Этика и этикет в системе государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 02:20, реферат

Описание работы

Интерес к данной теме обусловлен интересом к истории человеческой культуры, основным этапам развития этики, стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики.
Интерес к этике не случаен. Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности, по моему мнению, является способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить?

Содержание работы

Введение

1.
Этика: теоретические аспекты


Исторический аспект этики


1.2 Понятия «этика» и «этикет», категории и специфика этики


1.3 Профессиональные этические кодексы

2.
Этика государственного служащего


2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа


2.2 Особенности этики государственного служащего


2.3 Проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Этика и этикет реферат-размещение.docx

— 88.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Философия и методология социальных наук»

на тему «Этика и этикет в системе государственной службы»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

     

Введение

 

1.

Этика: теоретические аспекты

 
 
    1. Исторический аспект этики

 
 

1.2 Понятия «этика» и «этикет», категории и специфика этики

 
 

1.3 Профессиональные  этические кодексы

 

2.

Этика государственного служащего

 
 

2.1 Государственные  служащие как социально – профессиональная  группа

 
 

2.2 Особенности  этики государственного служащего

 
 

2.3 Проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего

 

Заключение

 

Список литературы

 
     
     

 

 

 

 

 

Введение

 

Интерес к данной теме обусловлен интересом к истории человеческой культуры, основным этапам развития этики, стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики.

Интерес к этике не случаен. Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности, по моему мнению, является способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысляются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни.

Для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысло-жизненные и нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и психологии человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.

Этика состоит из теоретической части – учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях и практической части – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.

Важная роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего – нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.

Актуальность выбранной темы работы определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственной службы и ее восприятии обществом.

 

 

1. Этика: теоретические аспекты

 

1.1 Исторический аспект этики

 

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5–4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер.

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В сфере деятельности, связанной со свободой воли, человек выбирает образ личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой.

Развитие этической мысли проходило в три этапа: первый этап связан с распадом родоплеменного строя и осмыслением человеком себя как личности, как «Я», выделенного из общего целого; второй этап – классический этап в развитии античной этики начался с деятельности Демокрита (5 – 4 вв. до н.э.), который первым начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил удовольствие – не в обиходном смысле слова, – а удовольствие как философский термин.

Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания человек практически абсолютно свободен, ибо выбор поступка – это результат его индивидуальных размышлений.

После Демокрита продолжили разработку проблем воспитания участники (члены?) Школы «Софистов» (софия – мудрость), которые оставили в наследство человечеству два главных положения: идею о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право) и единство нравственного и художественного воспитания.

Идея о сращивании нравственного и художественного воспитания, использовалась, прежде всего, в разработке духовных ценностей государства, в символике, в представлении образцов требуемого поведения и т.д.

Поздний этап – период значительного ослабления античных государств. В этот период этика из единого древа распадается на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др.

Эпикур (древнегреческий философ) – певец удовольствия, создатель концепции гедонизма. Эпикур впервые сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей.

Все человеческие потребности он разделил на: естественные и необходимые (сон, еда, и т.д.);  естественные, но не необходимые (вкусно есть, сладко спать,  красиво одеваться и т.д.); неестественные и не необходимые (жажда богатства, любовь  к  славе, стремление к памятникам и почестям при жизни и т.д.).

В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему ограничения потребностей, тогда он будет знать, что для полноценного, достойного существования нужно очень немного, и оно вполне достижимо собственным трудом. Тогда, если человек лишится возможности удовлетворять две последние группы потребностей – это не будет для него трагедией. Это положение Эпикура взято на вооружение всеми элитными школами (Смольный институт и др.), которые к таким самоограничениям относили холодные обливания, простая одежда и т.д.

Кроме того, под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль». Скорее всего, такое значение данного слова связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.

Становление норм этики относится к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться первые относительно массовые профессии. Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней Греции начали складываться первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов. Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в среде людей, призванных служить человеку.

Мораль первоначально складывается в среде профессий, представители которых при выполнении своего профессионального долга непосредственно контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и т.п. При этих контактах они могли оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать общественную обстановку. Количество норм в первых этических кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали степени всеобщей абстракции, как это имело место в более поздние периоды оформления моральных норм.

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, возникновение которого имеет несколько причин. Прежде всего, это укрепление государственности и создание абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга.

Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций:

- значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счёт профессий, которые воздействовали на население не напрямую, а через результат своего труда.

Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств;

- нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.

Данное деление было вызвано тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько оценка и признание их труда зависят от особенностей труда, поведения и отношения к профессии их коллег по ремеслу. Это связано с тем, что в Западной Европе в это время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая товар, меньше всего думали о личности изготовившего этот товар. Поэтому, прежде всего, новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда и производимых изделий всеми членами профессионального братства.

Затем ряд норм определял специфику общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов своего труда всеми членами профессионального сообщества. Ремесленники одной профессии жили на одних улицах (например, улица гончаров, сапожников, и т.д.), и им было строго запрещено завлекать разными способами того клиента, с которым уже договаривается их коллега. Также на витрине можно было выставлять только свою продукцию, без приукрашивания её различными способами и без других, отвлекающих внимание вещей.

Впоследствии эти моральные требования, складывающиеся внутри профессий, составят с одной стороны основы служебной этики, а с другой лягут в основание формировавшихся моральных норм, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др.

Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине – врачи, сиделки, медсёстры и пр. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на общественные отношения, причём зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и на международные отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.

Третий период в развитии этики наступает в XX веке, вернее в его второй половине. Он отражает реалии современной цивилизации – высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в процессе производства, всё возрастающий уровень техногенной опасности для существования каждого отдельного человека и Земли в целом. Не менее важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в её отдельных направлениях.

Таким образом, этика берет свое начало со времен Аристотеля. В русле философских течений высказывание этических идей выражается в чувственно – образной форме, большое внимание уделяется описанию и осмыслению сложившегося практического поведения. Во второй половине ХХ века непрерывно происходящая дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не имели бы в рамках своей деятельности специальных нравственных требований.

В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей отрасли философского знания. И это не случайно. Так, развитие России по направлению к демократическому правовому государству, деятельность всех ее социальных структур, невозможно без утверждения норм этики. Основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучших, проверенных временем, этических норм и понятий. Понятие «общепринятые человеческие ценности» подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывают свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил, которые основываются на общепринятых человеческих ценностях. Общественные человеческие ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

Информация о работе Этика и этикет в системе государственной службы