Финансовое состояние предприятия обоснование стратегии его устойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:02, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управлением затрат на предприятии.
В соответствии с целью ставятся такие задачи как:
-изучение основных положений теории управления затратами: базовых понятий и определений, классификаций, основных показателей, используемых при анализе затрат, а также путей оптимизации затрат;
-анализ затрат конкретного предприятия;
-разработка мероприятий затрат и оценка их эффективности.

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 706.50 Кб (Скачать файл)

Себестоимость отражает общую сумму  затрат, связанную с выпуском продукции. При группировке затрат по статьям  калькуляции, общая сумма затрат может быть распределена по видам  продукции. Это дает возможность  рассчитать себестоимость единицы  продукции каждого вида. При анализе себестоимости единицы продукции проводится сравнение фактической калькуляции с нормативной (сметной). Основными факторами, оказывающими влияние на себестоимость, являются: изменение объема производства, изменение структуры выпускаемой продукции, изменение себестоимости единицы выпускаемой продукции и др.

При анализе затрат необходимо уделять  внимание структуре затрат, а именно соотношению постоянных и переменных затрат. Важным показателем является уровень операционного рычага, который показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки (объема продаж) на один процент. Чем выше доля постоянных затрат в себестоимости продукции, тем большее снижение прибыли будет у предприятия при спаде объемов реализации. Таким образом, уровень операционного рычага отражает величину производственного риска, обусловленного структурой затрат. Чем ниже уровень воздействия операционного рычага, тем выше запас финансовой прочности для предприятия.

,                       (1)

Где - прибыль, руб.; TR – выручка, руб.; TVC – общие переменные затраты, руб.; TFC – общие постоянные затраты, руб.

Одним из основных инструментов управления затратами являются показатели затрат. Начальным показателем затрат является их общая сумма. Данный показатель является синтетическим, так как представляет собой сумму различных видов затрат за определенный период. Для проведения аналитических расчетов и при принятии управленческих решений необходимо рассматривать затраты не только по их общей величине, но и более детализировано в соответствии с целями управления.

При этом абсолютные величины не могут дать в полной мере характеристику затратам предприятия. Следует использовать и систему относительных показателей.

Наиболее распространенным показателем  является затратоемкость деятельности предприятия или уровень затрат. Данный показатель рассчитывается как  отношение суммы затрат к выручке  и показывает сколько затрат приходится на 100 рублей выручки.

,                                                                                                          (2)

Где ЗЕ – затратоемкость деятельности предприятия, %; З – величина затрат, руб.; В – выручка предприятия, руб.

Обратным показателем затратоемкости является затратоотдача. Данный показатель характеризует эффективность использования потребленных ресурсов.

,                                                                                                          (3)

ЗО – затратоотдача, %.

Разность уровней затрат называется относительным уровнем экономии (перерасхода) затрат и отражает их изменение.

,                                                                                                    (4)

Где - изменение в процентных пунктах заратоемкости деятельности.

Показателем эффективности затрат является коэффициент рентабельности затрат (производства), который показывает сколько прибыли смогли принести понесенные затраты.

,                                                                                                       (5)

Где - рентабельность затрат, %; Пр – прибыль, руб.

Система показателей  затрат позволяет дать затратам количественную оценку, сравнить с существующими критериями эффективности, проследить динамику и выявить причинно-следственные связи при управлении затратами.

Далее проанализируем затраты  на примере конкретного предприятия  с целью выявления возможных  путей оптимизации и резервов снижения затрат и разработки необходимых для организационных мероприятий.

1.3. Сущность процесса управления затратами

Управление представляет собой процесс целенаправленного  воздействия на объект, систему для  сохранения их устойчивости, либо перевода из одного состояния в другое в соответствии с поставленными целями.

Основная цель управления - получение наибольшего результата от хозяйственной деятельности при  наименьших совокупных затратах живого и овеществленного труда.

Суть процесса управления состоит в формировании и реализации определенных мер и способов воздействия на объект, обеспечивающих желаемое изменение или движение объекта в соответствии с определенными целями.

Целью управления затратами  является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.

К задачам управления затратами относят следующие основные мероприятия[35]:

- выявление роли управления затратами в качестве фактора повышения

-эффективности деятельности; классификация затрат;

- расчет затрат;

- подготовка информационной базы, позволяющей оценить затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

- планирование;

     - выявление технических способов и средств измерения и контроля затрат;

     - поиск путей оптимизации и резервов снижения затрат на всех этапах хозяйственного процесса.

Управление затратами  предполагает выполнение следующих  действий:

-  дать определение затратам;

-  классифицировать затраты по определенным признакам;

-  планировать затраты;

-  повышать эффективность затрат на предприятии.

Субъектами управления являются руководители и специалисты  предприятия. Объектами - затраты, причем объектом управления может являться как их совокупная величина, так  и отдельные виды затрат в соответствии с классификацией и поставленным целями. Сам процесс управления должен осуществляться при обеспечении связи между элементами и наличии и обмене информацией. Здесь важна как прямая, так и обратная связь.

Управление затратами  предполагает выполнение основных функций  управления, к которым относятся планирование, организация, контроль и мотивация. Планирование означает выбор целей и разработку планов для их достижения.

Функции управления затратами  реализуются при помощи инструментов управления. К инструментам управления затратами относятся: нормативная база, классификация затрат, система показателей, анализ затрат, планирование, способы оптимизации ид

Учетная политика также  является важным инструментом, позволяющим  воздействовать на затраты. От указываемых  в учетной политике сведений, таких  как метод начисления амортизации, база распределения накладных затрат, методы оценки списываемых материально-производственных запасов зависит общая сумма затрат, а значит учетная политика является неотъемлемым элементом управления.

При наличии на предприятии  необходимой системы управления затратами, соответствующей условиям функционирования организации, главной задачей управления затратами является поиск резервов снижения затрат и путей оптимизации на всех этапах хозяйственного процесса.

1.4 Пути оптимизации затрат на предприятии

Сокращение затрат происходит при повышении уровня производительности труда, экономного использования сырья  и материалов, топлива, электроэнергии, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака. Добиться снижения затрат можно путем проведения различных организационно-технических мероприятий, направленных на совершенствование работы предприятия и приводящих к экономии ресурсов.

Рассмотрим существующие способы снижения затрат в разрезе  основных и накладных расходов предприятия.

Таблица 1

Способы снижения затрат

Виды затрат

Перечень мероприятий, способствующих снижению данного вида затрат

Затраты по оплате труда

- правильный выбор  и применение наиболее эффективных  форм и оплаты системы труда;

- формирование эффективной  стимулирующей системы;

- применение системы экономического премирования за рациональное использование ресурсов;

- поддержание необходимого  уровня  механизации и автоматизации производства;

- разумное сокращение  персонала при необходимости;

- поддержание численности  персонала и распределение  обязанностей и функций таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная занятость рабочих.

Материальные затраты

- правильный выбор  поставщиков для обеспечения  снижения затрат на приобретение  материальных ресурсов;

- совершенствование технологии производства;

- внедрение технически  обоснованных  норм расходов материальных  ресурсов и др.

Затраты на содержание основных средств

- реализация, передача  в аренду либо списание неиспользуемых, лишних объектов основных средств;

- улучшение использование времени работы оборудования и, как следствие, экономия на амортизационных отчислений;

- повышение надежности  и долговечности оборудования, совершенствования  системы планово- предупредительного  ремонта и др.

Накладные расходы

- оптимизация численности аппарата управления, а также вспомогательных и подсобных рабочих;

-механизация и автоматизация  вспомогательных и подсобных  работ, сокращение удельного веса  затрат ручного труда;

- перевод непрофильных  видов деятельности на аутсорсинг  и др.


Приведенная таблица показывает, что существуют способы снижения затрат, при помощи которых можно осуществлять процесс управления. При этом важно заметить, что оптимизация основных затрат является достаточно сложным процессом с точки зрения поиска резервов их снижения. Это связано с тем, что основные затраты базируются на существующих на предприятии нормах, нормативах, лимитах. Кроме того, они непосредственно связаны с процессом производства и их изменения могут сказаться на качестве производимой продукции. Таким образом, на стабильно работающем предприятии со сложившейся системой управления затратами масштабные изменения по данному виду затрат происходят не так часто.

Управление накладными расходами связано с оптимизацией затрат на обслуживание и управление. Данный вид затрат, как правило, не зависит от объема производимой продукции и при увеличении объема деятельности предприятия приводит к снижению себестоимости единицы продукции, так как сумма постоянных затрат не меняется. Накладные расходы являются более гибкими с точки зрения управления, так как не связаны напрямую с процессом производства и не отражаются на производственном процессе и качестве продукции.

Эффективными средствами оптимизации затрат являются аутсорсинг и бюджетирование. Рассмотрим данные процессы подробнее.

Планирование затрат является одной из составляющих этапов управления затратами. Основной формой планирования является бюджетирование.

Этапы планирования включают в себя следующие составляющие[44]:

  1. анализ затрат за прошлый период;

Основными задачами проведения этого анализа является выявление  основных тенденций изменения суммы  и уровня затрат предприятия в  предплановом периоде, установление размеров отклонения фактических показателей  от плановых (нормативных), выяснение  основных причин, вызвавших эти отклонения. Особое внимание в процессе анализа обращается на выявление причин возникновения излишних расходов, не обусловленных нормальной организацией операционной деятельности (сверхнормативных расходов).

  1. подготовка информационной базы для планирования (план реализации, план производства, нормы и нормативы и т.д.);
  2. прогнозирование изменения основных факторов, влияющих на объем и структуру затрат на предприятии, таких как изменение объема производства и реализации продукции, изменение состава производимой и реализуемой продукции и др.;
  3. составление плановой (нормативной) калькуляции на отдельные виды выпускаемой продукции;
  4. разработка плановых бюджетов в разрезе отдельных центров ответственности;
  5. разработка текущего плана (планового бюджета) затрат по предприятию в целом;

Этот этап завершает  процесс планирования затрат на предприятии.

Процесс бюджетирования заключается в систематической  разработке курса действий на будущее, который отражает использование  имеющихся в распоряжении предприятия ограниченных производственных, финансовых и человеческих ресурсов, с одной стороны, и прогнозируемую конъюнктуру рынка с другой.

Бюджетирование - это  комплексный процесс, включающий:

- бюджет как финансовый план по выбранным позициям;

- финансовую и управленческую отчетность как результат выполнения бюджета;

- последовательную цепочку управленческих действий, направленных на объединение различных управленческих подсистем, действующих на предприятии в единую систему бюджетного управления.

Составление бюджетов помогает планировать работу на перспективу с целью решения поставленных задач и достижения желаемых результатов. Кроме того, бюджет позволяет систематически контролировать деятельность, направленную на достижение поставленных целей и задач, и следить за потребляемыми ресурсами.

В общем виде назначение бюджетирования в организации заключается  в том, что это основа:

  • планирования и принятия управленческих решений в организации;
  • оценки всех аспектов финансовой состоятельности в организации;
  • укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам организации в целом.

Бюджеты позволяют осуществлять три основные управленческие задачи:

- прогнозировать финансовое состояние, потребность в финансовых ресурсах,финансовые итоги;

- сравнивать запланированные и фактически полученные результаты;

-оценивать и анализировать выявленные отклонения, чтобы своевременно реагировать на них.

Бюджетирование связано  практически со всеми вопросами, касающимися формирования затрат, анализа безубыточности, калькулирования. Понимание характера поведения затрат позволяет лучше прогнозировать влияние изменений объемов производства и продаж продукции на совокупные затраты. Бюджетирование как способ оптимизации затрат способствует установлению целесообразного объема и структуры издержек на предстоящий период.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области  .

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга  является повышение эффективности  предприятия в целом и появление  возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

Информация о работе Финансовое состояние предприятия обоснование стратегии его устойчивости