Этика государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

Цель исследования – проанализировать основные этические требования к государственному служащему.
Научно-теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
 есть необходимость модели и некоторого ряда социологических теорий для основного исследования престижа государственной службы;
 престиж госслужбы впервые исследован в качестве категории социологии культуры, духовной жизни и определен как системное социокультурное образование; формализована система понятий для интерпретации престижа; определены закономерности и принципы, посредством которых выражаются связи и отношения госслужащих с населением; определена совокупность логических следствий, вытекающих из закономерностей и принципов теоретического осмысления престижа;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие профессиональной этики, морали и нравственности в системе государственной службы 7
2. Этические правила и требования к госуадственным служащим 9
3. Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих 14
Заключение 19
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

этика оригинал.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

                                          Введение

 

Актуальность исследования. Российская государственная служба за многовековую историю своего существования пережила многочисленные реформы, одной из главных задач которых неизменно являлось стремление повысить уровень ее общественного престижа. Но, несмотря на прилагаемые со стороны реформаторов усилия, престиж государственной службы в общественном мнении по-прежнему остается невысоким.

Актуальность и острота  проблемы низкого престижа госслужбы  отражены в выступлениях Президента и документах Правительства, Государственной  Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; остаются предметом обсуждения в научном сообществе, на страницах газет и журналов, на Интернет-сайтах. На повышение престижа государственной службы направлены различные федеральные и региональные программы, указы и законы. Последним примером этого является подписанный 11 августа 2004 г. Президентом РФ Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( № 79-ФЗ), который еще в стадии законопроекта считался направленным на «поднятие престижа государственной гражданской службы как вида профессиональной деятельности...»

Тем не менее, среди широких  слоев населения и в средствах  массовой информации воспроизводятся  негативные стереотипные оценки государственной  службы, распространяется мнение о  том, что работники государственного аппарата некомпетентны, не знают законов  либо знают, но не выполняют их; действия государственных служащих не оперативны и не эффективны; чиновники используют служебное положение в личных целях, а не для служения обществу и государству. Для существования такого мнения есть реальные предпосылки: госслужба на рынке труда неконкурентоспособна, коррумпирована, отсутствует отлаженный механизм доступа граждан к информации о деятельности органов власти, деятельность чиновников закрыта и для общества непрозрачна, качество обслуживания населения в органах власти крайне низкого уровня. Следствием этого становятся снижение уровня общественного престижа государственной службы, ее обесценивание, непривлекательность для образованных, высококвалифицированных, инициативных специалистов. Констатируемые сегодня «кризис легитимности» государственной службы, ее принципиальная неспособность эффективно реагировать на «вызовы» современности и в то же время стремление построить «зрелую демократию и развитое гражданское общество» делают проблему престижа государственной службы весьма важной, неотложной и исключительно весомой.

Государственная служба является связующим звеном между  государством и обществом и представляет собой сферу профессиональной деятельности по защите прав и интересов граждан; форму проявления общественных связей и отношений; способ и средство приближения конституционного идеала государства к объективной реальности; не только политико-правовую, но и этическую систему властных отношений.

Престиж государственной  службы – необходимое условие  повышения роли всего государственного управления, ибо госслужба рассматривается как его часть, связанная с реализацией целей, задач и функций государства; как деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; как «практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах».

На наш взгляд, исследование престижа государственной службы в социокультурном контексте позволяет показать социокультурную обусловленность критериев и оценок госслужбы, их «самобытность» в конкретно-исторических условиях. Вместе с тем социокультурная обусловленность критериев и оценок престижа показывает их социоисторическую преемственность. Они формировались веками, воспроизводятся из поколения в поколение и весьма трудно поддаются изменениям, если реформы государственной службы не затрагивают глубинные пласты социальной памяти, основы менталитета российских чиновников и граждан.

С практической точки зрения, проблема престижа государственной службы состоит в том, что многочисленные попытки реформаторов повысить ее престиж не имеют успеха на протяжении многовековой истории потому, что в итоге они сводятся к изменениям нормативно-правовой базы государственной службы, формальному контролю за соблюдением ее норм и правил. Социокультурные, духовные основания остаются в стороне.

Цель исследования –  проанализировать основные этические  требования к государственному служащему.

Объект исследования – государственный служащий.

Предмет исследования - основные этические требования к государственному служащему.

Научно-теоретическая  значимость исследования состоит в  том, что:

    • есть необходимость модели и некоторого ряда социологических теорий для основного исследования престижа государственной службы;
    • престиж госслужбы впервые исследован в качестве категории социологии культуры, духовной жизни и определен как системное социокультурное образование; формализована система понятий для интерпретации престижа; определены закономерности и принципы, посредством которых выражаются связи и отношения госслужащих с населением; определена совокупность логических следствий, вытекающих из закономерностей и принципов теоретического осмысления престижа;

Практическая значимость исследования. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы:

    • в практике деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, при разработке методик и рекомендаций по осуществлению их деятельности и совершенствованию взаимоотношений с населением; в ходе анализа, оценки и прогнозирования уровня доверия, авторитета органов государственной власти;
    • социологии культуры, культуры и этики государственного управления.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ, МОРАЛИ И

НРАВСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Формирование эффективных  управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, некоторые ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.

Термин "этика" - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова "этос" - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает  другой смысл – устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины "этика", "мораль", "нравственность" по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми.

Любой вид профессиональной деятельности человека формирует корпоративную  профессиональную этику, которая своими моральными нормами регулирует поведение  работника. Особенно важна профессиональная этика для управленческих структур и, прежде всего, государственной службы.

Этика государственной  службы, как один из основных видов профессиональной этики, представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе. Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности чиновника, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.

Основные принципы профессиональной этики государственного служащего. Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма  пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Любая активность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь к Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношениям к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.

Основные понятия  и принципы профессиональной этики  государственного служащего образуют её основу, которая\ наполняется "плотью и кровью" в различных житейских ситуациях.

 

2. ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И ТРЕБОВАНИЯ К

ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ

 

Практика служебных  отношений позволяют сформулировать основные правила этического поведения государственных служащих, которыми они должны руководствоваться в своей повседневной профессиональной деятельности. В этических правилах гражданских служащих выражаются одновременно и общечеловеческие, и специфические качества, составляющие нравственный облик современного чиновника. Каких отношений в процессе общения служащих требует государственная служба? Прежде всего, отношений, вытекающих из общечеловеческих норм морали и нравственности.

Первое – государственная  служба требует от гражданских служащих взаимной честности и правдивости. Это дает моральное право служащему замещать предоставленную ему должность государственной службы. Обман, сделка с совестью – это не просто личная слабость чиновника, это нанесение урона государственному органу. Кроме того, без точной правдивой информации невозможно принимать адекватные управленческие решения, верно анализировать ситуацию.

Второе – в отношениях служащих должны быть чуткость, доброжелательность, отзывчивость. Ежедневно работники  государственного аппарата сталкиваются с проблемами, жалобами и предложениями людей. Важно понять человека, учесть мотивы его действий. Часто одной логики бывает мало, необходимы доброжелательность и отзывчивость. Такие же качества должны проявляться и в отношениях между сотрудниками, внутри служебного коллектива.

Третье – скромность гражданского служащего и искренность, исключающие высокомерие, зазнайство, двойные стандарты в отношениях с людьми. Скромный человек никогда  не выпячивает своё "Я", не признает за собой никаких исключительных достоинств и особых прав. Он проявляет толерантность, необходимую терпимость к окружающим, критически относится к своим заслугам и недостаткам. Для гражданского служащего недопустимы самоуверенность, нетерпимость и хамство к подчиненным и посетителям. Искренний человек верит в то, что говорит и что делает. Это одно из главных требований нравственности современного управленца.

Четвертое – вежливость и корректность в обращении. Данное правило предъявляет следующие  требования. Гражданский служащий на службе и в быту должен быть тактичен, уважителен, деликатен. Его речевое поведение должно быть направленно на предотвращение возможных конфликтов интересов на службе и конфликтных ситуаций в коллективе. Необходимо проявлять сдержанность и уравновешенность в дискуссиях, стараться понять оппонента. Человека нельзя считать профессиональным госслужащим, если он постоянно прерывает партнера по диалогу, не умеет слушать, позволяет себе агрессивный тон и неуместные замечания. Следует спокойно и выдержанно реагировать на критику. Золотое правило - чем критичнее вопрос, тем корректнее на него надо отвечать.

Специфическим правилами  этики гражданских служащих являются правила субординации, доступности, паритетности.

Служебная субординация – одно из основных этических и организационных правил взаимоотношений в органах государственной власти. Субординация с латыни означает "приведение в порядок". Это система строгого служебного подчинения младших старшим, основанная на нормах служебной дисциплины. Данное правило предполагает подчинение вышестоящим руководителям в соответствии с иерархией должностей гражданской службы, точное и своевременное выполнение их распоряжений и поручений.

Доступность гражданского служащего – важное нравственное правило государственной службы. Быть доступным для людей – значит быть постоянно готовым к общению с ними, готовым выслушать их вопросы, предложения, пожелания. Несмотря на свою занятость гражданские служащие, особенно руководители, должны находить возможность встречаться со своими подчиненными и посетителями. Не следует чрезмерно формализовать процедуры приема посетителей.

Паритетность - этическое  правило, нацеленное на демократизм  общения между служащими и  повышение эффективности их коммуникативного общения. Паритет означает равенство. Паритетный диалог предполагает свободное высказывание сотрудниками собственных мыслей и идей, конструктивный и доброжелательное обсуждение всех поступивших предложений в коллективе, учет их при выработке общего решения. Даже расхождения в политических взглядах не должны переходить в личную неприязнь, мешающую находить верные решения. Тем более не стоит применять метод "конструирования противника", когда взгляды собеседника умышленно искажаются с целью представить его как некомпетентного человека.

Информация о работе Этика государственного служащего