Этика государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

Цель исследования – проанализировать основные этические требования к государственному служащему.
Научно-теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
 есть необходимость модели и некоторого ряда социологических теорий для основного исследования престижа государственной службы;
 престиж госслужбы впервые исследован в качестве категории социологии культуры, духовной жизни и определен как системное социокультурное образование; формализована система понятий для интерпретации престижа; определены закономерности и принципы, посредством которых выражаются связи и отношения госслужащих с населением; определена совокупность логических следствий, вытекающих из закономерностей и принципов теоретического осмысления престижа;

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие профессиональной этики, морали и нравственности в системе государственной службы 7
2. Этические правила и требования к госуадственным служащим 9
3. Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих 14
Заключение 19
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

этика оригинал.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Нравственные требования, предъявляемые к государственным служащим можно разделить на 4 группы:

1)Эта группа требований  связана с наличием у чиновников  властных и распорядительных  полномочий. Требования к служащим, находящимся на уровне, где принимаются  решения, переходят в этику управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

2)Исполнительская дисциплина. В основе этого требования  лежит тот факт, что от государственного  служащего порой зависит и  жизнь человека, так как в профессиональную функцию чиновников входит оформление документов на человека с момента его рождения. Дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность и законопослушность – эти качества характеризуют исполнительскую дисциплину;

3)Такие качества, которые определяются тем, что сегодня в структуре профессиональной деятельности чиновников возрастает объём общения. Здесь важно то, что общение не только возрастает количественно, но и становится более разнообразным, разнохарактерным. В это общение включаются новые слои населения, которые различаются интересами, социальным статусом, уровнем доходов и т.д. Чиновнику должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать;

4)Качества, объясняемые  "Эффектом аквариума". Это особое  положение государственного служащего  в обществе: к нему приковано  обострённое внимание людей (даже  к личной его жизни). Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государстве.

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них  основные, которые должны предъявляться  к государственному служащему как  при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить  государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

соблюдение принципов  государственной службы;

постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных  законов и законов субъектов  федерации, никогда не нарушать положений  принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований по государственной должности;

честная служба государству;

стремление найти и  использовать наиболее эффективные  и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

отсутствие в деятельности государственного служащего элементов  дискриминации одних субъектов, с одной стороны, предоставления особых благ и привилегий другим субъектам, за особое вознаграждение или без  него, с другой;

никогда не принимать  для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

не делать никаких  личных обещаний, связанных с обязанностями  государственной службы;

никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально  во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

не заниматься предпринимательской  деятельностью;

разоблачать коррупцию  и постоянно бороться с ней  в государственных органах;

соблюдать деловой режим  и корректность общения с гражданами и коллегами;

стремиться создавать деловой  имидж государственного служащего;

не высказывать публично своего личного мнения о действующих  политических деятелях;

избегать злоупотребления  служебным положением, корыстной  или иной личной заинтересованности;

в общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые правила  поведения; вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию; равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам; взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

 

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРАЛЬНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СЛУЖАЩИХ

 

Целесообразно обратиться к опыту США относительно введения этической программы в системе  исполнительной власти. С точки зрения административной этики нравственность понимается как личная честность, а в административном поведении - как почти универсальная норма, согласно которой публичная должность не может использоваться для личных корыстных целей.

Морально-ценностный требованиям общественного мнения в США предоставлен вид нормативных. Здесь действует разветвленная система специального «этического» законодательства, согласно которому и на основании которого создана и функционирует отдельная «этическая» государственная структура управления, которая призвана и регулировать, и расследовать и преследовать неэтичные действия государственных служащих. Введена или разрабатываются специальные процедуры решения «этических» дел и механизмы принудительного применения этических норм.

Представляет интерес опыт США по повышению этики государственной службы и борьбы с коррупцией. Публичная служба - это публичная доверие. Каждый служащий обязан ставить верность конституции, законам и этическим принципам выше частную пользу. Для того чтобы каждый гражданин мог быть уверенным в честности федерального правительства, каждый служащий должен уважать и соблюдать принципы этического поведения.

Законом 1978 г. о реформе  государственного управления были предусмотрены  меры по борьбе с коррупцией и повышение оперативности и эффективности деятельности правительственных учреждений. Основным принципом, который вводит этот закон, является конкурсный порядок назначений на государственные должности, причем единственные критерии отбора - достаточный опыт, уровень квалификации и честность.

В США законодательно государственному служащему запрещается  принимать ценности за осуществление  официальных действий, т.е. получать взятки, принимать официальное участие  в деле, которое имеет для него определенный финансовый интерес, вести дело, которое не содержит коррупции, но может побудить к ней. Итак, есть круг принципиальных стандартов на случаи проявлений неэтичное поведение.

В 1989 г. конгресс США учредил  управление государственной этики  как отдельное учреждение в системе исполнительной власти. Руководит им директор, которого назначает на 5 лет президент по совету сената и по согласованию с ним. Здесь работает 85 сотрудников. Управление государственной этики обеспечивает управление этической программой в исполнительной власти. Эта система является децентрализованной, каждое учреждение и отделения отвечают за выполнение собственных программ этики.

Управление регулярно  проводит учебно-тренировочные программы  для тех, кто занимается вопросами  этики в отделениях и учреждениях, издает специальную газету и методические рекомендации по различным вопросам, проводит ежегодные конференции по вопросам этики. Для получения информации используется электронная техника.

Управление государственной  этики занимается следующими вопросами:

предоставляет информацию о финансовых дела сотрудников, а общественности - финансовые дела президента, вице-президента США и чиновников высокого ранга. Лицо, которое требует раскрытия финансовых дел названных выше чиновников, не должно давать никакого обоснования своего требования. Управление занимается вопросами предоставления финансовой информации относительно чиновников низшего ранга исполнительной власти, если их работа связана с контрактами, административными субсидиями, выдачей лицензий и др.;

участвует в процессе проверки сотрудников, которых назначает на должности президент США;

принимает участие в  законотворческой деятельности. Управление имеет полномочия издавать постановления  о рассмотрении конфликтов интересов, стандартов поведения, предоставление информации о финансовых дела сотрудников;

имеет полномочия требовать  корректировать программы других учреждений по этическим вопросам, может рекомендовать  принятие мер административного  воздействия относительно конкретных работников;

в суде управление государственной этики представляет министерство юстиции.

В 1978 г. решением Конгресса  США был создан пост генерального инспектора при государственных  учреждениях и определены его  полномочия:

выявлять и не допускать  расточительства, мошенничества, злоупотреблений в государственных учреждениях;

повышать эффективность  управления и хозяйствования;

проверять законность выполнения государственными учреждениями своих  обязанностей.

При федеральному правительству  работают уже более 60 генеральных  инспекторов. Генеральный инспектор получает плату от государственных учреждений. Однако он является относительно независимым, что обеспечивает отсутствие влияния и давления на него.

В Соединенных Штатах существуют гарантии защиты прав обличителя фактов неэтичное поведение или  коррупции государственных служащих. Было создано бюро советника по специальным вопросам, главной задачей которого является защита прав работников государственных учреждений, которые публично заявляют о случаях обмана, расточительства и служебных злоупотреблений. В США публичное разоблачение махинаций на государственном уровне является общепризнанным и пользуется поддержкой государственных лидеров. Кроме того, Конгресс имеет возможность контролировать исполнительную власть через главное бюро финансового контроля.

Этические стандарты  поведения работников федерального правительства кодифицированы в  виде закона, а часть определяется указаниями, решением суда или администрации. Приведем некоторые из них:

«Конфликт выгод» - работникам запрещено иметь прямые или косвенные финансовые выгоды, которые отрицают их официальным обязательством и задачам. Согласно этому стандарту работникам запрещается отдавать предпочтение семье, знакомым или партнерам в распределении работы, контрактов, информации;

сотрудники могут пользоваться государственной собственностью только для официально утвержденной деятельности, они должны защищать любую собственность, оборудование, которые им доверены. Например, недопустимо использование государственных конвертов, компьютеров, служебных машин с частной целью;

недопустимо злоупотребления  при использовании служебной  информации, которая может служить  частной выгоде, или представления  информации, которая не предназначена  для широко круга;

работникам запрещено  получать и требовать подарки, бесплатные услуги, кредиты и другие материальные ценности от лиц, которые имеют дело с агентством, или от тех, бизнес которых могут повлиять официальные действия;

государственным служащим не разрешается иметь другой работы, что может приводить к конфликту  выгод с официальными обязанностями в правительстве;

для бывших федеральных  работников установлены ограничения, которые являются обязательными  после завершения работы в государственном  учреждении. Им не разрешается быть представителями других лиц относительно правительства по делам, которыми он занимался на правительственной службе. Кроме того, существует двухлетний срок запрета вмешиваться в дела, которые были служебными обязанностями работника за последний год его службы в правительстве.

Интересен опыт мероприятий, начатых в этой сфере правительством М. Тэтчер в Великобритании. Был установлен контроль над «эффектом витая двери», т.е. миграции работников между государственной службой и коммерческими структурами, а также над «эффектом челноков», т.е. переходом бывших высших служащих государственного аппарата после их отставки в фирмы той самой сферы, которую они недавно курировалы. Эти «эффекты» стимулируют коррупцию, утечки в сферу бизнеса государственных секретов, подрывают принцип равенства условий на конкурсах за получение государственных заказов. Сейчас бывший служащий в течение лет после отставки для подобных перемещений должен получить санкцию соответствующих органов.

Власть должна всегда чувствовать, что ее контролируют, - главный принцип деятельности чиновников. На лицо, которое выполняет службу для правительства, возлагается огромная общественное доверие, потому что эта служба дает широкие возможности для злоупотреблений. Приходя на государственную службу, работник делает сознательный выбор и соглашается на строгое ограничение как в публичной, так и в частной деятельности. Чем выше должность, тем больше ограничений.

 

Заключение

И в заключение нашего анализа, необходимо отметить, что традиционная структура госслужбы, с пирамидальным и линейным устройством, с распорядительными методами администрирования, складывалась веками, и в относительно неизменном виде существовала до второй половины ХХ века. Проблемы возникли с вступлением мира в цивилизацию индустриального общества и переходом к постиндустриальной цивилизации. Страны Западной Европы и Америка достигли индустриальной стадии развития к 30-м годам ХХ века, но за время второй мировой войны были отброшены в своём развитии назад. К 50-м гг. большинство стран восстановили свой потенциал, и начался переход к постиндустриальному обществу. Процессы, происходящие в мире, усложнились. Преобразования не просто ускорились, а спрессовались. Существенно осложнило положение и проявление глобальных проблем человечества (экологический кризис, накопление запасов оружия массового поражения и т.д.). Традиционная этика государственной службы, сформировавшаяся за предшествующую историю, во многом перестала работать, выполнять свои функции регулятора отношений как внутри госслужбы, так и в отношениях государственной службы с населением. Она перестала успевать за быстро меняющейся ситуацией.

Информация о работе Этика государственного служащего