Этика государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ профессиональной этики, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
- Определить содержание понятие этики в системе государственной службы, пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения государственной службы.
- Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие этики в системе государственной службы………………5
1.1. Понятия этики и этикет………………………………….…………….…5
1.2. Особенности этики государственной службы………………….............6
1.3. Этические правила и требования к государственным служащим….…8
Глава 2. Этика государственной службы………………………………..12
2.1. Этические проблемы государственной службы……………………..12
2.2. Принципы поддержания этики на государственной службы……….14
2.3. Формирование профессионально-этического уровня
государственной службы………………………………………………….….20
Заключение…………………………………………………………………....23
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

КР по теории управления.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

«Бурятский государственный университет»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Теория управления»

на тему

«Этика государственной службы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

Выполнила

Испирян Анаит Акоповна

Курс / группа

II / 70810з

Факультет

Экономика и управление

Специальность

«Государственное и муниципальное

управление»

Проверила

Очиржапова Дарима Цыренжаповна


 

 

 

 

Агинское, 2012г.СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ………………………………………………………………………3

Глава 1.  Понятие этики в системе государственной службы………………5

1.1.  Понятия этики и этикет………………………………….…………….…5

1.2. Особенности этики государственной службы………………….............6

1.3.  Этические правила и требования к государственным служащим….…8

Глава 2.      Этика государственной службы………………………………..12

2.1.    Этические проблемы государственной службы……………………..12

2.2.    Принципы поддержания этики на государственной службы……….14

2.3.   Формирование профессионально-этического уровня

государственной службы………………………………………………….….20

Заключение…………………………………………………………………....23

Список используемой литературы и источников………………………......25

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему. Однако в государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.

Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что – это еще важнее – не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.

Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет государственных и муниципальных служащих справедливо связывают прежде всего с их порядочностью, справедливостью.

Предмет исследования: профессиональная этика, регулирующее отношения в сфере государственной службы и влияющее на эффективность управления.

Объект исследования: государственные служащие как носители морально-нравственных качеств.

Цель исследования: анализ профессиональной этики, регулирующих отношения в сфере государственной службы.

         Задачи  исследования:

- Определить содержание понятие этики в системе государственной службы, пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения государственной службы.

- Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего.

- Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.

- Проанализировать понятие «этика», выделить ее структурные элементы.

При написании данной курсовой работы мною использованы: методические рекомендации, статьи ведущих специалистов в области управления, различные издания (интернет – журналы о менеджменте и управления), а также разнообразные сайты.

 

 

 

Глава 1. Понятие этики в системе государственной службы

1.1. Понятия этика и этикет

 

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе ценностей, посредством которой человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо или несправедливо. Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.

Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с I в. до н.э. – получило название Мораль[1;с.185].

Основные категории этики:

добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.[6].

Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Этика государственного служащего – это добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Основные требования этики государственного служащего представлены в Приложении 1.

Этика делового общения – это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Правила и нормы, а иногда традиции, которых следует придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени. Облик, манера разговаривать, правильность вручения подарков и поведение говорят людям о том, кто вы, еще до того, как они вступят с вами в личный контакт.

Этические нормы – система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых требуется от государственного служащего[4;с.448].

 

1.2. Особенности этики государственной службы

 

Этика государственного служащего находится под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая модель действия государственного служащего не может быть простым следствием влияния общих регуляторов. Государственная служба как один из центральных элементов социального управления оказывает существенное влияние на форматирование элементов общественной системы. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».

Способности государственного служащего – особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления управленческой деятельности. Способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях. А так как этика это составляющая профессиональной деятельности, то от этого зависит и эффективность деятельности государственного служащего и в целом государственной службы. Особенность этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы[5;с.156].

При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие качества: способности, умения, знания, опыт.

 Кроме того, оценка персонала  помогает решить и другие задачи:

- выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью его повышения по службе;

- стимулирование повышения квалификации и роста профессионализма служащих;

- применение к служащему мер стимулирования, либо ответственности;

-    формирование профессионального кадрового потенциала и резерва кадров;

-   поддержание стабильности и законности в государственной службе.

К этическим навыкам государственного служащего можно отнести:

-  знания государственного служащего – результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение – один из критериев эффективности управленческого труда.

-    умения государственного служащего – относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности.

-     навыки государственного служащего – это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.

-   опыт государственного служащего – это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле – единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы[8;с.208].

Особенности этики государственного служащего представлены в Приложении 2.

 

1.3.  Этические  правила и требования к государственным  служащим

 

Практика служебных отношений позволяют сформулировать основные правила этического поведения государственных служащих, которыми они должны руководствоваться в своей повседневной профессиональной деятельности. В этических правилах гражданских служащих выражаются одновременно и общечеловеческие, и специфические качества, составляющие нравственный облик современного чиновника. Каких отношений в процессе общения служащих требует государственная служба? Прежде всего, отношений, вытекающих из общечеловеческих норм морали и нравственности.

Первое – государственная служба требует от гражданских служащих взаимной честности и правдивости. Это дает моральное право служащему замещать предоставленную ему должность государственной службы. Обман, сделка с совестью – это не просто личная слабость чиновника, это нанесение урона государственному органу. Кроме того, без точной правдивой информации невозможно принимать адекватные управленческие решения, верно анализировать ситуацию.

Второе – в отношениях служащих должны быть чуткость, доброжелательность, отзывчивость. Ежедневно работники государственного аппарата сталкиваются с проблемами, жалобами и предложениями людей. Важно понять человека, учесть мотивы его действий. Часто одной логики бывает мало, необходимы доброжелательность и отзывчивость. Такие же качества должны проявляться и в отношениях между сотрудниками, внутри служебного коллектива.

Третье – скромность гражданского служащего и искренность, исключающие высокомерие, зазнайство, двойные стандарты в отношениях с людьми. Скромный человек никогда не выпячивает своё "Я", не признает за собой никаких исключительных достоинств и особых прав. Он проявляет толерантность, необходимую терпимость к окружающим, критически относится к своим заслугам и недостаткам. Для гражданского служащего недопустимы самоуверенность, нетерпимость и хамство к подчиненным и посетителям. Искренний человек верит в то, что говорит и что делает. Это одно из главных требований нравственности современного управленца.

Четвертое – вежливость и корректность в обращении. Данное правило предъявляет следующие требования. Гражданский служащий на службе и в быту должен быть тактичен, уважителен, деликатен. Его речевое поведение должно быть направленно на предотвращение возможных конфликтов интересов на службе и конфликтных ситуаций в коллективе. Необходимо проявлять сдержанность и уравновешенность в дискуссиях, стараться понять оппонента. Человека нельзя считать профессиональным госслужащим, если он постоянно прерывает партнера по диалогу, не умеет слушать, позволяет себе агрессивный тон и неуместные замечания. Следует спокойно и выдержанно реагировать на критику. Золотое правило - чем критичнее вопрос, тем корректнее на него надо отвечать[9;с.303].

Специфическим правилами этики гражданских служащих являются правила субординации, доступности, паритетности.

Служебная субординация – одно из основных этических и организационных правил взаимоотношений в органах государственной власти. Это система строгого служебного подчинения младших старшим, основанная на нормах служебной дисциплины.

Доступность гражданского служащего – важное нравственное правило государственной службы. Быть доступным для людей – значит быть постоянно готовым к общению с ними, готовым выслушать их вопросы, предложения, пожелания. Несмотря на свою занятость гражданские служащие, особенно руководители, должны находить возможность встречаться со своими подчиненными и посетителями.

Паритетность - этическое правило, нацеленное на демократизм общения между служащими и повышение эффективности их коммуникативного общения. Паритет означает равенство. Паритетный диалог предполагает свободное высказывание сотрудниками собственных мыслей и идей, конструктивный и доброжелательное обсуждение всех поступивших предложений в коллективе, учет их при выработке общего решения[7;с.113].

Информация о работе Этика государственной службы