Этика государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ профессиональной этики, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
- Определить содержание понятие этики в системе государственной службы, пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения государственной службы.
- Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие этики в системе государственной службы………………5
1.1. Понятия этики и этикет………………………………….…………….…5
1.2. Особенности этики государственной службы………………….............6
1.3. Этические правила и требования к государственным служащим….…8
Глава 2. Этика государственной службы………………………………..12
2.1. Этические проблемы государственной службы……………………..12
2.2. Принципы поддержания этики на государственной службы……….14
2.3. Формирование профессионально-этического уровня
государственной службы………………………………………………….….20
Заключение…………………………………………………………………....23
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

КР по теории управления.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Имея дело с организациями, с которыми у него существуют финансовые отношения, государственный служащий должен всегда помнить о главной ответственности перед гражданами - соблюдение государственных интересов. Это особенно важно в деятельности, которая осуществляется непублично, например, на неформальных встречах.

Принципы поддержания этики на государственной службе следующие:

-  Этические нормы для государственной службы должны быть четкими и ясными. Государственному служащему необходимо знать основные принципы и нормы, которыми он должен руководствоваться во время работы, а также осознавать границы допустимого поведения.

- Этические нормы должны быть отражены в правовой системе. Правовая система является основой для доведения минимальных обязательных норм и принципов поведения до сведения каждого государственного служащего.

-  Необходимо обеспечить руководство государственными служащими в сфере этики. Профессиональная социализация должна способствовать воспитанию необходимых здравого смысла и навыков, позволяющих государственным служащим применять этические принципы в конкретных обстоятельствах.

-  Государственный служащий должен знать свои права и обязанности при разоблачении им правонарушений. Для этих ситуаций должны быть предусмотрены четкие правила и процедуры, которых должны придерживаться должностные лица. Также необходимо знать, какая защита будет предоставлена в случае разоблачения ими правонарушений.

- Политическая приверженность этике должна укреплять этичность поведения государственного служащего. Политические лидеры ответственны за поддержание высоких моральных норм при выполнении ими своих служебных обязанностей.

-  Процесс принятия решений должен быть информационно прозрачным и открытым для тщательного его рассмотрения. Общественность в праве знать, как государственные институты распоряжаются доверенным им полномочиями и ресурсами.  Информационная прозрачность должна подкрепляться такими мерами, как внедрение систем раскрытия сведений и признание роли активных и независимых средств массовой информации.

- Должны действовать четкие директивы, регламентирующие взаимодействие между государственным и частным секторами. Поведение государственного служащего при работе с частным сектором должно регламентироваться четкими и ясными правилами, устанавливающими этические нормы.

- Руководители должны демонстрировать и поощрять этичное поведение. Организационная среда, где соблюдение высоких норм поведения поощряется посредством соответствующих стимулов, оказывает непосредственное воздействие на проявление уважения к ценностям государственной службы и соблюдение этических норм в повседневной практике.

- Условия государственной службы и работа с кадрами должны поощрять этичное поведение. Условия найма на государственную службу (такие, как перспективы служебного роста, возможности повышения квалификации, адекватная оплата труда и политика в сфере работы с кадрами) должны формировать среду, благоприятствующую этичному поведению. Последовательное применение в практике приема на работу и продвижения по служебной лестнице таких основных принципов, как учет личных качеств и заслуг, способствует поддержанию честности в работе государственной службы.

-  В рамках государственной службы должны действовать адекватные механизмы подотчетности. Государственные служащие должны быть подотчетны в своих действиях руководству, и, в более широком смысле, обществу. Подотчетность должна касаться как соблюдения действующих правил и этических принципов, так и достижения необходимых результатов.

-  Для борьбы с неправомерным поведением должны предусматриваться соответствующие процедуры и санкции. Механизмы выявления и независимого расследования правонарушений (таких, как коррупция) являются необходимой частью инфраструктуры обеспечения этики[15;22].

 

2.3. Формирование  профессионально-этического уровня государственных служащих

 

Формирование и рост профессионально-этического уровня государственного служащего зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, что в свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных служб.

Пути повышения этики государственных служащих:

- создать эффективный механизм  подбора кадров для государственной  службы, обеспечения должностного  роста государственного служащего  на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

- повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего;

- создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

- осуществить управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;

- обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;

- формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;

- соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Этический кодекс государственного служащего позволяет повысить этические нормы поведения государственных служащих. В Кодекс вошли положения:

  • из Модельного кодекса поведения для государственных служащих, принятого Комитетом Министров Совета Европы 11 мая 2000 г.,
  • из Указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих» / Приложение 3/;

- из Федерального закона Российской Федерации от 2марта 2007г. №25-ФЗ О государственной службе в Российской Федерации / Приложение 4/.

Несмотря на то, что государственные службы работают в разной культурной, политической и административной среде, они, зачастую, сталкиваются с одними и теми же этическими проблемами, и их действия в области поддержания этики обладают рядом общих свойств. Государственные службы стоят перед необходимостью решения проблем, связанных с этическими нормами государственного служащего, для чего необходимо усилить деятельность управления по совершенствованию этики поведения.

Пути совершенствования повышения этического уровня государственного служащего лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы подготовки государственных служащих и соблюдения Принципов поддержания этики.

Государственный служащий должен быть защищен от пристрастного отношения, грубости, несправедливой оценки его работы и уровня квалификации со стороны руководителя. Это является необходимым условием для надлежащего выполнения государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей, для эффективности государственной службы как государственного института.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Термин «этика» берет свое начало со времен Аристотеля. Основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа.

Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.

Развитие социальной и профессиональной компетентности государственных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной службы.

Главными условиями повышения этического уровня государственных служащих выступили:

- повышение уровня профессионально-этической компетентности руководителей государственных органов, путем подготовки и переподготовки кадров;

-  усовершенствование системы подготовки и профессионального развития государственных служащих с использованием современных методов обучения;

Для решения этих вопросов были определены принципы поддержания этики на государственной службе.

Для повышения профессионально-этического уровня необходимо: создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы; повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего; создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих; совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы; обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы; формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование; соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Таким образом, основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики государственных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной службы на благо общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Ботавина Р.Н.; Этика деловых отношений; 2001.; – 208с.
  2. Государственная политика и управление /Под редакцией Л.В. Сморгунова/; 2007.; – 495с.
  3. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. Учебное пособие /Под общей редакцией В.М. Соколова и А.И. Турчинова/; 2006.; – 297с.
  4. Иванов В.В., Государственное управление: /Справочное пособие/;  2006.; – 718с.
  5. Канке В.А.; Современная этика. Учебник для вузов;  2007.; – 394с.
  6. Литов С.С.; Ценностные установки современных кадров государственной службы;  2006.; – 26с.
  7. Нравственные основы государственной службы России: Учебное пособие;  2003.; - 266с.
  8. Шувалова Н.Н., Служебное поведение государственного гражданского служащего: Моральные основы;  2006.; 360с.
  9. Шугрина Е.С.; Муниципальное право Российской Федерации: учебник 2-ое изд.; 2007.; — 672с.
  10. Конституция Российской Федерации. - М.; 1993.
  11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
  12. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
  13. Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации от 23 декабря 2010г., протокол №21.
  14. Федеральный закон Российской Федерации от 2марта 2007г. №25-ФЗ «О государственной службе в Российской Федерации».
  15. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Общие принципы служебного поведения государственных служащих».
  16. http://izdat.szags.ru/ - Вестник «Государственная служба».
  17. http://ego.uapa.ru / - ЭГО (Экономика, Государство, Общество).
  18. http://www.gkh.ru/ - Практика муниципального управления.
  19. http://pu.by/ - Научно-практический журнал «Проблемы управления».
  20. http://www.business.magazine.ru/ Бизнес-журнал «Онлайн».
  21. http://pvlast.ru/ - Журнал ГД ФС РФ «Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы» (Любимов А.П.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Основные требования этики государственного служащего

Дисциплинированность.

Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда.

 

Корректность межличностных отношений.

Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

 

Ответственность.

Это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Особенности этики государственного служащего

уровень этики государственных служащих зависит от личностных характеристик;

уровень, содержание и формы этики дифференцируются в зависимости от этих характеристик;

содержание профессионального опыта и стаж работы в органах власти в условиях кризиса общества выступает главной составляющей профессиональной квалификации и этики государственного служащего;

социальная адаптация государственного служащего к общественным преобразованиям находится в прямо пропорциональной зависимости от этики;

этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;

уровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтений;

уровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок;

социально-экономическая ситуация обусловливает неудовлетворенность населения работой государственной службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня этики государственного служащего;

этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;

информация, предоставляемая СМИ, оказывает существенное влияние на формирование отношения населения к государственной службе в целом и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.

Информация о работе Этика государственной службы