Эмоциональный интеллект и руководитель предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в популярной психологии в последние десятилетия. Эта теория достаточно быстро нашла своих приверженцев и противников.
Часть ученых признают существование определенного комплекса личностных свойств (способностей), отвечающих за эффективное взаимодействие эмоциональной и когнитивной составляющей психики и влияющих на успешное функционирование индивида в обществе (Р. Бар-Он, Майер, Р. Сэловей и др.). Особенно активное внимание уделяется развитию и применению эмоционального интеллекта в менеджменте (Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки, М. Кетс де Врис, Р.К. Купер и др.).

Содержание работы

Введение
1. Сущность эмоционального интеллекта
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
1.2 Диагностика эмоционального интеллекта
2. Эмоциональный интеллект и успешность деятельности
2.1 Эмоциональный интеллект и эффективность профессиональной деятельности
2.2 Влияние эмоционального интеллекта на деятельность руководителя
2.3 Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров
2.4 Эмоциональный интеллект как фактор разрешения деловых конфликтов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Yanushkevich_KUrsovaya.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема "Эмоциональный интеллект и руководитель предприятия"

 

 

Янушкевич Анна Андреевна

Содержание

 

Введение

1. Сущность  эмоционального интеллекта

1.1 Понятие эмоционального интеллекта

1.2 Диагностика эмоционального интеллекта

2. Эмоциональный  интеллект и успешность деятельности

2.1 Эмоциональный интеллект и эффективность  профессиональной деятельности

2.2 Влияние эмоционального интеллекта  на деятельность руководителя

2.3 Эмоциональный интеллект участников  как фактор эффективности деловых  переговоров

2.4 Эмоциональный интеллект как  фактор разрешения деловых конфликтов

Заключение

Литература

Введение

 

Концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в популярной психологии в последние десятилетия. Эта теория достаточно быстро нашла своих приверженцев и противников.

Часть ученых признают существование определенного комплекса личностных свойств (способностей), отвечающих за эффективное взаимодействие эмоциональной и когнитивной составляющей психики и влияющих на успешное функционирование индивида в обществе (Р. Бар-Он, Майер, Р. Сэловей и др.). Особенно активное внимание уделяется развитию и применению эмоционального интеллекта в менеджменте (Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки, М. Кетс де Врис, Р.К. Купер и др.).

Тем не менее, некоторые авторы критикуют данную концепцию в связи с размытостью и чрезмерной широтой самого понятия эмоционального интеллекта; излишне оптимистичными прогнозами относительно решающего значения эмоционального интеллекта по сравнению с IQ; отсутствием эмпирических исследований, которые могли бы подтвердить (или опровергнуть) многочисленный теоретический материал; неоправданно завышенными ожиданиями относительно влияния эмоционального интеллекта на успех в юридических, медицинских, педагогических и инженерных профессиях (Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин и др.).

Несмотря на имеющиеся возражения, представляется необходимым научное исследование эмоционального интеллекта, в частности, определении его роли в управленческой деятельности. Это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы - "Влияние эмоционального интеллекта на успешность деятельности".

Объект исследования данной курсовой работы - эмоциональный интеллект.

Предмет исследования - влияние эмоционального интеллекта на успешность управленческой деятельности.

Гипотеза исследования курсовой работы - эмоциональный интеллект влияет на успешность деятельности.

Цель данной курсовой работы - изучить особенности влияния эмоционального интеллекта на успешность деятельности.

Задачи курсовой работы:

    • изучить понятие эмоционального интеллекта;
    • рассмотреть диагностику эмоционального интеллекта;
    • проанализировать влияние эмоционального интеллекта на эффективность профессиональной деятельности;
    • выявить особенности влияния эмоционального интеллекта на деятельность руководителя;
    • охарактеризовать эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров;
    • изучить эмоциональный интеллект как фактор разрешения деловых конфликтов.

Глава 1. Сущность эмоционального интеллекта

 

1.1 Понятие эмоционального интеллекта

 

«Эмоциональный интеллект - эмоциональная компетентность, в том числе эмпатия, самоконтроль, самосознание и другие навыки» [6, С.342].

Понятие "эмоциональный интеллект" было введено в научный обиход недавно, Майером и П. Сэловей и получило широкое распространение в англоязычной литературе благодаря работам Д. Гоулмана. Для введения этого понятия было использовано два основания: неоднородность понятия "интеллект" и совершение интеллектуальных операций с эмоциями.

По П. Сэловею, "эмоциональный интеллект" включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию.

Критика этой концепции основывается на том, что в представлениях об эмоциональном интеллекте эмоции подменяются интеллектом. Как полагает Г.Г. Горскова, эта критика не правомерна. Она ссылается на то, что эмоции отражают отношение человека к различным сферам жизни и к самому себе, а интеллект как раз и служит для понимания этих отношений. Следовательно, эмоции могут быть объектом интеллектуальных операций. Эти операции осуществляются в форме вербализация эмоций, основанной на их осознании и дифференцировке. Таким образом, по Горсковой, эмоциональный интеллект - это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.

Необходимым условием эмоционального интеллекта является понимание эмоций субъектом. Конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. Эмоциональный интеллект продуцирует неочевидные способы активности для достижения целей и удовлетворения потребностей. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Е.П. Ильин полагает, что указанные авторы под эмоциональным интеллектом имеют в виду эмоционально-интеллектуальную деятельность.

Т. Рибо посвятил эмоциональной (аффективной) памяти специальную работу, в которой защищал ее существование, используя самые разные аргументы: психологические, физиологические, патологические и др. Его аргументы пересказаны П.П. Блонским.

"Единственный критерий, позволяющий  на законном основании утверждать  существование аффективного воспоминания, это - что оно может быть узнано, что оно носит метку уже  испытанного, уже перечувствованного и что, следовательно, оно может быть локализовано в прошлом времени”. Но разве мы не сравниваем наши теперешние чувства с прошлыми? Говорят, что любовь не испытывается дважды одинаково, но, "как могли бы это знать, если бы в памяти не оставалось аффективных следов". "Нет сожаления без сравнения", но "закон контраста, господствующий в жизни чувств, предполагает аффективную память".

"Во всяком комплексе, составляющем  воспоминание, аффективный элемент  является первым, сначала расплывчатый, смутный, лишь с какой-то общей меткой: печальной или радостной, ужасающей или агрессивной. Понемногу он определяется появлением интеллектуальных образов и достигает законченной формы”. В этих воспоминаниях "аффективное прошлое воскресло и узнано раньше объективного прошлого, которое является додатком”.

С физиологической точки зрения неправдоподобно, чтобы репродуцирование касалось только образов, т.е. чтобы в нем участвовали только те нервные процессы, которые соответствуют репродуцированию образов, а остальные бы, в частности имеющие отношения к чувствам, не участвовали: воспоминание стремится восстановить весь комплекс прошлого, в области памяти господствует закон реинтеграции, а отрицание аффективной памяти противоречит этому закону. "Нервные процессы, когда-то принимавшие участие в сейчас возрождающемся физиологическом комплексе и соответствующие аффективным состояниям. стремятся также быть вовлеченными в возрождение, следовательно, возбуждают аффективную память”. Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что "аффективный образ не то, что, например, зрительный образ”" [3, С.243-244].

Понятие эмоционального интеллекта (Emotion quotient - EQ) является непривычным даже для психологов, которые не придерживаются когнитивной парадигмы. Не существует и общепринятого теста на EQ (или на EIQ, если обозначать по аналогии с коэффициентом интеллектуальности).

Уровень EQ, как утверждает Г. Алдер, не связан с нашим образованием и должностью. Результаты тестов на эмоциональный интеллект не являются официальным основанием для работодателей или академических учреждений. Однако, отвечая на вопросы теста, вы занимаетесь самоосознанием и самопознанием, что является одним из аспектов внутриличностного интеллекта.

Базовая модель эмоционального интеллекта (Дж. Майер, П. Сэловей) включает пять компонентов: знание об эмоциях, управление эмоциями, распознание эмоций, умение мотивировать себя и совладение с социальными отношениями. Более полную структуру эмоционального интеллекта предлагает Д. Гоулмэн.

Согласно этой концепции коэффициент эмоционального интеллекта определяется как суммарный показатель следующих способностей:

самоосознание: знание того, что мы чувствуем в данный момент, и использование этих предпочтений в качестве руководства при принятии решения; реалистическая оценка собственных способностей и обоснованное чувство уверенности в себе;

саморегуляция: умение справляться с эмоциями, чтобы они способствовали, а не мешали выполняемому в данный момент заданию, добросовестность и отсрочивание удовольствия при преследовании цели; полное восстановление после эмоционального дистресса;

мотивация: использование наших сокровеннейших предпочтений для того, чтобы заставлять нас действовать и направлять к достижению целей, помогать нам брать на себя инициативу, прилагать усилия, пытаясь что-то улучшить, и упорно продолжать делать свое дело перед лицом неудач и разочарований;

эмпатия: ощущение того, что чувствуют другие люди, способность встать на их точку зрения и развитие взаимопонимания и настроенности на широкое разнообразие людей;

социальные навыки: хорошее владение эмоциями во взаимоотношениях и точное "прочитывание" социальных ситуаций и систем социальных отношений между людьми; спокойное взаимодействие; использование этих навыков для убеждения и руководства, ведения переговоров и улаживания споров, сотрудничества и коллективной работы" [1, С.454-455].

 

1.2 Диагностика эмоционального интеллекта

 

Для диагностики эмоционального интеллекта можно использовать тест Н. Холла.

"Методика предложена Н. Холлом  для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений" [8, С.57].

Тест состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

    • эмоциональная осведомленность;
    • управление своими эмоциями (скорее, эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);
    • самомотивация (скорее, как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);
    • эмпатия;
    • распознавание эмоций других людей (скорее, умение воздействовать на их эмоциональное состояние).

Согласно "Методике эмоционального интеллекта" Н. Холла тестируемому предлагаются высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны его жизни. Справа от каждого утверждения требуется написать цифру, исходя из оценки своих ответов:

полностью не согласен (– 3 балла);

в основном не согласен (– 2 балла);

отчасти не согласен (– 1 балла);

отчасти согласен (+1 балл);

в основном согласен (+2 балла);

полностью согласен (+3 балла).

Опросник.

  1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
  2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.
  3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
  4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
  5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
  6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
  7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
  8. После того, как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
  9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
  10. Я не "зацикливаюсь" на отрицательных эмоциях.
  11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
  12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.
  13. Я могу заставить себя снова и снова преодолевать препятствия.
  14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.
  15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
  16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
  17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
  18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
  19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания хорошей формы.
  20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
  21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.
  22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
  23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
  24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
  25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
  26. Я способен улучшить настроение других людей.
  27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
  28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
  29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
  30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Информация о работе Эмоциональный интеллект и руководитель предприятия