Шпаргалки по "Этике государственной и муниципальной службы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:21, шпаргалка

Описание работы

1. Структура и функции морали.
Функции морали — регулятивную — оценка поведения; воспитательную — передача опыта из поколения в поколение; ценностно-ориентирующую выработка и направление норм; познавательная — приобретение знаний о вопросах морали.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы — моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

2. Структура  и функции морали.

Функции морали — регулятивную — оценка поведения; воспитательную — передача опыта  из поколения в поколение; ценностно-ориентирующую  выработка и направление норм; познавательная — приобретение знаний о вопросах морали.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы — моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы  — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его  отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные принципы — выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. К числу моральных принципов относятся такие, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь.

 

Нравственные  идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

 

3. Предмет  этики изменение с течением  времени

Античная эпоха: поведение человека и его качества, характеризующие отношение человека к миру, к окружающим. Учение о  добродетели.

Средние века: изучение внешних объективированных форм и проявлений нравственности. С субъекта переход на объект. Преобладает религиозная этика.

Новое время: изучение общеобязательных норм морального поведения, а также на изучение форм сочетания  индивидуальных личностных качеств  индивида с общепринятыми нормами  и правилами поведения.

XIX век: изучение  психологических мотивов человеческого поведения.

Начало XX века: Метаэтика: логический анализ языка  морали.

Предмет этики  смещается на рассмотрение роли моральных  фактов в реальных социальных процессах.

Конец XX века: Прикладная этика — отвечает практическим потребностям развития современного общества и имеет большое практическое поле применения.

Предмет этики  менялся, менялись подходы и акценты  этического знания, но в основе проводимых исследований всегда оставалась мораль.

 

4. Категории  этики

Категории этики  имеют разную иерархию.

1Добро и зло:  предельно общие категории, дающие  оценку с позиции интереса  всего общества, они не могут  существовать друг без друга.  Добро может фигурировать как  благо, польза, зло — это вред.

2Индивидуальное  моральное сознание: Совесть в  индивидуальном сознании сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Достоинство — собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Честь — это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства.

3Личные поступки: Долг — социальный заказ от  общества человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях  о добре и зле соответственного  исторического периода. Ответственность — усваивая представления о долге, мы проводим отбор требований, признаем какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность — та часть требований долга, которую человек принимает на себя и за отступлением от которых готов нести ответственность.

5. Этапы  становления этики предэтика,  этическое просвещение, классика

Три этапа становления этики:

Предэтика;

 

Античное просвещение

 

Классика.

Предэтика —  начальный период возникновения  этики, связанный с распадом родоплеменного строя и осмыслением человеком себя как личности. В этот период этика была слита с онтологией учение о том, что существует и гносеологиейучение о знании.

В основе всего  лежали мифы, господствующие религиозные  течения, позиционирование человека в  окружающем его миреГомер, Гесиод, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор. Они искали смысл жизни и познавали судьбу человека. Для этого периода характерно воспевание героической морали, как поведение выдающейся, сильной личности.

Гесиод: Труды  и дни VI в.до н.э. Определяет труд как высшую нравственную ценность. Все справедливо, что нажито праведным трудом, и все несправедливо, что является плодом чужого труда.

Гераклит: Труд О Природе. Нормы рождаются в  общественном сознании, носят предельно  общий абстрактный характер, но воплощаются они в жизнь только через индивидуальное поведение.

Пифагор: Разрабатывает  основные элементы и механизмы функционирования замкнутой идеологизированной системы. Это было сделано не в теоретической  форме, а в реальной практике при  создании школы учеников и разработке основ функционирования этой школы.

Демокрит: Один из основателей атомистики, ставил перед собой цель определить нравственность, исходя из природы человека. Движущая сила человеческого поведения —  удовольствие и неудовольствие. Удовольствие — спокойное состояние души после совершенного поступка.

Ошибки в  поиске уровня человек совершает  по причине не знанию лучшего.

Этическое просвещение  — Связано со школой софистов, жизнью и деятельностью Сократа 469-399 до н.э. — древнегреческого философа Афин. Софисты, считавшие, что главная задача этики заключается в нравственном воспитании, анализируя общественные законы, обычаи, традиции, нравы, верования разных народов, пришли к выводу о возможности выявления лучших традиций, нравов и обычаев и использования их в качестве образца в нравственном воспитании человека.

Сократ искал  абсолютное знание, пытался дать определение  самым общим понятиям в жизни  человека красота, любовь, истина. Этика  Сократа сводится к трем основным тезисам:- Благо тождественно удовольствиям, счастью;- Добродетель тождественна знанию;- Человек знает только то, что ничего не знает. Для Сократа высший критерий — это разум.

Эпикур 341-270 до н.э. — создатель концепции гедонизма. Человеку свойственно стремиться к  наслаждению и удовольствиям. Человек должен уметь удовлетворять естественные и необходимые желания и избегать противоестественных и бессмысленных.

Эпикур выделял  три группы потребностей: естественные и необходимые; естественные, но не необходимые; неестественные и не необходимые. При удовлетворении двух последних человек теряет контроль и сталкивается с обстоятельствами, с которыми он не справиться.

 

Высокая классика — является заключительным этапом возникновения этики. Платон видел  главную задачу этики в создании идеального государства. Мужество, умеренность, благоразумие, мудрость составляют нравственные добродетели, а нравственная жизнь заключается в стремлении к высшей идее добра.

 

По-настоящему счастлив только справедливый человек: Счастье человека зависит от того, как он воспитан и образован и насколько справедлив.

 

Аристотель  рассматривал этику как политическую науку и как науку добродетели. Правильное государственное устройство является благом для каждого отдельно взятого индивида, это его действительное счастье, а благо государства важнее благо отдельного человека. Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекрасней и божественней благо народа и государства. Аристотель характеризует взаимосвязь этики и политики, каждый гражданин должен соблюдать определенные добродетели в отношении государства, без которых он не может быть гражданином, осуществлять свои политические права и быть полезным обществу.

6. Этические  воззрения в Древней Индии

Так, в Древней  Индии к в VI до н. э. на основании  религиозно-мифологической идеологии  брахманизма сформировалось шесть ортодоксальных брахманских систем. Основополагающими идейными конструкциями брахманизма стало учение о Брахмане, как абсолютной божественной первооснове всего. Будучи активным творческим началом всего бытия, Брахман выступает как мировая душа, духовная субстанция, из которой все порождается и во что все превращается. Духовная сущность человека представляет индивидуальное проявление Брахмана — атман. Брахман и атман тождественны и различны друг с другом, и каждый человек обязан это знать и следовать своей природе, не нарушая всеобщей гармонии бытия. Основными принципами нравственно-этического учения брахманизма стали понятия сансары, кармы, дхармы и мокши.

В созданном  Брахманом мире все связано со всем, совершается вечный круговорот жизни, и в это непрерывное движение колеса жизни — сансары — втянуто все живое. Душа человека после его смерти не исчезает, а перевоплощается в другое существо.

Принцип кармы  ставит это перевоплощение в зависимость  от прошлой жизни человека, от соблюдения им предписанного для каждой касты дхармы — закона образа жизни. Соблюдение дхармы и следование ей или же, наоборот, ее нарушение влечет посредством кармы перерождение души человека либо в сторону повышения его социального статуса, либо наоборот. Законами кармы и дхармы установлена и поддерживается сама иерархия каст — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры образуют эту иерархию. Тот же, кто всегда ревностно и усердно исполнял истинную дхарму и прошел всю лестницу превращений, достигает освобождения из потока сансар и сливается с Брахманом. Это состояние абсолютного блаженства и освобождения от перерождений называется мокшей.

Таким образом, брахманизм поддерживает и закрепляет сложившийся социальный порядок  и социальную стабильность, определяя  правильный образ жизни, круг обязанностей для каждой касты, и одновременно выражает обобщенную суть предъявляемых к любому человеку требований: подавление, подаяние, сострадание.

Примерно в VI в. до н. э. в Индии возникает оппозиционное  ортодоксальное брахманизму учение, названное по имени легендарного его основателя буддизмом. В качестве идеологии простых людей буддизм проповедовал духовное равенство всех людей, независимость человеческого достоинства от кастового и социального статуса, порицал присущую брахманизму сложную обрядность, богатые жертвоприношения как недоступные для бедных людей. Буддизм в значительной степени унаследовал идейный материал брахманизма, его содержание и принципы — сансары, кармы, дхармы, или дхаммы, и мокши, которая заменена здесь нирваной как высшей целью учения и жизненной практики буддизма. Одновременно в буддизме был сохранен главный признак религиозного учения — вера в сверхъестественный способ избавления от страданий посредством духовной работы над собой и изменения своего отношения к миру.

В основе этического учения буддизма помещается учение о  четырех благородных истинах. Первая истина утверждает, что все в мире есть страдание. Вторая истина раскрывает причину страданий — это жажда  наслаждений, жажда существования, т. е. привязанность человека к жизни. Таким образом, буддизм выступает как весьма пессимистическое учение, абсолютизирующее значение страдания в жизни человека, превращающее его в сущность человеческой жизни.

 

7. Нравственное  содержание буддизмаответ есть  в 6 вопросе

8. Этические позиции Конфуция

Как же привести в порядок государственные дела, как избежать хаоса и разрухи  В связи с этими проблемами Конфуций предлагает людям не столько  политическое или духовное учение, сколько чисто этическую систему. Важно сначала исправить людей, очистить их, вернуть к нормам поведения, а все остальное — и государство в том числе — постепенно само придет в равновесие. Надо больше интересоваться не политикой или экономикой, а состоянием души человека. Таким образом, Конфуций смотрит на решение государственных проблем через призму человека. Время показало, что это наиболее удачный вариант жизненной философии: с одной стороны, он признавал мир тонких материй, мир духов, общение с Небом, с другой — призывал больше обращать внимание на соблюдение простейших этических норм в повседневной жизни. Правда, сами по себе эти нормы, или особые правила поведения, — Ритуал — имели исключительно священный характер. Но воплотить в реальность самые простейшие нормы поведения не так легко, как кажется. Даже если очень подробно и доступно объяснить человеку, как он должен себя вести, то вряд ли стоит ожидать, что он тотчас изменится. Нужен был особый подход к душе человека, и Конфуций нашел его. Великий учитель воспользовался одним из самых древних культов Китая — культом предков. Пример этих людей, их светлые и одновременно окутанные мифами образы стали для конфуцианцев более значимыми, чем поклонение далекому абстрактному Небу. Легендарные предки в Китае в Китае занимают место неких образцов для подражания, являются мерилом человеческих поступков. Они же превращаются в символ китайской нации. Таким символом позже стал и сам Конфуций. Ритуал — священный закон Конфуция. Ритуал по Конфуцию — это не правила поведения человека, придуманные им самим же, а правила высшие, осмысленные человеком и переведенные им на язык слов и жестов. Ритуал — явление самостоятельное, данное природой, как всякий естественный закон. Но, тем не менее, есть определенные нормы поведения, которых способен придерживаться каждый. Это человеколюбие, долг, преданность, искренность, почтительность, забота о младших. Вот на этих качествах и основывалось этическое учение Конфуция, которое переросло в мощную социальную и политическую доктрину.

Информация о работе Шпаргалки по "Этике государственной и муниципальной службы"