оценку уровня этики  государственного служащего населением влияют:

а) объективные причины  – наличие в государственной  службе нерешенных проблем, относительная  закрытость и труднодоступность администрации

б) субъективные причины  – предвзятое отношение ко всему  чиновничеству, личностные характеристики

социально-экономическая  ситуация обусловливает неудовлетворенность  населения работой государственной  службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня этики государственного служащего;

этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;

информация, предоставляемая  СМИ, оказывает существенное влияние на формирование отношения населения к государственной службе в целом и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.


1 Кравченко А.И., Тюрина И.О. - «Социология управления» - М., 2004 - стр. 3

2 Кравченко А.И., Тюрина И.О. - «Социология управления» - М., 2004 - раздел «Социальная природа управления» стр. 168 - 172

3 Зинченко Г.П. – статья «Социология на службе управления»

4 Богомолов А.С. – «Античная философия» – М., 2001

5 Ботавина Р.Н. – «Этика деловых отношений» – М., 2001 – стр. 185

6 Кравченко А.И. - «Культурология» - М., 2001.

7 Оболонский А.В. – «Государственная служба: учебное пособие» М., 2000 – стр. 440

8 Ярецкий В.Ю. – «Идейно-концептуальная основа и социально-личностные предпосылки формирования профессиональной компетентности специалиста» Воронеж, 2006. – стр. 156 – 158

9 Приложение №1, таблица№1

10 Чистякова, Н.И. – «Государственная служба – проблемы формирования профессионального корпуса государственных служащих» Екатеринбург, 1999

11 Овсянко Д.М. – «Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие» М., 1996. – стр. 208

12 Игнатов В.Г. – «Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: учебное пособие» Ростов-на-Дону, 2005  – стр. 448

 


Информация о работе Этика государственных служащих: идеальная модель и реальные возможности