Эмоциональный интеллект и руководитель предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в популярной психологии в последние десятилетия. Эта теория достаточно быстро нашла своих приверженцев и противников.
Часть ученых признают существование определенного комплекса личностных свойств (способностей), отвечающих за эффективное взаимодействие эмоциональной и когнитивной составляющей психики и влияющих на успешное функционирование индивида в обществе (Р. Бар-Он, Майер, Р. Сэловей и др.). Особенно активное внимание уделяется развитию и применению эмоционального интеллекта в менеджменте (Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки, М. Кетс де Врис, Р.К. Купер и др.).

Содержание работы

Введение
1. Сущность эмоционального интеллекта
1.1 Понятие эмоционального интеллекта
1.2 Диагностика эмоционального интеллекта
2. Эмоциональный интеллект и успешность деятельности
2.1 Эмоциональный интеллект и эффективность профессиональной деятельности
2.2 Влияние эмоционального интеллекта на деятельность руководителя
2.3 Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров
2.4 Эмоциональный интеллект как фактор разрешения деловых конфликтов
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Yanushkevich_KUrsovaya.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Обработка и интерпретация результатов производится в соответствии с ключом, который включает в себя:

. шкалу "Эмоциональная осведомленность": 1, 2, 4, 17, 19, 25;

. шкалу "Управление своими эмоциями": 3, 7, 8, 10, 18, 30;

. шкалу "Самомотивация": 5, 6, 13, 14, 16, 22;

. шкалу "Эмпатия": 9, 11, 20, 21, 23, 28;

. шкалу "Распознавание эмоций  других людей": 12, 15, 24, 26, 27, 29.

В соответствии с ключом сначала определяется уровень развития парциальных (частных) показателей эмоционального интеллекта по каждой шкале, затем - интегративный показатель как сумма всех показателей частных способностей (табл.1).

"Тест позволяет выявить способность  понимать и распознавать эмоции других людей, способность управлять своими эмоциями, уровень самомотивации и эмпатии (сопереживания), а также способность выстраивать межличностные отношения, основываясь на понимании эмоций" [7, С.43].

 

Таблица 1. Уровни интегративных и парциальных показателей эмоционального интеллекта

Уровни

Показатели эмоционального интеллекта, баллы

 

парциальные

интегративные

Высокий

14 и более

70 и более

Средний

8-13

40-69

Низкий

7 и менее

39 и менее


 

Тест явно нуждается в доработке, хотя основа его может быть использована для создания новой его модификации. И.Н. Андреева, описывая этот опросник, отмечает некоторое несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Она рассматривает управление своими эмоциями как эмоциональную гибкость, самомотивацию - как произвольное управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей - как способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

Опросник на эмоциональный интеллект - Emotional Quotient Inventory (EQ-i) (автор - Р. Бар-Он) состоит из 133 вопросов, оценка производится по 15-ти шкалам и 5-ти итоговым показателям (самовосприятие, межличностное восприятие, управление стрессом, адаптивность, общее настроение). Р. Бар-Он понимает эмоциональный интеллект как некую совокупность эмоциональных и социальных компетенций, которые влияют на то, насколько человек эффективен в понимании самого себя, в самовыражении, в понимании окружающих, в установлении отношений с другими людьми, а также в решении повседневных проблем.

Другими известными опросниками на эмоциональный интеллект как личностной черты являются Опросники на эмоциональную и социальную компетентность: Emotional and Social Competence Inventory (ESCI), Emotional Competence Inventory (ECI) (Р. Бояцис, Д. Гоулман, Рии). Опросники состоят, соответственно, из 72 и 110 вопросов. Отдельные компетенции, диагностируемые опросниками, объединяются в 4 фактора: самовосприятие, самоуправление, восприятие окружающих (социальное восприятие) и социальные навыки.

"Методики диагностики эмоционального  интеллекта как личностной черты аналогичны другим личностным опросникам и состоят из ряда вопросов, касающихся типичных способов поведения респондента в различных жизненных ситуациях" [9].

Тест на эмоциональный интеллект - Майер, Сэловей, Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) - был разработан указанными авторами на основе их же теста - Многофакторного теста эмоционального интеллекта (Multi-factor Emotional Intelligence Scale (MEIS). Тест на эмоциональный интеллект содержит 141 задание: например, оценить степень выраженности той или эмоции у человека, изображенного на картинке; предсказать, как некоторое эмоциональное состояние может повлиять на поведение определенного персонажа в описанной ситуации; указать способы управления собственными эмоциями для достижения желаемого результата и т.п. Оценка правильности ответов основывается на заключениях экспертов или ответах большинства респондентов, ранее выполнявших задания.

2. Эмоциональный интеллект и успешность  деятельности

 

2.1 Эмоциональный интеллект и эффективность  профессиональной деятельности

 

В общем и целом применительно к самым разным видам профессиональной деятельности наблюдается статистически достоверная положительная связь между эмоциональным интеллектом и успешностью деятельности.

Оба типа методов диагностики эмоционального интеллекта - и как личностной черты, и как способности - в равной степени хорошо предсказывают успешность деятельности.

Эмоциональный интеллект достаточно новый психологический конструкт. Он появился гораздо позже, чем теория и методы диагностики "обычного" интеллекта и личностных черт.

С начала прошлого века проведено огромное количество исследований связи успешности деятельности с интеллектом и "традиционными" личностными чертами. Что касается личностных черт, то в последние десятилетия наиболее популярным подходом к классификации и диагностике личности стала так называемая Большая пятерка личностных факторов (экстраверсия; добросовестность; эмоциональная стабильность; доброжелательность; открытость новому опыту). Данные исследований убедительно показывают наличие связи и интеллекта, и черт Большой пятерки с успешностью профессиональной деятельности

"В целом, применительно к  самым разным видам профессиональной  деятельности справедливо следующее: успешность деятельности статистически  достоверно связана с интеллектом (IQ) - коэффициент корреляции 0.56 - и с одной из личностных черт Большой пятерки, а именно, с добросовестностью - коэффициент корреляции 0,24" [9].

Данные исследований свидетельствуют о том, что методы диагностики эмоционального интеллекта как личностной черты дают статистически значимую прибавку точности прогноза профессиональной успешности.

"IQ не гарантирует успеха, особенно  в лидерстве. Во-первых, люди с  высоким IQ не обязательно принимают  правильные решения. На самом  деле, IQ и качества лидера, такие, как принятие решений, очень слабо связаны. (В конце концов, если бы высокий уровень IQ был решающим, агенты по трудоустройству стали бы сносить двери математических факультетов, чтобы нанять на работу математиков.) Во-вторых, люди с высоким IQ часто попадают в интеллектуальную ловушку, "интеллектуализируя" свои собственные ошибочные решения. В-третьих, люди с высоким IQ часто настолько умело критикуют других, что больше обращают внимание на это, чем на поиск конструктивных решений" [5, С.43].

В мире бизнеса эмоциональный интеллект - смесь межличностного и внутриличностного интеллекта по классификации Гарднера - не менее важен, чем логико-математический. Высокий IQ ("коэффициент умственного развития") может быть побит высоким EQ ("коэффициентом эмоционального развития").

 

2.2 Влияние эмоционального интеллекта  на деятельность руководителя

 

В литературе подчеркивается эмоциогенный характер управленческой деятельности, вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции. Поэтому при описании профессионально важных качеств руководителя большинство авторов перечисляют свойства, включающие эмоциональные компоненты. К ним относятся эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, экспрессивная сенситивность, действенность (понимаемая как способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения), коммуникативные управленческие способности, включающие способности управлять собственными эмоциями в общении и т.п. Прослеживается интересная особенность - основные компоненты эмоционального интеллекта в разрозненном виде присутствуют в различных классификациях профессионально важных качеств руководителя.

А.В. Карповым и А.С. Петровской было проведено исследование влияния эмоционального интеллекта на деятельность руководителя. Перед исследователями стояла задача проверить обоснованность выделения конструкта эмоционального интеллекта и изучить его влияние на деятельность руководителя.

Было проведено эмпирическое исследование влияния эмоционального интеллекта на деятельность руководителя на базе нескольких предприятий и организаций г. Ярославля: ЯЗТА, ЯрЭнерго, администрация Ярославской области, НПЗ, Ярославское ремонтно-техническое предприятие, органы МВД, частные предприятия в сфере торговли и финансов.

"В нем приняли участие 128 испытуемых, а также 260 экспертов. Возраст испытуемых варьировал от 24 до 61 года (средний возраст испытуемых 42 года), из них 60 мужчин и 68 женщин. Выборку составили руководители всех звеньев управленческой структуры (высшего, среднего и низшего уровня). Стаж руководящей работы испытуемых составил в среднем 12,5 лет" [4, С.32].

Для измерения эмоционального интеллекта были использованы следующие методики: опросник эмоционального интеллекта BarOn EQ-i и тест на эмоциональный интеллект MSCEIT. Они относятся к разным моделям эмоционального интеллекта: первый к модели способностей, а второй - к смешанной модели. Перед применением в исследовании эти методики подверглись процедуре психометрической проверки и нормирования на российской выборке.

В проведенном исследовании были выделены два основных направления: анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта с результативной и процессуальной характеристиками управленческой деятельности. Для получения данных об эффективности деятельности руководителей (результативная составляющая) использовалась экспертная оценка. В качестве процессуального параметра были выбраны стилевые характеристики управленческой деятельности. Для определения ведущего стиля деятельности был создан опросник.

В итоге на первом этапе исследования было получено 22 показателя: численная выраженность 15 субшкал и суммарный балл опросника BarOn EQ-i, показатели по 4 ветвям и общий балл теста MSCEIT, итоговый балл по эффективности управления.

Далее был проведен статистический анализ полученных переменных и построена матрица интеркорреляций результатов. Помимо этого был подсчитан интегральный показатель эмоционального интеллекта. Данный показатель коррелирует с результатами экспертной оценки эффективности деятельности. Значение коэффициента корреляции равно 0,23 (б = 1%). Это позволяет сделать вывод о взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и эффективностью управленческой деятельности. Данная связь впервые подтверждена экспериментально.

В дальнейшем был использован метод "полярных групп", для формирования четырех групп испытуемых: с самыми высокими баллами по опроснику BarOn EQ-i и тесту MSCEIT, с самыми низкими баллами, с результатами выше среднего и с результатами ниже среднего. Данные обрабатывались отдельно для каждой из экспериментальных подгрупп посредством подсчета матриц интеркорреляций тестовых показателей. Результаты представлялись в виде матриц интеркорреляций а также в форме структурограмм значимо коррелирующих между собой индивидуальных качеств (коррелограмм). Была рассмотрена функциональная роль каждого качества в общей структуре, определяемая числом и значимостью их связей с другими качествами.

Следующим этапом анализа данных стало исследование матриц и коррелограмм по таким наиболее обобщенным показателям, как степень их организованности, когерентности (интегрированности) и дифференцированности.

При сравнении матриц интеркорреляций 4-х групп, различающихся по степени выраженности EQ, не было выявлено существенных различий между ними, что указывает на слабую аналитическую детерминацию эмоционального интеллекта. Однако обнаружены значительные различия по степени организованности структур эмоционального интеллекта в выделенных группах. Наибольшие значения ИОС имеются в группах с минимальным и максимальным EQ, а в группе с EQ выше среднего ИОС минимальный. Таким образом, кривая организованности структуры эмоционального интеллекта в зависимости от уровня EQ принимает инвертированный вид по сравнению с кривой IQ. Такая инверсия отражает качественные различия структуры ЭИ и традиционного интеллекта, что, возможно, объясняется компенсаторными факторами.

Следующим этапом исследования стало изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта с процессуальными составляющими деятельности руководителя. В качестве такого показателя были выбраны стилевые особенности управленческой деятельности. Основной задачей данного этапа стало создание опросника, который позволил бы измерить 4 стиля деятельности: авторитарный, демократический, партисипативный и попустительский.

В качестве испытуемых выступили 58 руководителей, ранее участвовавших в первой части исследования. В дальнейшем были посчитаны коэффициенты корреляции между отдельными шкалами опросника на стили деятельности и показателями EQ. Обнаружена отрицательная корреляция между EQ 2 (итоговым баллом теста MSCEIT) и попустительским стилем r = - 0,27 (б = 1%).

Для обнаружения нелинейной зависимости между переменными было подсчитано корреляционное отношение зІ. Были подсчитаны значения корреляционного отношения зІ между EQ (по каждой методике и интегральному показателю) и каждому из 4 стилей. Обнаружено статистически значимое корреляционное отношение между EQ 2 (итоговым баллом теста MSCEIT) и попустительским стилем, равное 0,5802, что указывает не только на их взаимосвязь, но и на влияние эмоционального интеллекта на процессуальные аспекты управленческой деятельности. Это влияние имеет специфический характер: ЭИ минимизирует возможность выбора наименее эффективного стиля (попустительского), при этом не ограничивая выбор оптимального на данный момент стиля (демократического, партисипативного или авторитарного).

Информация о работе Эмоциональный интеллект и руководитель предприятия