Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель курсового проекта заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Задачи курсового проекта:
1) Проанализировать явление этики.
2) Охарактеризовать исследования этического уровня государственных служащих в РФ
3) Провести собственное социологическое исследование
4) Определить пути совершенствования проблемы этических норм государственного служащего
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Этика как явление……………………………………………………….5
1.1. Социология управления…………………………………………….....5
1.2. Понятие этика и этикет………………………………………………..7
1.3. Особенности этики государственного служащего…………………10
Глава 2. Исследования этического уровня государственных служащих, проведенных в РФ……………………………………………………….………13 2.1. Исследование этических характеристик государственных служащих…………………………………………………………………………13
2.2. Состояние проблемы этического уровня государственного служащего………………………………………………………………………
2.3. Предлагаемые пути решения проблем………………………..…….
Глава 3. Социологическое исследование………………………………...……. 3.1. Методологический раздел……………………………………….......
3.2. Организационно-методический раздел…………..…………………
3.3. Предложения по решению проблем этического уровня государственных служащих…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение………………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ФИЛИАЛ ВОЛГО-ВЯТСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСВЕННОЙ СЛУЖБЫ В Г. ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Кафедра социальных и правовых дисциплин
Курсовой проект
по дисциплине «Прикладная социология»
на тему:
«Этика государственных служащих: идеальная модель и реальные возможности»
Специальность: Государственное и---------
муниципальное управление
Специализация: Региональное управление
Выполнил: студентка группы 08-Г-11
очного отделения
Осипова Евгения Григорьевна
Научный руководитель: к.с.н. доцент
Мирошниченко О.Н.
Чебоксары – 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Этика как явление…………………………………
1.1. Социология управления………………………
1.2. Понятие этика и этикет……………………
1.3. Особенности этики
Глава 2. Исследования этического уровня
государственных служащих, проведенных
в РФ……………………………………………………….………
2.2. Состояние проблемы этического
уровня государственного
2.3. Предлагаемые пути решения проблем………………………..…….
Глава 3. Социологическое исследование……
3.2. Организационно-методический раздел…………..…………………
3.3. Предложения по решению проблем этического уровня государственных служащих…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики. Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему. Однако в государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.
Этика как разновидность
духовно-теоретической
Но для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысло-жизненные и нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.
Важная роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего – нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.
Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что – это еще важнее – не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.
Актуальность темы определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы
Цель курсового проекта заключается в определении особенностей и проблем этики, определении путей совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Задачи курсового проекта:
1) Проанализировать явление этики.
2) Охарактеризовать исследования этического уровня государственных служащих в РФ
3) Провести собственное социологическое исследование
4) Определить пути совершенствования проблемы этических норм государственного служащего
Глава 1. Этика как явление
1.1. Социология управления
Социология управления — наука, благодаря которой, концептуальный аппарат и методические приёмы, разработанные в социологии, находят свое применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь же универсальны, сколь универсальны отношения социальные.
На всем протяжении развития человеческого общества управленческое и социальное шли рука об руку, являясь необходимыми элементами, характеризующими любое сообщество. Вот почему социология управления, изучающая социальные отношения в сфере управления, или социальный аспект управления, стала выделенной частью социологического учения.1
Человеческое общество – это организованное, сложно управляемое целое. Тем оно и отличается от хаотической группы или собрания людей, ожидающих, например, прибытия транспорта. Итак, важнейший признак человеческого общества – его управляемость.
Управление основывается на презумпции власти и полномочий, подчинении нижестоящих вышестоящим, явном или скрытом давлении одних на других, неравенстве доступа к экономическим и социальным благам.
Управление представляет собой наиболее рациональный способ организации производительного труда. Его можно определить как целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при минимальной затрате ресурсов, усилий и времени.
Процессы управления можно наблюдать повсюду – в живых организмах, в деятельности человека, организации общества.
Управлять людьми – значит побуждать их к определенному поведению.2
Социология нужна органам государственного управления для выполнения прогностической функции. Обычно вырабатываются прогнозы двух типов: поисковые, призванные показать возможное состояние социального объекта путем рассмотрения наблюдаемых тенденций, и нормативные, определяющие формы, методы и сроки достижения желаемого состояния объекта на основе заранее заданных критериев оптимума.
Социология выполняет консультационную функцию, оптимизирующую внутреннюю деятельность административных учреждений. Она участвует в совершенствовании организационных структур, процессов принятия решений, стиля руководства, подбора, расстановки кадров и т. п.
Социология выполняет и имидж-функцию, которая направлена на сохранение либо изменение образа государственной организации, создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности, обеспечение информирования населения о работе этой организации.3
1.2. Понятие этика и этикет
Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5–4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер.
Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В сфере деятельности, связанной со свободой воли, человек выбирает личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой.4
Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе ценностей, посредством которой человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо или несправедливо. Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность). Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.
Сложность определения этичности некоторого действия заключается в том, что разные индивидуумы придерживаются разных стандартов и обладают своим собственным восприятием того, что такое «хорошо» и что такое «плохо»5
По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом.
Слова «этикет» и «этика» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно недавно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» — из латыни. Французское слово etiquette имеет два значения: 1) ярлык, этикетка, надпись и 2) церемониал, этикет — ив свою очередь заимствовано из голландского sticke («колышек», «шпенек»).
Этикет как ритуальная норма и культурный эталон — это принятая в особых культурных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Тем не менее этикет можно понимать шире — как особую форму повседневного общения, заключающую в себе набор правил вежливости и особых формул разговорной речи. Отдельные элементы этикета вкрапляются в культурную ткань общения представителей всех слоев общества, но у одних в большей, а у других в меньшей степени. Примером служит этикет телефонного разговора. Правила этикета не рекомендуют звонить знакомому на службу по частным делам, а домой — по служебным.6
Этические нормы – система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых требуется от государственного служащего.
Таким образом, основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.
1.3. Особенности
этики государственного
В России «государственные
служащие» традиционно
В современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности.8
Проблемы этической регламентации деятельности государственных служащих сегодня являются предметом рассмотрения особой науки – биоэтики, в рамках которой разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.
Этика государственного
служащего находится под
В условиях государственной службы сложились специфические возможности для формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны:9
1) с внешними факторами – экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.
2) с внутренними факторами – степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.
Такие понятия, как «честь
служащего», «чувство профессионального
долга», «профессиональная
Информация о работе Этика государственных служащих: идеальная модель и реальные возможности