Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………6
1.1. Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы……..6
1.2. Этапы реформирования пенсионной системы России……………...9
1.3. Реформирование пенсионной системы на современном этапе развития…………………………………………………………………………..21

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………….…………………………..34
2.1. Организационно-правовая характеристика ГУ-ОПФР по КЧР…..34
2.2. Порядок осуществления пенсионного обеспечения в КЧР………..42
2.3. Пенсионный калькулятор при расчете новой пенсионной формулы………………………………………………………………………….64

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ……………………………….....72
3.1. Развитие пенсионных реформ……………………………………….72
3.2. Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы ……………………………………………...85

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………….92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……

Файлы: 1 файл

РЕФОРМА ДИПЛОМ.docx

— 310.53 Кб (Скачать файл)

Бюджет Фонда на 2014 год сформирован по доходам в сумме 6290,0 млрд. рублей (8,6% к ВВП и 99,2% к уровню 2013 года) и по расходам - в сумме 6416,4 млрд. рублей (8,8% к ВВП и 105,4% к уровню 2013 года), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий: по доходам - в сумме 6201,7 млрд. рублей и по расходам в сумме 6397,1 млрд. рублей.

Бюджет Фонда на 2014 год планируется с дефицитом в объеме 126,5 млрд. рублей, в том числе - в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий - в сумме 195,4 млрд. рублей, и профицитом в части, связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий, в сумме 68,95 млрд. рублей.

Согласно сведениям Пенсионного фонда РФ, средний размер пенсии по старости в России с 1 февраля 2015 г. составил примерно 13 900 руб.

Если сравнить с заработной платой, то, согласно подсчетам аналитиков, такой размер пенсии составляет около 40% от среднего заработка по России.

Средний размер социальной пенсии – 8300 руб.

Средний размер пенсии, которая выплачивается детям-инвалидам, составляет 8790 руб.

Пенсии, которые получают граждане, имеющие инвалидность вследствие военной травмы, в среднем составляют 30700 руб.

Стоит отметить, что в постсоветском пространстве РФ является одной из самых богатых стран в плане пенсионного обеспечения граждан. Конкуренцию нам может составить разве что Прибалтийский регион, но стоит учитывать, что в Прибалтике довольно высокие расходы на коммунальные услуги, которые и «съедают» все «заработки» пенсионеров.

Если обратить внимание на проводимую государством пенсионную политику, можно отметить, что по сравнению с 90-ми годами 20 века кризис в данной сфере стал сходить на нет.

Более того, средняя пенсия растет (по скромным подсчетам) в 2 раза быстрее инфляции потребительских цен. Способствует этому проводимая Правительством РФ 2 раза в год индексация пенсий – 01.02 и 01.04.

Достигнув возраста, установленного законодательством, гражданин начинает задумываться, а какой же минимальный размер пенсии его ждет?

Отметим, что в российском законодательстве понятия «минимальная пенсия» не существует; ее размер зависит от различных обстоятельств.

Минимальный размер пенсии по старости не должен быть ниже размера прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в регионе проживания пенсионера.  Но если все же такая ситуация имеет место быть (пенсия гражданина по старости со всеми надбавками ниже прожиточного минимума для пенсионеров), то пенсионеру устанавливаются дополнительные социальные выплаты.: в таком размере ,чтобы пенсия была равна региональному прожиточному минимуму. Социальная доплата устанавливается на основании заявления пенсионера. Работающим пенсионерам социальная доплата не полагается. 

Минимальный размер пенсии может быть повышен в следующих случаях:

• гражданин «перешагивает» 80-летний рубеж;

• на его иждивении появляются 1 и более родственник;

• страховая пенсия индексируется;

• пенсионер выходит на работу.

Для того чтобы получить хотя бы минимальную пенсию в России по старости, необходимо иметь не менее 5 лет трудового стажа. Но все дело в том, что не у всех он есть. В этом случае вам будет выплачиваться социальная пенсия.

Максимальный размер пенсии по старости на сегодняшний день подсчитать невозможно. Он будет зависеть от многих обстоятельств – возраста выхода на пенсию, трудового стажа, заработной платы, пенсионных отчислений и т.д.

А теперь давайте обратимся к новому пенсионному законодательству, а именно к Федеральному закону «О страховых пенсиях».

Чиновники решили пенсионный возраст не увеличивать. Но чтобы сократить издержки Пенсионного фонда, они пошли другим способом: теперь те граждане, которые будут выходить на пенсию позже возраста, установленного законодательством (для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет), получат прибавку к пенсии пропорционально времени, в течение которого они не находились на пенсии. Соответственно, чем позже вы уйдете на пенсию, тем выше пенсия будет.

Грядущий год готовит нам вступление в силу с 01.01.2015 части нового федерального закона «О страховых пенсиях».

Радует только одно – пенсионный возраст не меняется. Не радует многое. Например, новая пенсионная формула, пересчет пенсий в баллах и увеличение стажа для начисления пенсии.

Должно успокоить нынешних пенсионеров и всех, кто успеет до 2015 года выйти на пенсию то, что их пенсионные права не нарушатся, а будут иметь прежнюю силу.

Теперь гражданам будет выгодно получать «белую» зарплату и забыть про конверты, так как размер заработной платы и отчисления с нее также будут влиять на размер будущей пенсии.

Новым законом вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент». Он означает результат работы гражданина за год. Он равняется соотношению суммы, уплачиваемой вашим работодателем, к сумме, которая может быть уплачена с максимальной взносооблагаемой суммы, умноженной на максимальное значение пенсионного коэффициента.

Еще одним плюсом стало то, что в «трудовой» стаж, необходимый для назначения пенсии, входит отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в общей сложности 4,5 года. Причем этот отпуск засчитывается не только матери, а тому, кто официально находился в отпуске по уходу.

Пенсия также и останется в составе 2 частей: страховой и накопительной. Страховая будет рассчитана по новому закону, а накопительная – по действующему Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ».

Если мы внимательно присмотримся к пенсионным реформам и последним изменениям в пенсионном законодательстве, то увидим, что государство старается постепенно «вывести» страну из ямы под названием «низкие пенсии». Свидетельство этому – индексация пенсии 2 раза в год, перерасчет пенсии для работающих пенсионеров и т.д.

С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

В отличие от пенсионной формулы 2002 – 2014 гг., построенной на условно-накопительном принципе формирования пенсионных прав (расчетный пенсионный капитал), новая пенсионная формула вводит понятие индивидуального пенсионного коэффициента - параметра, отражающего в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, которые формируются с учетом:

  • суммы начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд России (ПФР) страховых взносов, предназначенных для финансирования страховой пенсии;

  • продолжительности страхового стажа;

  • продолжительности периода отказа от получения страховой пенсии.

Новая формула для расчета страховой пенсии по старости (СПст) выглядит так:

СПст = ИПК * СПК;

где ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент,

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию

на день, с которого назначается страховая пенсия.

При определении индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) для расчета страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты, назначаемые  за социально значимые периоды (время ухода за ребенком, время службы в вооруженных силах и т.п.).

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы страховых взносов на формирование страховой пенсии, уплаченных за работника, к сумме страховых взносов с максимальной облагаемой взносами заработной платы, уплачиваемых по тарифу 16%. Для получения годового пенсионного коэффициента это отношение умножается на 10.

Стоимость единицы пенсионного коэффициента (СПК) будет ежегодно увеличиваться на уровень не ниже инфляции и устанавливаться федеральным законом, скорее всего законом о бюджете Пенсионного фонда России. Первоначально Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" стоимость единицы пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года установлена равной 64 руб. 10 коп. Методика определения стоимости единицы пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.

Уже назначенные пенсии будут пересчитываться в соответствии с изменением стоимости единицы пенсионного коэффициента.

Влияние размера заработной платы на расчетный размер пенсии очевиден. До определенного размера заработной платы размер пенсии пропорционален размеру заработной платы, по достижении предельной величины базы для начисления страховых взносов рост ИПК и размера пенсии должен прекратиться.

В 2014 году предельная величина базы для начисления страховых взносов на ОПС составляла 624 тыс. рублей (размер зарплаты 52000 руб.), на 2015 год эта величина составит 711 тыс. рублей (зарплата 59233 руб.). Однако полученные с помощью калькулятора результаты (Рисунок 3) показывают, что рост размера пенсии прекращается при зарплате 76000 руб., что соответствует предельной величине базы 912 тыс. рублей. Размер пенсии, определенной с помощью калькулятора, соответствует стоимости единицы пенсионного коэффициента от 63,54 до 64,03, что вполне сопоставимо с величиной 64,1 руб., установленной с 1 января 2015 года.

Таким образом, расчеты по пенсионному калькулятору ПФР не вполне соответствует утверждению, что они делаются для условий 2014 года.

По рисунку 3 наблюдается положительная тенденция с 2010 года пенсия увеличилась на 2731,09 копеек, это составляет 41%.

Далее мы подробно рассмотрим краткие социально-экономические показатели по Карачаево-Черкесской Республике (таблица 5), в 2014 году заработная плата увеличилась и концу года составила 19346,8 копеек, а если сравним с предыдущим периодом то она уменьшилась на 862,7 копеек, т.е. на 0,4%. Количество безработных в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшилось на 300 человек, это говорит о сокращение численности работников на частных предприятиях. Количество пенсионеров в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросло на  1774 человек. Прожиточный минимум пенсионера  увеличился на 8,3% и составил 5845 рублей.

Таблица 6 нам дает ясную картину об увеличении численности пенсионеров они к началу 2015 года составили 119203 человека, что 1,5% больше того же периода 2014 года.

Наибольшее увеличение численности пенсионеров произошло по социальным пенсиям они возросли в 3,8% и составили к началу 2015 года 11583 человека.

 

 

 

Рисунок 3- Расчеты по пенсионному калькулятору ПФР на 2014 год.

 

 

Рисунок 4- Средний размер назначенной пенсии, в рублях.

Рассмотрим более подробно численность пенсионеров получающих единовременные выплату в целом и в разрезе районов, (см. таблицу 7 и таблицу 8) они к началу 2015 года увеличились в 1,5%, а если сравнить с началом 2013 года в 3,13% и составили 57577 человек.

Если рассматривать прирост численности пенсионеров в разрезе районов, то самое незначительное увеличение количества пенсионеров было в Урупском районе на 10 человек и составило на начало 2015 года 2963 человек. Продолжительность жизни населения республики имеет незначительную тенденцию к повышению. Известно, что доля лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения в 12 % и выше свидетельствуют о процессе демографического старения. Тенденция старения населения наблюдается во всех регионах России, в том числе и в Карачаево-Черкесской республике. Так, пожилых людей в общей численности увеличилось на 15,4%. Этот процесс обусловлен постепенным сокращением детей вследствие снижения рождаемости.

Для пенсионеров, перешедших на исчисление пенсий с учетом индивидуального коэффициента пенсионера, помимо индексаций пенсий, увеличивалось отношение среднемесячного заработка пенсионера к ежемесячной заработной плате по стране. Средний размер назначенной пенсии за 2014 г. вырос по сравнению с 2013г. на 685,67 руб. или на 7,9% и составил 9539,42 рублей (см. таблицу 5)

Произошло увеличение размера социальной пенсии в 2014г. на 1127,1 руб. и в 2013 г. на 653,21 руб. или на 11,06%. Также возрос размер пенсии пенсионерам-военнослужащим на 16,89% и составил на начало 2015 года 11943,37 рублей. В целом по РФ увеличение среднего размера пенсии связано с индексацией пенсий и с перерасчетом трудовых пенсий с использованием индивидуального коэффициента пенсионера.

 

Таблица 5 - Краткие социально-экономические показатели по Карачаево-Черкесской республики

 

2013

 год

 

2014

год

 

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

1

квартал

2

квартал

3

квартал

4 квартал

Индекс потребительских цен, в % к      

предыдущему году

Среднемесячная заработная плата одного работника, (в среднем за период), рублей

Численность безработных (на конец периода), тыс. человек

Численность пенсионеров на конец периода,  человек

Средний размер назначенной пенсии),  рублей

трудовых пенсий

по старости

Прожиточный минимум пенсионера, руб.

Соотношение размера средней  пенсии с прожиточным минимумом пенсионера всех видов пенсий

трудовых пенсий

по старости

Соотношение размеров средней пенсии со среднемесячной заработной платой, в %

всех видов пенсии

трудовых пенсий

по старости

 

100,4

20209,5

 

4,3

 

117459

8692,58

8901,65

9592,33

5395

 

161,1

165,0

177,8

 

 

43,0

44,0

47,5

 

100,8

16063,8

 

5,5

 

116454

8696,87

8961,84

9671,12

5046

 

172,4

177,6

191,7

 

 

54,1

55,8

60,2

 

100,3

17931,7

 

4,9

 

1116741

8726,02

8936,09

9633,53

5454

 

160,0

163,8

176,6

 

 

48,7

49,8

53,7

 

100,5

17477,5

 

4,2

 

117230

8721,79

8932,45

9631,64

5420

 

160,9

164,8

177,7

 

 

49,9

51,1

55,1

 

100,4

20209,5

 

4,3

 

117459

8692,58

8901,65

9592,33

5395

 

161,1

165,0

177,8

 

 

43,0

44,0

47,5

 

102,8

19346,8

 

4,0

 

119233

9378,25

9539,42

10277,15

5845

 

160,4

163,2

175,8

 

 

48,5

49,3

53,1

 

100,6

18465,3

 

4,5

 

117652

9440,79

9606,20

10351,77

5610

 

168,3

171,2

184,5

 

 

51,1

52,0

56,1

 

99,9

19401,5

 

4,4

 

117757

9420,46

9575,32

10307,32

5806

 

162,3

164,9

177,5

 

 

48,6

49,4

53,1

 

101,3

19530,4

 

4,1

 

118478

9419,39

9577,21

10307,2

5767

 

163,3

166,1

178,7

 

 

48,2

49,0

52,8

 

102,8

19990,0

 

4,0

 

119233

9378,25

9539,42

10277,15

5845

 

160,4

163,2

175,8

 

 

46,9

47,7

51,4

Информация о работе Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы