Деловой этикет государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение функций и принципов делового этикета на государственной службе. Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: дать понятие служебной этики, рассмотреть принципы и функции служебного этикета, общие этические принципы, проанализировать этические и культурные требования, предъявляемые к госслужащему и сделать заключение по написанной работе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА………………………………………..5
1.1 Понятие этики управления………………………………………………….5
1.2 Функции и принципы этикета на государственной службе………………10
1.3 Основные понятия профессионального этикета госслужащего………..15
ГЛАВА 2. ПРАВИЛА ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ…………………………………………………………………………19
2.1 Правила делового этикета между начальником и подчиненным………19
2.2 Правила делового этикета при приветствии, рукопожатии…………….20
2.3 Правила речевого этикета…………………………………………………21
2.4 Правила деловой переписки………………………………………………24
2.5 Одежда и внешний вид госслужащего……………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

Деловой этикет.docx

— 112.17 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

 

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

 

Кафедра Организации и управления

 

Контрольная работа

 

 

 

По дисциплине:              Этика и культура управления

(наименование  учебной дисциплины согласно  учебному плану)

 

Тема: «ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО»

 

 

 

 

 

Выполнил: ст.  гр. ГМУз-11б           ___________                             /Пищида С.С./

                                                                                                                           (подпись)                                                                              (Ф.И.О.)  

 

 

 

Проверил:    Ассистент         ____________                            /Уваров А.А../

                                                 (должность)                                                     (подпись)                                                                               (Ф.И.О.)

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ, основные ПРИНЦИПЫ И функции СЛУЖЕБНОГО ЭТИКЕТА………………………………………..5

1.1 Понятие этики управления………………………………………………….5

1.2 Функции и принципы этикета на государственной службе………………10

1.3 Основные понятия профессионального  этикета госслужащего………..15

Глава 2. Правила делового этикета на государственной службе…………………………………………………………………………19

2.1 Правила делового этикета между начальником и подчиненным………19

2.2 Правила делового этикета при приветствии, рукопожатии…………….20

2.3 Правила речевого этикета…………………………………………………21

2.4 Правила деловой переписки………………………………………………24

2.5 Одежда и внешний вид госслужащего……………………………………26

Заключение……………………………………………………………………..29

Список использованных источников…………………………………………30

 

 

Введение

 

Этикет (от франц. etiquette) означает установленный порядок поведения где-либо. Это наиболее общее определение этикета.

«Вопросы делового этикета важны для руководителя, прежде всего потому, что профессионал – это не только тот, кто владеет тонкостями какой-либо специальности, но и тонкостями делового общения. Руководителю любого уровня, чтобы эффективно управлять, необходимо быть специалистом в деловом общении. Эффективное общение невозможно без владения нормами этикета»1. Оно пронизывает всю профессиональную деятельность руководителя.

Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты делового этикета госслужащего. Во второй главе освещены основные практические правила делового этикета государственного служащего, а именно: правила делового этикета между начальником и подчиненным, правила делового этикета при приветствии, рукопожатии, правила речевого этикета, правила деловой переписки и одежда и внешний вид госслужащего.

Государственная служба – специфический вид управления, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Знание государственными служащими требований делового этикета - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Целью данной работы является изучение функций и принципов делового этикета на государственной службе. Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: дать понятие служебной этики, рассмотреть принципы и функции служебного этикета, общие этические принципы, проанализировать этические и культурные требования, предъявляемые к госслужащему и сделать заключение по написанной работе.

Выбранная мною тема актуальна тем, что проблеме делового этикета в последнее время уделяется большое внимание. Причина внимания к вопросам делового этикета, прежде всего, связана с тем, что государственному служащему приходится находиться в постоянном контакте с посетителями, населением, общественностью, что в свою очередь, ведет к более активному обращению к этическим правилам и нормам поведения в процессе профессиональной деятельности.

К задачам данной работы относится изучение конкретных правил служебной этики на государственной службе.

Указанные проблемы исследуются в работах Зарайченко В.Е, Мальханова И.А., Ионова А.И. и других авторов. Однако считаю, что тема не полностью разработана, и в связи с этим многие служащие имеют довольно смутное либо искажённое представление об этических нормах, или же относятся к ним с пренебрежением. Те же, кто всерьёз стремится руководствоваться нормами служебной морали, заботится о своей репутации, вынуждены вырабатывать собственную версию этического кодекса путём проб и ошибок. Поэтому важно разработать документ, который задавал бы систему нравственных ориентиров. До настоящего момента такой документ для государственного гражданского служащего в России не разработан.

 

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ И ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Понятие служебной этики и этики управления

деловой етикет государственный служба служебный

«Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной этики. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности»2. Требования служебной этики:

Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Тут главное требование к подчинённому – признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Подчинённый должен, исходя из этих обязанностей, соответствующим образом строить своё поведение, и не использовать различные формы уклонения от исполнения распоряжений. Уклонение может быть гласным, публичным, с выставлением определённых условий руководителю. Может быть скрытым, принимать характер тайного (с помощью мимики, жестов, отдельных слов) провоцирования руководителя на открытые действия против подчиненного. В этих ситуациях подчинённый для окружения часто может представляться страдающей стороной, а реакция на него руководителя – неадекватной. Одной из причин подобного поведения подчинённых может быть стремление нажить определённый социальный капитал, выглядеть гонимым, приобрести статус неформального лидера, добиться каких либо льгот для себя и т.д.

Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. «Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно – распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления»3.

Все нормы этики управления можно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями (по горизонтали и вертикали).

Нормы, регулирующие процесс принятия решения условно можно разбить на три подгруппы:

а) Нормы, регулирующие процесс выдвижения проблемы и подготовку решения.

Все решения руководителя должна пронизывать ответственность. Требования этики управления распространяются на все уровни управления, от низового до самых высоких, и варьируются в зависимости от уровня управления. Объём этических требований изменяется в зависимости от уровня управления, на верхних уровнях он выше. На низовых уровнях требования не очень существенно различаются в различных видах деятельности, а на верхних – специфика вида деятельности накладывает существенные различия на нравственные требования. Управленец не всегда отдаёт себе отчёт в сложности тех механизмов, которые мешают принятию решения.

Следующее необходимое качество руководителя – умение предвидеть последствия принимаемых решений и прогнозировать получаемые результаты. Наличие воображения помогает в принятии решения. Особенностью предвидения и прогнозирования является необходимость просчитывать нравственные последствия принимаемых решений. Решений, которые бы не имели нравственных последствий, нет вообще, только последствия эти могут быть более или менее глубокими. Особенность нравственных последствий и в том, что они могут сменить значение с положительного первоначального результата на отрицательный впоследствии и наоборот.

В широком смысле руководителю необходимы такие качества как профессионализм, компетентность, уверенность в своей компетентности, воля, организаторские способности и общий набор качеств лидера: уверенность в себе, умение увлечь людей, умение «зажечь» интерес к делу и т.д. Но любое из этих качеств, представленное в избытке, способно превратится в свою противоположность. Так воля к достижению цели превращается в навязывание своих желаний, уверенность в своей компетентности – в веру в свою непогрешимость.

Вера в непогрешимость, соединённая с избыточной волей, порождает специфический тип руководителя, который ощущает себя всегда правым и стремится при любых условиях и, не взирая на возможные последствия, настоять на своём во что бы то ни стало.

Противоположный тип людей среди управленцев получает характеристику «обучаемых», «внушаемых» и т.д.

На первом этапе подготовки управленческих решений часто возникает противоречие между знанием о необходимости конкретных изменений и незнанием конкретных путей, методов и средств этих изменений, незнание механизма функционирования объекта, которым надо управлять. Необходимо чёткое осознание того факта, что любая возникающая управленческая проблема имеет как минимум два, а чаще – множество возможных решений. Решения различаются:

• Продолжительностью достижения желаемого результата;

• Материальными затратами;

• Количеством привлекаемых средств и структур;

• Особенностью удовлетворения палитры интересов различных людей, социальных групп, организаций, политических сил, заинтересованных в данном решении.

Общество становится всё более раздробленным. Это касается и конкретной организации, в которой отражаются процессы, происходящие в обществе. Из-за наличия большого числа различных групп появляется раздробленность интересов, что меняет само понятие профессионализма. Под профессионализмом управленца (в особенности в сфере государственной службы) всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями различных групп интересов, и в процессе этого общения стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремится удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество вариантов в принятии решения).

в) Нормы, регулирующие процесс обсуждения и принятия решения.

На этапе обсуждения и принятия решения руководитель должен стремиться, чтобы в обсуждении принимали участие, по возможности, представители всех групп, слоёв населения, все те, чьи интересы могут быть затронуты принимаемым решением. Необходимо, чтобы на обсуждение были представлены, возможно, более полные данные экспертизы и статистические данные по возможным вариантам решения.

При подготовке экспертиз и обзоров каждого из вариантов решения, необходимо, чтобы были представлены аргументированные позиции «за» и «против» каждого варианта решения во всём, что касается материальных затрат, необходимых ресурсов, вовлечённости различных структур и специфики возможных позитивных и негативных следствий.

Если в процессе обсуждения становится, очевидно, что предпочитаемый руководителем вариант решения менее удовлетворяет интересам различных групп, чем какой – либо другой, руководитель, ведущий обсуждение, должен иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу большинства, а не настаивать на неправильном варианте решения, который выбрал именно он.

с) Исполнение и контроль за исполнением решения.

Существует точка зрения, что исполнение решения – чисто административный процесс, в который входят оформление решения, определение исполнителей, доведение до их сведения поставленных задач, составление плана выполнения решения и т.д. На самом деле главное в исполнении решения то, что в момент своего исполнения решение, принятое в отношении какой либо организации (системы) может ввести эту систему в состояние нестабильности. Главная обязанность управленца в процессе контроля за исполнением решения – контролировать состояние системы для обнаружения признаков нестабильности. В случае появления таких признаков необходимо либо прекращать процесс исполнения решения, либо проводить какие-либо корректирующие действия.

Информация о работе Деловой этикет государственного служащего