Этика государственных служащих: идеальная модель и реальные возможности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Задачи курсового проекта:
1) Проанализировать явление этики.
2) Охарактеризовать исследования этического уровня государственных служащих в РФ
3) Провести собственное социологическое исследование
4) Определить пути совершенствования проблемы этических норм государственного служащего

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Этика как явление……………………………………………………….5
1.1. Социология управления…………………………………………….....5
1.2. Понятие этика и этикет………………………………………………..7
1.3. Особенности этики государственного служащего…………………10
Глава 2. Исследования этического уровня государственных служащих, проведенных в РФ……………………………………………………….………13 2.1. Исследование этических характеристик государственных служащих…………………………………………………………………………13
2.2. Состояние проблемы этического уровня государственного служащего………………………………………………………………………
2.3. Предлагаемые пути решения проблем………………………..…….
Глава 3. Социологическое исследование………………………………...……. 3.1. Методологический раздел……………………………………….......
3.2. Организационно-методический раздел…………..…………………
3.3. Предложения по решению проблем этического уровня государственных служащих…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «ВОЛГО-ВЯТСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ФИЛИАЛ ВОЛГО-ВЯТСКОЙ  АКАДЕМИИ ГОСУДАРСВЕННОЙ СЛУЖБЫ В Г. ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

Кафедра социальных и  правовых дисциплин

 

 

Курсовой проект

по дисциплине «Прикладная социология»

на тему:

«Этика государственных  служащих: идеальная модель и реальные возможности»

 

 

 

 

Специальность: Государственное  и---------

муниципальное управление     

 Специализация: Региональное  управление

 Выполнил: студентка  группы 08-Г-11

очного отделения    

Осипова Евгения Григорьевна

Научный руководитель: к.с.н. доцент             

Мирошниченко О.Н.

 

 

Чебоксары – 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Этика как явление……………………………………………………….5

1.1. Социология управления…………………………………………….....5

1.2. Понятие этика и этикет………………………………………………..7

1.3. Особенности этики государственного  служащего…………………10

Глава 2. Исследования этического уровня государственных служащих, проведенных  в РФ……………………………………………………….………13 2.1. Исследование этических характеристик государственных служащих…………………………………………………………………………13

2.2. Состояние проблемы этического  уровня государственного служащего………………………………………………………………………

2.3. Предлагаемые пути решения  проблем………………………..…….

Глава 3. Социологическое исследование………………………………...……. 3.1. Методологический раздел……………………………………….......

3.2. Организационно-методический раздел…………..…………………

3.3. Предложения по решению проблем этического уровня государственных служащих…………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………………...

Приложение………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях наблюдается особый интерес к  этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики. Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему. Однако в государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.

Этика как разновидность  духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться  способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысляются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни.

Но для того, чтобы  убедительно обосновать ответы на эти  важнейшие смысло-жизненные и  нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.

Важная роль в становлении  нового типа российской государственной  службы, принадлежит так называемому  мотивационному ресурсу государственного служащего – нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.

Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что – это еще важнее – не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.

Актуальность  темы определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы

Цель курсового  проекта заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Задачи курсового  проекта:

1) Проанализировать явление этики.

2) Охарактеризовать исследования  этического уровня государственных служащих в РФ

3) Провести собственное социологическое исследование

4) Определить пути совершенствования проблемы этических норм государственного служащего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Этика  как явление

1.1. Социология  управления

Социология управления — наука, благодаря которой, концептуальный аппарат и методические приёмы, разработанные  в социологии, находят свое применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь же универсальны, сколь универсальны отношения социальные.

На всем протяжении развития человеческого общества управленческое и социальное шли рука об руку, являясь необходимыми элементами, характеризующими любое сообщество. Вот почему социология управления, изучающая социальные отношения в сфере управления, или социальный аспект управления, стала выделенной частью социологического учения.1

Человеческое общество – это организованное, сложно управляемое  целое. Тем оно и отличается от хаотической группы или собрания людей, ожидающих, например, прибытия транспорта. Итак, важнейший признак человеческого общества – его управляемость.

Управление основывается на презумпции власти и полномочий, подчинении нижестоящих вышестоящим, явном или скрытом давлении одних на других, неравенстве доступа к экономическим и социальным благам.

Управление представляет собой наиболее рациональный способ организации производительного  труда. Его можно определить как  целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени.

Процессы управления можно наблюдать повсюду –  в живых организмах, в деятельности человека, организации общества.

Управлять людьми – значит побуждать их к определенному  поведению.2

Социология нужна органам  государственного управления для выполнения прогностической функции. Обычно вырабатываются прогнозы двух типов: поисковые, призванные показать возможное состояние социального объекта путем рассмотрения наблюдаемых тенденций, и нормативные, определяющие формы, методы и сроки достижения желаемого состояния объекта на основе заранее заданных критериев оптимума.

Социология выполняет  консультационную функцию, оптимизирующую внутреннюю деятельность административных учреждений. Она участвует в совершенствовании организационных структур, процессов принятия решений, стиля руководства, подбора, расстановки кадров и т. п.

Социология выполняет  и имидж-функцию, которая направлена на сохранение либо изменение образа государственной организации, создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности, обеспечение информирования населения о работе этой организации.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие  этика и этикет

Этика относится к  древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5–4 вв. до н.э. Официально её родоначальником  считается Аристотель. Он образовал  понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки  – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер.

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В сфере деятельности, связанной со свободой воли, человек выбирает личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой.4

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также  форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе  ценностей, посредством которой  человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо или несправедливо. Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность). Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.

Сложность определения  этичности некоторого действия заключается  в том, что разные индивидуумы  придерживаются разных стандартов и  обладают своим собственным восприятием  того, что такое «хорошо» и что  такое «плохо»5

По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом.

Слова «этикет» и «этика»  воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих  слов, но и теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно недавно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» — из латыни. Французское слово etiquette имеет два значения: 1) ярлык, этикетка, надпись и 2) церемониал, этикет — ив свою очередь заимствовано из голландского sticke («колышек», «шпенек»).

Этикет как ритуальная норма и культурный эталон — это  принятая в особых культурных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Тем не менее этикет можно понимать шире — как особую форму повседневного общения, заключающую в себе набор правил вежливости и особых формул разговорной речи. Отдельные элементы этикета вкрапляются в культурную ткань общения представителей всех слоев общества, но у одних в большей, а у других в меньшей степени. Примером служит этикет телефонного разговора. Правила этикета не рекомендуют звонить знакомому на службу по частным делам, а домой — по служебным.6

Этические нормы –  система общих ценностей и  правил этики, соблюдение которых требуется от государственного служащего.

Таким образом, основой  этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше  воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности  этики государственного служащего

В России «государственные служащие» традиционно рассматривается, прежде всего, как чиновничество – группа должностных лиц, обладающих особым социально-правовым статусом и местом (рангом) в иерархии государственных организаций.7

В современном обществе постоянно возрастает внимание к  вопросам этики государственных  служащих. Это обусловлено все  более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности.8

Проблемы этической  регламентации деятельности государственных  служащих сегодня являются предметом рассмотрения особой науки – биоэтики, в рамках которой разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.

Этика государственного служащего находится под влиянием нравственных регуляторов. Государственный  служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения.

В условиях государственной  службы сложились специфические  возможности для формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны:9

1) с внешними факторами – экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.

2) с внутренними факторами – степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.

Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального  долга», «профессиональная солидарность», всегда воспитывались и воспитываются  в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах – Франции, ФРГ, Японии, Англии – честь и ответственность государственного служащего – неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь.10

Информация о работе Этика государственных служащих: идеальная модель и реальные возможности