Эмоциональный интеллект и руководитель предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в популярной психологии в последние десятилетия. Эта теория достаточно быстро нашла своих приверженцев и противников.
Часть ученых признают существование определенного комплекса личностных свойств (способностей), отвечающих за эффективное взаимодействие эмоциональной и когнитивной составляющей психики и влияющих на успешное функционирование индивида в обществе (Р. Бар-Он, Майер, Р. Сэловей и др.). Особенно активное внимание уделяется развитию и применению эмоционального интеллекта в менеджменте (Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки, М. Кетс де Врис, Р.К. Купер и др.).

Содержание работы

Введение
1. Сущность эмоционального интеллекта
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
1.2 Диагностика эмоционального интеллекта
2. Эмоциональный интеллект и успешность деятельности
2.1 Эмоциональный интеллект и эффективность профессиональной деятельности
2.2 Влияние эмоционального интеллекта на деятельность руководителя
2.3 Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров
2.4 Эмоциональный интеллект как фактор разрешения деловых конфликтов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Yanushkevich_KUrsovaya.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Эмоциональный интеллект исследовался с помощью авторской методики диагностики эмоционального интеллекта М.А. Манойловой и оценивался по трем критериям: внутриличностный эмоциональный интеллект, межличностный эмоциональный интеллект и общий уровень эмоционального интеллекта. Речевые высказывания в фрустрирующих ситуациях делового взаимодействия были получены с помощью модифицированного рисуночного теста С. Розенцвейга, разработанного Н.Г. Хитровой. Полученные высказывания оценивались по следующим критериям:

  • тип реакции (препятственно-доминантный, самозащитный, разрешающий);
  • направление реакции (внешне-обвинительная, самообвинительная, безобвинительная);
  • субъективная оценка конфликтности ситуаций.

"Корреляционный анализ рассматриваемых  критериев показал следующие  результаты. Эмоциональный интеллект  значимо коррелирует c разрешающим  типом реакции на фрустрирующую  ситуацию (p = 0,126**), отрицательно связан с реакцией самообвинения (p = - 0,134**). Показатели уровня эмоционального интеллекта значимо коррелируют с субъективной оценкой конфликтности ситуации (p = 0,283**). Субъективная оценка конфликтной ситуации выступает показателем восприятия ситуации как конфликтной. Данная характеристика также отрицательно коррелирует с разрешающим типом реакции на фрустрирующую ситуацию (p = - 0,144**)" [2, С.182-183].

"Сравнительный анализ групп  респондентов с высоким и низким  уровнем эмоционального интеллекта по Т-критерию позволил обнаружить значимые различия по следующим показателям: реакции разрешения (t = - 1,91, p = 0,05) и самообвинения (t = 2,39, p = 0,02), а также субъективной оценки конфликтной ситуации (t = - 2,18, p = 0,03). В группе с высоким уровнем эмоционального интеллекта, в сравнении с группой с низким уровнем этого показателя, в полтора раза выше показатели субъективной оценки конфликтности ситуации, в два раза реже встречаются реакции самообвинения и в два раза чаще - реакции разрешающего типа" [2, С.183].

Итак, понимание эмоций других людей и управление ими ориентируют молодого специалиста во фрустрирующей ситуации делового общения на ее разрешение. Молодым специалистам с высоким уровнем эмоционального интеллекта не свойственно видеть в себе причины производственных конфликтов, им также не свойственны реакции самооправдания, угрызения совести, чувство собственной вины. В сравнении со специалистами с низким уровнем эмоционального интеллекта, молодые специалисты с высоким таким показателем чаще используют разрешающие стратегии поведения в трудных ситуациях, реже прибегают к реакциям самообвинения. Таким образом, можно сделать вывод о значимой роли эмоционального интеллекта в разрешении деловых конфликтов с участием молодых специалистов.

 

Заключение

 

Таким образом, эмоциональный интеллект – это эмоциональная компетентность, в том числе эмпатия, самоконтроль, самосознание и другие навыки. Необходимым условием эмоционального интеллекта является понимание эмоций субъектом. Конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл.

Согласно концепции Д. Гоулмэна коэффициент эмоционального интеллекта определяется как суммарный показатель следующих способностей: самоосознанности, самомотивированности, устойчивости к фрустрации, контроля над импульсами, регуляции настроения, эмпатии и оптимизма.

Эмоциональный интеллект положительно влияет на деятельность: чем выше эмоциональный интеллект, тем успешней деятельность.

В то же время, он не является универсальным рецептом успешности. Не меньшее значение имеют "традиционные" интеллект и личностные черты. Поэтому при решении задач психологической диагностики не следует ограничиваться тестированием только эмоционального интеллекта.

Проведенное эмпирическое исследование влияния эмоционального интеллекта на деятельность руководителя показало, что существует отрицательная взаимосвязь эмоционального интеллекта и попустительского стиля управленческой деятельности. Эмоциональный интеллект минимизирует возможность выбора неэффективного стиля, при этом обеспечивая выбор оптимального управленческого стиля.

Обнаружено корреляционное отношение между интегральным коэффициентом эмоционального интеллекта и попустительским стилем, таким образом, эмоциональный интеллект является детерминантой процессуальной стороны деятельности руководителя.

Имеет место нелинейная связь типа оптимума между эмоциональным интеллектом и деятельностью руководителя.

Осуществленное эмпирическое исследование связи эмоционального интеллекта с успешностью переговорщиков и эффективностью переговоров показало, что между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и результатами переговоров существует связь на уровне умеренной корреляции. Оно также показало, что в переговорах между участниками, имеющими эмоциональный интеллект выше среднего, соглашения оказываются значимо более эффективными, чем в переговорах между участниками с низким эмоциональным интеллектом, либо с различными (высокий - низкий) уровнями эмоционального интеллекта.

Индивиды с высоким уровнем эмоционального интеллекта предпочитают в конфликтах стратегию сотрудничества и принятия совместных решений. Специалисты с высоким показателем эмоционального интеллекта чаще используют разрешающие стратегии поведения в трудных ситуациях, реже прибегают к реакциям самообвинения.

Литература

 

  1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе. / Д. Гоулман; пер. с англ.А.П. Исаевой. - М.: "АСТ": "АСТ МОСКВА"; Владимир: "ВКТ", 2010. - 476, [4] с.
  2. Есипова, М.Е. Эмоциональный интеллект как фактор разрешения деловых конфликтов (на примере молодых специалистов). / М.Е. Есипова. // Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч. - практ. конф., Екатеринбург, 20-21 апр. 2011 г. / Отв. за вып.А.М. Павлова; ФГАОУ ВПО "Рос. гос. проф. - пед. ун-т". - Екатеринбург, 2011. - 268 с. - С.180-183.
  3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. - СПб: "Питер", 2001. - 752 с. - (Серия "Мастера психологии").
  4. Карпов, А.В. Исследование влияния эмоционального интеллекта на деятельность руководителя. / А.В. Карпов, А.С. Петровская. // Вестник интегративной психологии. - Ярославль, М.: Международная Академия Психологических Наук, 2007, Выпуск 5. - 323 с. - С.32-35.
  5. Кете де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. / М. Кете де Врис; Пер. с англ. - М.: "Альпина Бизнес Букс", 2004. - 311 с.
  6. Лобанов, А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: учеб. пособие. / А.П. Лобанов. - Мн.: "Новое знание", 2008. - 376 с.
  7. Лобанов, А.П. Психология интеллекта и когнитивных стилей. / А.П. Лобанов. - Мн.: "Агентство Владимира Гревцова", 2008. - 296 с.
  8. Опросник Н. Холла (опросник EQ) (Методика оценки "эмоционального интеллекта"). // Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. - 215 с. - С.57-59.
  9. Субботин, В. Эмоциональный интеллект - универсальный рецепт успеха? [Электронный ресурс] / В. Субботин // http://www.antropos.ru/articles_item. php? lang=rus&aid=173
  10. Штроо, В.А. Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров. / В.А. Штроо, С.Ю. Серов. // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы одиннадцатой междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. д-ра психол. наук, проф. А.Д. Карнышева. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 588 с. - С.372-377.

Информация о работе Эмоциональный интеллект и руководитель предприятия