Финансовое состояние предприятия обоснование стратегии его устойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:02, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управлением затрат на предприятии.
В соответствии с целью ставятся такие задачи как:
-изучение основных положений теории управления затратами: базовых понятий и определений, классификаций, основных показателей, используемых при анализе затрат, а также путей оптимизации затрат;
-анализ затрат конкретного предприятия;
-разработка мероприятий затрат и оценка их эффективности.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 706.50 Кб (Скачать файл)

Разность уровней затрат показывает относительный уровень  экономии (перерасхода) затрат и отражает их изменение. 2010 год показал перерасход затрат, так как разность уровней  затрат равна 11,02%. В 2011 году данный показатель снижается и составляет 3,47%. Таким образом, за исследуемые года затратоемкость увеличивается.

Индекс суммы затрат в 2010 и в 2011 годах составил 1,34 и 1,19 соответственно. В 2010 году затраты выросли  на 34% по сравнению с показателем 2009 года, а в 204 году рост затрат составил 19%. Индекс уровня затрат в 2010 году равен 1,16, а в 2011 году он снизился до 1,04. Таким образом, затратоемкость возросла сначала на 16%, а затем на 4%.

Произведенные расчеты  говорят о росте затрат и затратоемкости предприятия. Увеличение может быть вызвано изменением структуры производимой продукции. Например, увеличение удельного веса менее рентабельных видов продукции, у которых выше уровень затрат на рубль продукции, может оказать влияние на затратоемкость. На показатели также оказывают воздействие изменения цен на материалы и тарифы.

Итак, произведенный анализ затрат позволил сформировать следующие  выводы, касающиеся затрат на предприятии:

- целом наблюдается увеличение затрат на производство продукции и рост себестоимости. При этом показатель рентабельности производства ocтается на достаточно высоком уровне, но демонстрирует снижение.

-увеличение затрат происходит как по основным, так и по накладным расходам. При этом удельный вес накладных расходов снижается, из чего можно сделать вывод об эффективности проводимых организационных мероприятий на фабрике.

-производство продукции является материалоемким. Удельный вес материалов в 2011 году составляет более 75%.

-несмотря на снижение удельного веса, доля в себестоимости накладных расходов достаточно большая. В 2011 году доля общепроизводственных расходов составила 14%, а доля общехозяйственных расходов равна 4%.

 

-возрастание таких показателей, как затратоемкость, затрат на руб. товарной продукции говорит о необходимости поиска путей оптимизации затрат для снижения себестоимости.

Таким образом, основной целью управления затратами является поиск путей снижения себестоимости. При выборе и предложении мероприятий по оптимизации затрат необходимо учитывать характер производства и особенности выпускаемой продукции. ППФГ отличается высокой степенью сложности производства. Выпускаемая продукция имеет достаточно строгие требования к качеству и характеристикам. Основные затраты на производство могут быть снижены при сокращении численности персонала, либо при пересмотре норм расхода материалов и т.п. С точки зрения управления затратами на ППФГ, основные затраты являются негибкими для их оптимизации, так как любые изменения по данным статьям могут существенно сказаться на самом процессе производства, а значит и на качестве продукции. По данным статьям затрат в меньшей степени происходят какие-то серьезные изменения, а если происходят, то при допускающих данные изменения условиях производства.

С другой стороны, для  предприятия важно найти такой подход к управлению затратами, который бы позволил сокращать их на протяжении долгого времени. Выполнить долгосрочную программу управления затратами можно путем оптимизации накладных расходов. Данные расходы касаются главным образом управленческих и обслуживающих функций, а, следовательно, в меньшей степени влияют на процесс производства и не сказываются на качестве продукции.

Анализ затрат ППФГ показал  высокую долю накладных затрат в  себестоимости. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы в настоящее время занимают удельный вес около 18%. Данные расходы на предприятии являются наиболее гибкими для управления, роме того, можно найти пути оптимизации, которые позволяет снижать накладные расходы в течении длительного времени. Таким образом, в следующей главе необходимо найти пути для времени. Таким образом, в следующей главе необходимо найти пути для оптимизации именно данного вида затрат, а также рассчитать эффективность предлагаемых мероприятий.

ГЛАВА 3. Пути оптимизации затрат на предприятии

3.1 Инвестиционный проект по автоматизации  процесса уборки помещений

По результатам анализа  было выявлено, что наибольший потенциал  к снижению имеют накладные расходы  предприятия. Данные расходы преимущественно  связаны с обслуживанием и  управлением основным производством. Ниже приведены некоторые варианты оптимизации накладных затрат.

Выявление возможных  путей оптимизации и предложение  конкретных мероприятий напрямую вытекает из текущей ситуации на предприятии. Рассмотрим существующие предпосылки, исходя из которых в дальнейшем будут предложены необходимые изменения:

- недостаточный уровень автоматизации сервисных функций, т.е. существует возможность дальнейшей автоматизации работ, снижения доли ручного труда и повышения производительности;

-наличие вспомогательных функций, являющихся непрофильным видом деятельности  для фабрики, но реализуемых собственными силами;

-возможность более эффективного использования вспомогательных материалов (обтирочного материала) с точки зрения затрат.

Первая предпосылка  связана с применением ручного труда для уборки помещений. В 2006 году был введен в эксплуатацию новый производственный корпус на фабрике. При наличии площадей, пригодных для уборки с помощью машин, большинство работ производится посредством ручного труда. Соответственно проблемой являются высокие затраты по содержанию штатной численности обслуживающего персонала и низкая производительность труда. Для решения этих проблем предлагается инвестиционный проект по дополнительной покупке машин для мытья полов. Использование машин позволит создать экономию на фонде оплаты труда и сократить накладные расходы. Далее будет произведен расчет эффективности предложенного мероприятия.

Из второй предпосылки  следует предложение по передаче некоторых вспомогательных бизнес-функций -фабрики на аутсорсинг. На фабрике уже существуют процессы, которые были успешно выведены на аутсорсинг, в дополнение к ним будет предложен аутсорсинг других функций. Аутсорсинг может служить действенным способом сокращения на длительной перспективе накладных расходов. При этом передача неключевых функций сторонней организации несет в себе как плюсы, так и минусы. В связи с этим необходим выбор бизнес-функций, передача которых связана для - фабрики с меньшими рисками и применима в условиях предприятия. При этом данное предложение необходимо реализовать, только если оно эффективно с финансовой точки зрения и позволит сократить текущие затраты предприятия. Целями исследования также являются разработка критериев вывода процессов на аутсорсинг и варианта изменения организационной структуры.

Третья предпосылка  основана на возможности применения обтирочного материала с наименьшими  затратами на его использование. В настоящее время применяется  одноразовый материал, который утилизируется  после применения.

Существует возможность замены одноразовых салфеток на многоразовый материал с последующей его стиркой до 6 раз.

Далее рассчитаем эффективность  предложенных мероприятий.

Цель проекта: Ввиду наличия больших площадей, пригодных для уборки неручным способом, обеспечение нового производственного корпуса уборочными машинами.

Назначение результатов проекта:

-снижение доли ручного труда при уборке помещений;

-увеличение производительности и более эффективное использование рабочего времени;

-снижение накладных затрат за счет экономии на фонде оплаты труда обслуживающего персонала.

Так как на фабрике  уже имеются уборочные машины для данных целей, произведем закупку  аналогичных машин. Технические  характеристики используемых и предлагаемых для закупки машин приведены  в Приложении 5 Для того чтобы определиться с необходимым количеством машин и обслуживающего персонала, рассмотрим характеристики убираемых площадей и данные о производительности.

Таблица 12

Данные о площадях и производительности

Площадь корпуса, м2

13 870,0

Площадь, пригодная для уборки машинами, м2

10 402,5

Площадь труднодоступных для машины мест, м2

3 467,5

Кол-во уборщиц в настоящее время, шт.

13,0

Среднее время на уборку пола уборщицами в день, часов

4,5

Средняя производительность уборщицы, м2/час

165,0

Среднее время работы машины в день, часов

2,5

Средняя производительность машины с  учетом простоев м2/час

1 150,0


Как видно из таблицы 12, 3,5 тыс. квадратных метров могут быть убраны только посредством ручной уборки. Принимая во внимание среднюю производительность уборщицы и среднее время на уборку полов, получаем, что необходимое количество уборщиц для мытья труднодоступных мест составляет 5 единиц. При этом все получаемые результаты относительно количества персонала и машин округляются до ближайшего наибольшего целого числа. Аналогичные расчеты проведем относительно количества машин, учитывая время работы одной машины и среднюю производительность с учетом простоев, замены воды и характера убираемых помещений.

Количество машин = 10 402,5 / 1150 / 2,5 = 4 шт.

Таким образом, для обработки данной площади требуется 4 машины. Из расчета, что на одну машину необходим 1 человек, получаем, что для уборки производственного корпуса необходим штат численностью 9 человек. Данное количество персонала учитывает возможные отклонения от численности в штате в связи с возможной болезнью людей и других причин неявки, так как округление производилось в большую сторону, а также ввиду того, что при применении машин ускоряется производительность по уборке пола, увеличивается время на осуществление других работ по уборке помещений.

Планируемый для реализации проект предусматривает покупку  уборочных машин в количестве 4 штук и сокращение численности  персонала в количестве 4 единиц.

Для расчета эффективности  проекта и построения денежного потока, необходимо рассчитать экономию, которая возникает при замене ручного труда машинным. Для этого нужно учесть все расходы на содержание в штате персонала по уборке помещения. Посчитаем, сколько затрат приходится на содержание персонала в количестве 4 единиц, которые предполагается в будущем сократить.

Таблица

Затраты на содержание 4 единиц персонала, руб.

Показатели

Кол-во, шт.

Сумма затрат в год  на единицу

Итого

1.Затраты на оплату  труда, в том чмсле:

4

272 583,42

1 090 333,68

Оклад

 

64 440,00

 

Надбавки и премии

 

152 722,80

 

Выплаты социального  характера

 

29 780,50

 

Годовой вознаграждение

 

25 640,12

 

2. Отчисления на социальные  нужды

   

329 280,77

3. Охрана труда

4

1 800,00

7 200,00

4. Содержание рабочего  места и материалы

   

40 000,00

5. Страхование персонала

4

9 570,00

38 280,00

Итого затраты

 

1 505 094,45


Затраты на содержание в  штате 4 единиц персонала по уборке помещений в год составляют 1 505 094,45 рублей. Эта сумма за вычетом  всех затрат, связанных с применением  машин, и будет являться положительным денежным потоком, так как представляет coбой возможную экономию.

При сокращении численности  персонала следует учесть выплаты  работникам, которые обязан осуществить  работодатель в соответствии с трудовым кодексом. В соответствии со статьей 178 Трудового кодекса РФ, при расторжении трудового договора увольняемому работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, за работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не более чем в течение 2 месяцев с зачетом выходного пособия. Также это условие распространяется на третий месяц по решению органа службы занятости в случае, если работник обратился в данный орган в двухнедельный срок после увольнения и не был им трудоустроен[4]. При построении денежного потока учтем данные расходы и уменьшим сумму экономии на полученную величину.

Средний месячный заработок  четырех единиц персонала составляет 80 934,31 рублей. Так как необходимо учесть все возможные расходы, то рассчитаем размер выходного пособия, а также затраты, в случае не трудоустройства работников в течение 3 месяцев. Полученная сумма составила в расчете на 4 единицы персонала 242 802,92 рублей. Данную сумму учтем в затратах при построении денежного потока в первом году.

Далее определим основные текущие затраты, связанные с  содержанием машин на предприятии. Затраты приведены с учетом количества машин в размере 4 единиц.

Таблица 13

Затраты на 4 машины для  уборки помещений, руб.

Виды затрат

Сумма,руб.

Заряд батарей

44 000,00

Тех.обслуживание

300 000,00

Расходные материалы и прочие затраты

330 000,00

Итого затрат

674 000,00


 Составим бюджет  доходов и расходов для получения  данных о финансовом результате  деятельности и расчета налога  на прибыль (прил.6).

В расчетах был принят срок прогнозирования, равный сроку полезного использования машин, т.е. 5 лет (3 амортизационная группа). Срок полезного использования машин определялся в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, а также исходя из классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Норма амортизации равна 20%. Метод начисления амортизации - линейный. Стоимость одной машины равна 255 ООО рублей. При построении денежных потоков в дальнейшем амортизация не вычитается, так как не сопровождается оттоком денежных средств.

Информация о работе Финансовое состояние предприятия обоснование стратегии его устойчивости