Этика государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, которая зависит от многих слагаемых, в том числе от нравственного потенциала представителей властных структур, степени этичности их поведения. Проблема нравственности государственных служащих продолжает звучать особенно актуально. Это связано с рядом факторов. Во-первых, большая часть населения оценивает государственных служащих и их деятельность, в первую очередь с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Этика государственного служащего…………………………………………..7
1.1 Сущность профессиональной этики служащего…………………………...7
1.2 Особенности и навыки государственного служащего……………………9
1.3 Этический кодекс государственного служащего…………………………12
2 Этические требования государственного служащего………………………16
2.1 Основные положения о государственной службе………………………..16
2.2 Принципы и требования к государственному служащему………………19
3 Эффективность и проблемы, применяемых этических норм и правил у Российских государственных служащих……………………………………….26
3.1 Комплекс проблем, стоящий перед государственной службой………..…26
3.2 Эффективное функционирование государственной службы………….…..29
Заключение………………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………….…32

Файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

                                                Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...5

1 Этика государственного служащего…………………………………………..7

1.1 Сущность профессиональной этики  служащего…………………………...7

1.2 Особенности и навыки государственного служащего……………………9

1.3 Этический кодекс государственного служащего…………………………12

2 Этические требования государственного служащего………………………16

2.1 Основные положения о государственной службе………………………..16

2.2 Принципы и требования к государственному служащему………………19

3 Эффективность и проблемы, применяемых этических норм и правил у Российских государственных служащих……………………………………….26

3.1 Комплекс проблем, стоящий перед государственной службой………..…26

3.2 Эффективное функционирование государственной службы………….…..29

Заключение………………………………………………………………………...30

Список литературы…………………………………………………………….…32

 

 

 

 

Введение.

 

Нормы нравственности и этики  всегда были в центре внимания. Эти  вопросы остаются актуальными во все времена. Что же касается этических  норм на государственной службе, то это стало открыто обсуждаться  сравнительно недавно. В советские  времена было опасно осуждать нравственное лицо чиновников. Их показывали людьми идеальными, с идеальным поведением, образцом для подражания. В наше же время всё больше статей об истинном моральном облике государственных  служащих. В последнее время об этических нормах на государственной  службе стали много писать. В настоящее  время происходит реформирование государственной  службы России, ее становление как  социального института. Несмотря на значительный массив законодательных  актов, теоретических концепций  по вопросам организации и функционирования института государственной службы, существует ряд проблем, требующих  глубокого осмысления. Одной из таких  проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, которая зависит от многих слагаемых, в том числе от нравственного  потенциала представителей властных структур, степени этичности их поведения. Проблема нравственности государственных  служащих продолжает звучать особенно актуально. Это связано с рядом  факторов. Во-первых, большая часть  населения оценивает государственных  служащих и их деятельность, в первую очередь с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств. Именно от нравственности представителей государственных органов зависит  в целом авторитет власти среди  населения и, как следствие этого, доверие граждан к ней. Во-вторых, в среде государственной службы формируются специфические нравственные нормы поведения лиц, занимающих государственные и политические должности, которые способствуют разрешению сложных ситуаций в процессе осуществления  ими должностных полномочий. В-третьих, остается открытым вопрос о содержании правового регулирования профессиональной этики представителей властных структур. В-четвертых, в настоящее время  слабо работают механизмы прямого  общественного воздействия на формирование должной морали государственных служащих. Вышеперечисленные аспекты подтверждают актуальность дальнейшего изучения проблемы нравственности государственных служащих и - как одного из важных направлений исследования - основных механизмов формирования и развития духовно-нравственных качеств государственных служащих: воздействие посредством норм, заложенных в нормативных правовых актах, и прямое воздействие через институты гражданского общества (условно обозначенные как правовое и общественное воздействие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Глава 1 Этика государственного служащего.

 

1.1 Сущность профессиональной этики служащего.

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения  и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и  т.п.). Термин "этика" здесь употребляется  в смысле "мораль", скорее всего, такое словоупотребление связано  со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались  в письменной форме, вводились в  право, поддерживались благодаря различным  профессиональным предписаниям.

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика  не формирует новые принципы и  понятия морального сознания, она  как бы "приспосабливает" уже  известные принципы, понятия к  специфическим сферам жизнедеятельности  человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические  понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас  больше всего. Исходным понятием профессиональной этики является понятие "профессионального  долга", в котором фиксируются  достаточно подробно служебные обязанности.1

Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к  своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения  личности и общества, личности и  коллектива.

Профессиональный долг стимулирует  самоотдачу, именно в нём находит  конкретное выражение долг Человека. Следует выделить и такие понятия как "профессиональная честь" и "профессиональное достоинство". В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия "честь" и "служба" как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность.

В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь - это совокупность высших морально - этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая  связана с высокой социальной значимостью службы и служебной  деятельности. В современном понимании  служба - это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл  службы особенно ярко проявляется в  переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность  людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального  смысла, имеет и другую, не менее  важную сторону, связанную с выполнением  служащими своего долга. В виду публичности  службы деятельность государственных  служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным  вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, "служебная честь  заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые  для этого качества и во всех случаях  точно исполняет свои служебные  обязанности".

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего  будут выражаться в принятых решениях и различных поступках. Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие "профессиональной справедливости". Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства - гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению "свыше", мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках "своих" и "чужих", удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как "профессиональный такт". Особенно стоит выделить основные особенности, принципы и навыки профессиональной этики, которыми должен владеть каждый государственный служащий.

 

1.2 Особенности и навыки государственного  служащего.

В процессе профессиональной социализации личность осваивает профессиональные связи и отношения, определяемые нормами и стереотипами профессиональной культуры, символическими профессиональными  образами, социальной ролью, социально-психологическим  климатом профессионального пространства. Профессиональная социализация (включающая целый ряд взаимосвязанных этапов и состояний индивида) выступает  в качестве важнейшего фактора формирования личности работника, его социально-профессиональной мобильности. Профессиональная социализация выступает процессом ориентации, выбора, освоения и реализации индивидом  своих сущностных сил в рамках конкретного профессионального  занятия. В результате профессионализации и включения людей в профессиональные группы социализационный процесс приобретает в основном коррекционный характер. Это в полной мере относится к профессиональной социализации лиц, осваивающих профессию (профессии) государственных служащих.

Развитие социальной и  профессиональной компетентности государственных  служащих и их влияние на повышение  профессионализма, рассматривается  как один из главных факторов, обусловливающих  формирование этики государственной  службы.

Особенно выделяются следующие  особенности этики государственного служащего:

- становление и развитие  профессиональной и социальной  компетентности служащих в условиях  преодоления кризиса общества  и стабилизации экономической,  политической и социальной ситуации  коррелирует с основными детерминантами  формирования и развития государственной  службы и социально-профессиональной  группы (население);

- уровень этики государственных  служащих зависит от личностных  характеристик;

- уровень, содержание  и формы этики дифференцируются  в зависимости от этих характеристик;

- содержание профессионального  опыта и стаж работы в органах  власти в условиях кризиса  общества выступает главной составляющей  профессиональной квалификации  и этики государственного служащего;

- содержание профессиональной  этики государственного служащего  непосредственным образом коррелирует  с качеством и формой профессионального  образования;

- социальная адаптация  государственного служащего к  общественным преобразованиям находится  в прямо пропорциональной зависимости  от этики;

Этика государственного служащего  влияет на социальное самочувствие. Уровень  этики государственного служащего  не зависит от степени карьерных  предпочтений.

На оценку уровня этики  государственного служащего населением влияют:

а) объективные причины - наличие в государственной службе нерешенных проблем, относительная  закрытость и труднодоступность  администрации

б) субъективные причины - предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики;

Социально-экономическая  ситуация обусловливает неудовлетворенность  населения работой государственной  службы, что безусловно находит отражение  в занижении оценок уровня этики  государственного служащего. Этика  государственного служащего, являясь  элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости  от уровня последней. Информация, предоставляемая  СМИ, оказывает существенное влияние  на формирование отношения населения  к государственной службе в целом  и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.

К этическим навыкам государственного служащего можно отнести:

1) Знания государственного  служащего - результат мыслительной  деятельности, включенной в процесс  управления и означающий усвоение  фактов, понятий, законов и т.д.  Принято различать знания научные  и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая  роль в приобретении, закреплении  и пополнении знаний, в выработке  на их основе необходимых умений  и навыков принадлежит системе  непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход  к делу.

2) Умения государственного  служащего - относительно устойчивые  характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера  управленческой деятельности. По  сути своей умения служащего  - это знания, воплощенные в решении  конкретных управленческих проблем,  т.е. освоенная и реализованная  на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего  быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти  ее конструктивное решение и  т.д.

3) Навыки государственного  служащего - это умения, доведенные  до автоматизма, зачастую осуществляемые  без продумывания. Они приобретаются  в условиях, когда в практической  деятельности служащий постоянно  имеет дело с типичными управленческими  ситуациями.

4) Опыт государственного  служащего - это свойство, сформированное  путем обучения и практики  в широком смысле - единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической  деятельности служащего он отражает  уровень овладения «секретами»  управленческого труда, достигнутый  им на данный момент. Прежде  всего, служащий знакомится со  структурой организации, со своей  конкретной работой. Овладевает  деятельностью, регламентированной  конституцией, уставом государственного  образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми  нюансами, связанными с ситуацией,  как в организации, так и  во внешнем окружении.

 

1.3 Этический кодекс государственного служащего.

Необходимо четко разделять  требования административных, уголовных  кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязанностям, поведению  государственного служащего и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного  или тем более уголовного наказания  государственного служащего.

Информация о работе Этика государственного служащего