Эмоциональный интеллект и руководитель предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в популярной психологии в последние десятилетия. Эта теория достаточно быстро нашла своих приверженцев и противников.
Часть ученых признают существование определенного комплекса личностных свойств (способностей), отвечающих за эффективное взаимодействие эмоциональной и когнитивной составляющей психики и влияющих на успешное функционирование индивида в обществе (Р. Бар-Он, Майер, Р. Сэловей и др.). Особенно активное внимание уделяется развитию и применению эмоционального интеллекта в менеджменте (Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки, М. Кетс де Врис, Р.К. Купер и др.).

Содержание работы

Введение
1. Сущность эмоционального интеллекта
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
1.2 Диагностика эмоционального интеллекта
2. Эмоциональный интеллект и успешность деятельности
2.1 Эмоциональный интеллект и эффективность профессиональной деятельности
2.2 Влияние эмоционального интеллекта на деятельность руководителя
2.3 Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров
2.4 Эмоциональный интеллект как фактор разрешения деловых конфликтов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Yanushkevich_KUrsovaya.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Следующей задачей данного этапа стало разделение выборки на 5 групп в соответствии с предпочитаемым стилем деятельности, - партисипативно-демократическим (I группа), демократически-попустительским (II группа), попустительски-авторитарным (III), автократически-партисипативным (IV группа) и пятым стилем, сочетающий в себе четыре исходных стиля (V группа). Были посчитаны средние для каждой группы по значениям EQ по обеим методикам, средние интегрального показателя EQ и экспертных оценок для каждой группы. При сравнении показателей выяснилось, что в центральной группе, сочетающей в себе характеристики всех стилей, самая высокая эффективность деятельности, при этом интегральный показатель EQ имеет средние значения по отношению к значениям других групп.

"Полученный результат соотносится  с известной закономерностью, связывающей интеллект и управленческую деятельность, которая была обнаружена американским психологом Е. Гизелли. Он установил, что между ними существует не прямая, а криволинейная зависимость: наибольшей успешностью характеризуются руководители, имеющие оптимальную степень выраженности интеллекта. Таким образом, в данном случае можно говорить о расширении данного закона на эмоциональный интеллект" [4, С.34].

В результате исследователи пришли к следующим выводам. Организованность структуры эмоционального интеллекта имеет инвертированный характер по отношению к традиционному интеллекту.

Существует отрицательная взаимосвязь эмоционального интеллекта и попустительского стиля управленческой деятельности. Эмоциональный интеллект минимизирует возможность выбора неэффективного стиля, при этом обеспечивая выбор оптимального управленческого стиля.

Обнаружено корреляционное отношение между интегральным коэффициентом эмоционального интеллекта и попустительским стилем, таким образом, эмоциональный интеллект является детерминантой процессуальной стороны деятельности руководителя.

Создан опросник, позволяющий определить выраженность 4 основных стилей управленческой деятельности: авторитарный, демократический, партисипативный и попустительский, а также определить основные сочетания стилей в деятельности руководителя, - партисипативно-демократический, демократически-попустительский, попустительски-авторитарный, автократически-партисипативный, смешанный стиль, представляющий собой комбинацию четырех исходных стилей.

Испытуемые со смешанным стилем управленческой деятельности имеют средний коэффициент эмоционального интеллекта и максимальные показатели эффективности деятельности, что указывает на наличие нелинейной связи типа оптимума между эмоциональным интеллектом и деятельностью руководителя.

 

2.3 Эмоциональный интеллект участников  как фактор эффективности деловых  переговоров

 

Среди характеристик эмоционального интеллекта легко обнаружить такие, которые могут оказывать влияние на переговорный процесс: способность человека воспринимать и вызывать эмоции, улучшение мышления с помощью эмоций, рефлексивная регуляция эмоций и т.п. Некоторые авторы даже утверждают, что коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) имеет большую прогностическую ценность, чем коэффициент интеллекта (IQ), ссылаясь при этом на результаты современных исследований, согласно которым доля IQ в жизненном и деловом успехе человека составляет около 20%, а доля эмоционального интеллекта - около 80%.

Основными гипотезами исследования В.А. Штроо и С.Ю. Серова выступили следующие предположения:

существует закономерная связь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и успешностью переговорщика;

существует закономерная связь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта партнеров по переговорам и эффективностью переговорного процесса.

"Для проверки данных гипотез  был избран объяснительный план  исследования, основывающийся на  межгрупповом квазиэкспериментальном  способе проверки причинно-следственных  связей между изучаемыми переменными" [10, С.374].

Всего в исследовании приняли участие 76 человек - школьники старших классов, студенты и сотрудники бизнес-организаций. Гендерный, возрастной и стратификационный состав испытуемых варьировался в широких пределах. Рандомизация групп достигалась путем случайного отбора испытуемых. Формирование подгрупп осуществлялось методом выделения слоев на основании степени выраженности эмоционального интеллекта. Таким образом, собственно переговоры осуществлялись в парах участников, которые отбирались по следующему принципу:

  • пары, состоящие из переговорщиков с эмоциональным интеллектом выше среднего;
  • пары, состоящие из переговорщиков с эмоциональным интеллектом ниже среднего и группа переговорщиков;
  • пары, состоящие из переговорщиков, один из которых имел эмоциональный интеллект выше среднего, а другой - ниже среднего.

В качестве независимой переменной квази-экспериментального исследовательского плана выступила степень выраженности эмоционального интеллекта. Независимая переменная имела 2 уровня: эмоциональный интеллект выше среднего значения по группе и эмоциональный интеллект ниже среднего значения. Выбранное основание для выделения подгрупп оправдано нормальным распределением значений эмоционального интеллекта испытуемых в выборке. В качестве зависимой переменной выступила эффективность переговоров, которая оценивалась на основании коэффициентов успешности переговорщиков. Общее количество экспериментальных проб соответствовало числу пар испытуемых и составило 38 переговорных раундов.

Регистрация эмоционального интеллекта была осуществлена с помощью теста MSCEIT. Выбор данной методики обусловлен тем, что в основе теста MSCEIT заложено представление об эмоциональном интеллекте как интеллектуальной способности, а сам тест создан по образу традиционного теста на интеллект. Тем самым тест соответствует принятой в исследовании теоретической модели эмоционального интеллекта. Оригинальная версия данного теста разработана на английском языке Дж. Мэйером, Д. Карузо и П. Сэловеем. Каждое задание самого теста имеет несколько вариантов ответа, один из которых должен выбираться испытуемым. В исследовании использовался не оригинальный тест MSCEIT, а его модифицированная версия, адаптированная совместно с Институтом психологии РАН для российской выборки.

"Регистрация индивидуальной  успешности и общей эффективности переговоров была осуществлена с помощью специально подобранной ролевой игры, которая по своей сути является моделью переговорного процесса. В этой игре переговорщики имеют собственные условия, выражаемые финансовыми показателями по некоторым позициям. Эти показатели создают конфликт интересов, однако сами условия обуславливают взаимозависимость участников" [10, С.375].

Таким образом, по окончанию игры у каждого переговорщика накапливается некоторая прибыль, выражаемая в количественных показателях, которые мы можем сравнить как между партнерами по переговорам, так и с показателями других пар переговорщиков.

Для проверки гипотезы о связи эмоционального интеллекта переговорщиков и их успешности в переговорном процессе применялся коэффициент корреляции Пирсона. Его значение r = 0,459 оказалось статистически значимым на уровне 0,00. Таким образом, можно утверждать, что между эмоциональным интеллектом и успешностью переговорщика существует положительная связь, а именно: чем выше уровень эмоционального интеллекта переговорщика, тем выше вероятность достижения им успеха в переговорах, независимо от результатов партнера. Данный факт может быть объяснен несколькими причинами. Во-первых, высокий эмоциональный интеллект говорит о хорошей способности переговорщика воспринимать и идентифицировать эмоции своего партнера. Данная способность помогает правильно выстроить стратегию взаимодействия, которая приведет к заключению выгодной сделки. Во-вторых, высокий эмоциональный интеллект говорит о хорошей способности переговорщика управлять своими эмоциями. Обладая данной способностью, переговорщик мог с легкостью сдерживать свои негативные чувства и показывать положительные эмоции, тем самым располагая партнера к себе и увеличивая шансы на заключение выгодного соглашения.

Для проверки второй гипотезы о связи эмоционального интеллекта и общей эффективностью переговоров использовалось сравнение средних значений трех независимых выборок (пары переговорщиков с уровнем эмоционального интеллекта ниже среднего; пары переговорщиков с уровнем эмоционального интеллекта выше среднего и пары переговорщиков с различным уровнем эмоционального интеллекта) посредством теста Дункана. Статистический анализ выявил значимое (p < 0,01) отличие суммарных результатов в парах переговорщиков с эмоционального интеллекта выше среднего от пар двух других групп. При этом отличия средних значений двух других групп между собой были статистически незначимыми. Таким образом, высокий уровень эмоционального интеллекта может рассматриваться как необходимое, но недостаточное условие эффективности переговорного процесса. Другими словами, эффективными высоко вероятно будут те переговоры, оба партнера в которых обладают высоким эмоциональным интеллектом. Однако если хотя бы один из партнеров обладает низким эмоциональным интеллектом (или оба), то скорее всего переговоры будут неэффективными.

По мнению В.А. Штроо и С.Ю. Серова, "данный факт можно объяснить тем, что эффективную сделку на переговорах можно заключить только тогда, когда все стороны взаимодействия придерживаются так называемой Гарвардской модели переговоров, стремясь открыть свои истинные интересы" [10, С.376].

В последнем процессе немаловажную роль играют такие составляющие эмоционального интеллекта, как восприятие и понимание эмоций, умение владеть которыми может увеличить шанс распознавания обмана со стороны партнера, что гарантирует достижение эффективного соглашения.

В случае, когда один из участников переговоров обладает низким эмоциональным интеллектом, он не достигает максимально возможного для себя результата, что в конечном итоге отражается и на общей эффективности переговоров.

Именно поэтому результаты переговоров в парах переговорщиков, имеющих противоположные значения уровня (высокий - низкий) эмоционального интеллекта, значимо не отличались от результатов переговоров в парах, которые составляли испытуемые с эмоциональным интеллектом ниже среднего.

 

2.4 Эмоциональный интеллект как  фактор разрешения деловых конфликтов

 

Эффективность профессиональной деятельности специалиста зависит от многих факторов, среди которых значительное место принадлежит умению разрешать конфликты. Успешное разрешение деловых конфликтов ведет к профессиональному развитию и гармоничному становлению специалиста-профессионала, а также к дальнейшей успешной социализации в обществе.

Важность эмоциональной стороны конфликта отмечается многими учеными. Так, ряд исследователей обращает внимание на влияние эмоций на восприятие ситуации как конфликтной (Петровская Л.А., Лебедева М.М., Анцупов А.Я., Шипилов А. И.) и отмечает рост эмоционального напряжения на этапе эскалации конфликта (Петровская Л.А., Гришина Н.В., Хасан Б. И.). Среди различных личностных черт, способствующих возникновению и эскалации конфликтов, авторы выделяют недостаточно развитую способность к эмпатии (Анцупов А.Я., Шипилов А. И.); "аффективную логику", эмоциональную лабильность, низкую фрустрационную толерантность, быстрое возникновение тревоги (Самсонова Н. В.); объективно необоснованные сильные эмоции (Зайцев А. К.); "эмоциональное тяготение" к драматизации отношений и усилению межличностной напряженности (Гришина Н. В.).

Среди условий и факторов разрешения конфликтов выделяются следующие: осознание эмоций (Кашапов М. М.), контроль и управление эмоциями (Емельянов С.М., Каримова Н. А.), уменьшение и подавление отрицательных эмоций (Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Кашапов М.М., Курбатов В. И.).

Важность эмоционального компонента подчеркивают и исследователи конфликтной компетентности. Под конфликтной компетентностью в общем виде понимается умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.

"В большинстве случаев эмоциональный  компонент конфликтной компетентности  проявляется в культуре эмоциональной  саморегуляции, в способности к  самоконтролю и управлению своим эмоционально-волевым состоянием в трудных ситуациях, способности и готовности к эмпатии, способности личности к сознательной мобилизации сил" [2, С.181].

Таким образом, эмоциональный компонент участвует в возникновении, протекании и разрешении конфликтов.

Исходя из понимания эмоционального интеллекта как способности понимать свои эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими, можно предположить о его конструктивном влиянии на предконфликтные и конфликтные ситуации.

В результате проведенного Jordan P. J., Troth A. C. исследования было установлено, что индивиды с высоким уровнем эмоционального интеллекта предпочитают в конфликтах стратегию сотрудничества и принятия совместных решений. Однако взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и ориентацией на разрешение в трудных ситуациях остается недостаточно изученной в отечественной психологии.

М.Е. Есипова провела пилотажное исследование влияния эмоционального интеллекта на разрешение деловых конфликтов (на примере молодых специалистов), в котором приняли участие 40 человек: 20 юношей и 20 девушек в возрасте от 20 до 25 лет со стажем трудовой деятельности от 1 до 3 лет.

Информация о работе Эмоциональный интеллект и руководитель предприятия