Этика и этикет в системе государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 02:20, реферат

Описание работы

Интерес к данной теме обусловлен интересом к истории человеческой культуры, основным этапам развития этики, стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики.
Интерес к этике не случаен. Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности, по моему мнению, является способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить?

Содержание работы

Введение

1.
Этика: теоретические аспекты


Исторический аспект этики


1.2 Понятия «этика» и «этикет», категории и специфика этики


1.3 Профессиональные этические кодексы

2.
Этика государственного служащего


2.1 Государственные служащие как социально – профессиональная группа


2.2 Особенности этики государственного служащего


2.3 Проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Этика и этикет реферат-размещение.docx

— 88.73 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики

 

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе ценностей, посредством которой человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо или несправедливо. Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность). Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.

Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль.

Сложность определения этичности некоторого действия заключается в том, что разные индивидуумы придерживаются разных стандартов и обладают своим собственным восприятием того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Очень часто ситуацию нельзя описать в черно-белых красках, она попадает в некоторую среднюю, «серую» зону. Философская ориентация человека также может определять то, как он будет действовать в специфической ситуации.

Основные типы ценностных ориентаций: абсолютистский тип; экзистенциалистский тип и ситуационный тип.

Абсолютист верит в то, что каждое решение является либо «правильным», либо «неправильным» – независимо от последствий, к которым оно приводит.

Экзистенциалист (чьи решения не опираются на заранее предписанную систему ценностей) принимает решения на основании рационального выбора.

Принятие решений ситуациониста основывается на представлении о том, какое из них может повлечь за собой наименьший ущерб или же, напротив, привести к наибольшей пользе.

Большинство людей, попадая в реальную ситуацию, выбирают, как правило, тот способ поведения, который находится где-то между этими тремя типами. Они принимают решения исходя из сложного комплекса установок, в число которых входят установки на искренность, верность обещаниям, преданность и чувство долга. Специалисты по РR сталкиваются еще с одной проблемой принятия решений, а именно принимаемые решения должны удовлетворять одновременно: общественным интересам; интересам клиента; должны соответствовать личным ценностям.

В идеальном мире все эти установки не должны конфликтовать друг с другом. Однако в реальности очень часто их конфликт неизбежен. Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы, имеет свои собственные кодексы этики. Принято считать, что документы, которые называют также кодексами профессионального поведения, устанавливают приемлемые норы поведения для профессионалов и сотрудников организации. Кодексы имеют и такие организации, как Общество связей с общественностью Америки и Международная ассоциация специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации.

Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем.

Этические системы: осмысление профессиональной этики; этика замкнутых идеологических систем; этика возрастных групп, религиозных групп и т.д.

Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость и т.д.

Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.

Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред.

Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания. Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести

Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.

Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.

Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем.

Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, возможность поступить так или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать.

Этика имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих специфическим обязанностям муниципальных служащих, уровням управления или формам организации труда. Например, можно говорить о формировании специальных нравственных требований для сотрудников вертикали социального обеспечения, или служб налоговых инспекций, а также для тех подразделений государственных органов, которые используют в своей деятельности элементы бизнес – деятельности, работу на конечный результат и т.п.

Специфика ответственности на современном уровне развития труда заключается также в том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то на промежуточных этапах допускается сбой и некачественный труд. Для конечного результата может оказаться совершенно неважным как уровень квалификации, так и должностные функции исполнителей. Достаточно сложной проблемой является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности исполнителей за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности. Это является следствием того, что конечный результат труда, в который войдёт их личный труд (возможно, в микроскопических долях), отдалён от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом.

Кроме того, весь предшествующий опыт был связан, прежде всего, со зримым, осознаваемым результатом. Все механизмы формирования ответственности учитывали этот факт и может быть лишь немногим более столетия назад ситуация стала меняться, достигнув нового качества в развитом индустриальном обществе. Человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь быстро меняющейся реальности.

Таким образом, этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении.

Этика государственного служащего – это добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Основные требования этики государственного служащего представлены в таблице 1.

 

1

Дисциплинированность.

Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда.

 

2

Корректность межличностных отношений.

Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

 

3

Ответственность.

Это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.




 

Таблица 1. Основные требования этики государственного служащего

 

Под этикой государственного служащего (управленца) всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями различных групп интересов, и в процессе этого общения стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремиться удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество вариантов принятия решения).

Этика делового общения – это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного. Облик, манера разговаривать, правильность вручения подарков и поведение говорят людям о том, кто вы, еще до того, как они вступят с вами в личный контакт.

Этические нормы поведения государственного служащего – система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых требуется от государственного служащего.

Таким образом, в основе этики государственного служащего должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Размышляя об этических аспектах, зачастую используется категория ценности. Но очень часто между конкурирующими ценностями возникает конфликт. Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.

Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы)

 

1.3 Профессиональные этические кодексы

 

Профессиональные этические кодексы – утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии.

Кодексы этики могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюрократии», хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический дух. Дух демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора, соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности, служение общественным интересам и содействие социальной справедливости.

Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонников ценить и осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической этики предполагают, что государственные чиновники – лишь исполнители, обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и нормам и обеспечивать их соблюдение. Этические кодексы основываются на этических принципах, которые в какой-то степени ограничивают максимальные этические принципы.

Введение абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации в корпоративные этические кодексы не исключают отношения к ним со стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как правило, очень высоки.

От государственной службы требуется решение различных социальных проблем: повышение качества жизни работников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества. Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в этике государственного служащего вытекает из объективного противоречия между морально-этическими целями и её основными целями – достижением успеха.

Максимальные этические принципы: утилитаристский и индивидуалистический. Утилитаристский принцип – его реализация предоставляет наибольшее благо для наибольшего числа людей. Индивидуалистический принцип – направлен на достижение чьих-либо индивидуальных долгосрочных интересов.

Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Иногда от всей административной деловой этики остаётся только этикет. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, для которойую они принимаются. Кодексы существенно различаются как по содержанию, так и по объему. Так, например, американский Марктвенский банк разработал документ, называющийся «Политика в области этических норм и конфликтов». На 19 страницах служащим объясняется, что такое хорошо и, что такое плохо. А крупная компьютерная компания «Крей Рисерч Инкорпорейтед», напротив, ограничилась 120 словами. Её кодекс гласит: «Сотрудники Крей доверяют друг другу и уверены, что каждый выполняет своё дело по высшим этическим стандартам» – таков стиль компании.

Применительно к общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максимум твоей воли была совместим с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускал координацию интересов  всех сторон.

Информация о работе Этика и этикет в системе государственной службы