Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………6
1.1. Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы……..6
1.2. Этапы реформирования пенсионной системы России……………...9
1.3. Реформирование пенсионной системы на современном этапе развития…………………………………………………………………………..21

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………….…………………………..34
2.1. Организационно-правовая характеристика ГУ-ОПФР по КЧР…..34
2.2. Порядок осуществления пенсионного обеспечения в КЧР………..42
2.3. Пенсионный калькулятор при расчете новой пенсионной формулы………………………………………………………………………….64

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ……………………………….....72
3.1. Развитие пенсионных реформ……………………………………….72
3.2. Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы ……………………………………………...85

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………….92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……

Файлы: 1 файл

РЕФОРМА ДИПЛОМ.docx

— 310.53 Кб (Скачать файл)

Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением ПФ РФ.

Следует отметить, что вопрос об органе, который должен осуществлять обязательное пенсионное страхование и отвечать за весь комплекс вопросов от поступления страховых взносов в пенсионную систему до назначения и выплаты пенсий, обсуждался очень долго и являлся предметом рассмотрения не только органов исполнительной и законодательной, но также и судебной власти.

Отделение Пенсионного фонда России по Карачаево-Черкесской республике (ОПФ РФ по КЧР) создано по решению Правления фонда ПФ РФ для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в городах и районах КЧР.

В своей деятельности отделение подчиняется ПФ РФ и руководствуется действующим законодательством РФ, решениями Правления фонда и Исполнительной дирекцией фонда.

Денежные средства, централизовано выделяемые отделению Пенсионным фондом России, а также поступающие на его счет из других источников (добровольные взносы, пожертвование и т.п.), не включаются в бюджеты республики, местные бюджеты, другие фонды изъятию не подлежат.

ОПРФ по КЧР обеспечивает: организацию работы на территории республики по сбору взносов на социальное страхование, предназначенных для выплаты органами социального обеспечения пенсий и пособий, а также по привлечению и аккумуляции добровольных взносов от российских и иностранных граждан, предприятий и организаций для самостоятельного использования их на цели, связанные с деятельностью фонда; финансирование расходов органов социального обеспечения республики на выплату пенсий и пособий; участие в финансирование региональных программ социального обеспечения; контроль за правильным расходованием средств фонда и отделения, а также совместно с налоговыми органами контроль за своевременным и полным поступлением в фонд взносов на социальное страхование; руководство и контроль за деятельностью уполномоченных ПФ РФ в городах и районах КЧР; организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности в следствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; организацию и ведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов в Пенсионный фонд; изучение и обобщение практики применение нормативных актов по вопросам уплаты в ПФ страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхование.

Отдел учета выполняет следующие функции: обеспечение контроля за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществленных хозяйственных операций, представление оперативной информации о финансовом состоянии Отделения; составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации; использование современных средств автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета; достоверный учет исполнения бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации, сметы расходов на содержание аппарата ОПФ РФ по КЧР; правильность расходования фонда оплаты труда, установление должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины; соблюдение порядка приема, оприходование, хранение и расходование денежных средств, материальных и других ценностей; и т.д.

Отдел персонифицированного учета обеспечивает: разработку программы внедрения системы персонифицированного учета,  координацию работы по городам и районам по внедрению и осуществлению персонифицированного учета, контроль за соблюдение единой методической политики и технологии по персонифицированному учету,  организацию учебных занятий специалистов ОПФ РФ; изучение и внедрение в соответствии с установленным порядком передовых форм и методов работы.

Контрольно-ревизионный отдел проводит выборочные проверки: правильности составления уполномоченными ОПФ РФ актов документальных и камеральных проверок; своевременности и полноты зачисления и перечисления средств Пенсионного Фонда Российской Федерации кредитными организациями; правильности назначения и выплаты государственных пенсий соответствующими органами ОПФ РФ, работающего в условиях Единой пенсионной службы. Принимает участие в проведении ревизий, проводимых главным контрольно-ревизионным управлением ПФ РФ; обобщает Минфина России, ФКЦБ России, обеспечивающих сохранность, а также прирост пенсионных накоплений, эффективный контроль за их инвестированием.

Для реализации каждого из принятых пенсионных законов необходима разработка и принятие целого ряда подзаконных нормативных актов, определяющих в первую очередь порядок начисления пенсий, определение страхового стажа материалы проверок, проводит анализ выявленных недостатков и нарушений, подготавливает предложения, направленные на устранение и предотвращение. Представляет ежеквартально отчет о деятельности отдела и другую необходимую информацию в Главное контрольно-ревизионное управление ПФ РФ.

 Отдел кадров обеспечивает реализацию кадровой политики ив отделении, управлениях Пенсионного Фонда Российской Федерации в городах (районах); комплектование в установленном порядке квалифицированными кадрами аппарата отделения.; проведение аттестации, периодическая оценка профессиональных важных качеств работников; организация работы с кадровыми службами.

Юридического отдел  защищает права и охраняемые законом интересы Отделения ПФ РФ в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также в иных организациях;  осуществляет методическое руководство деятельностью юрисконсультов в управлениях ПФ РФ в городах (районах).

Отдел организации выплаты пенсий осуществляет   работы по выплате и доставке пенсий, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, а также других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФ РФ, в управлениях (отделах) ПФ РФ, центрах по выплате пенсий в городах (районах).

Основными задачами отдела (группы) оценки пенсионных прав застрахованных лиц являются организационно-методическая работа в обеспечении проведения работы по оценке индивидуальных сведений о трудовом стаже застрахованного лица, осуществление единой правоприменительной практики в подведомственных территориальных органах по обеспечению достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, содержащих данные пенсионных правах застрахованных лиц в виде стажа, в том числе стажа в соответствующих видах работ.

Отдел организации персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами осуществляет организационную и методическую работу по практической реализации территориальными органами Отделения ПФ РФ положений федеральных законов, касающихся ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, использования информационной базы персонифицированного учета для целей обязательного пенсионного страхования. Управление (отдел) обеспечивает функциональный контроль за деятельностью отделов (групп) персонифицированного учета территориальных органов отделения ПФ РФ, в том числе за соблюдением технологии ведения индивидуального (персонифицированного) учета

Организационная структура управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по КЧР показана на рисунке 2.

 

 

 

Государственное отделение пенсионного фонда Российской Федерации по КЧР


 


 

 

Правление Пенсионного фонда                                   Отделения по республике



 

Исполнительная дирекция                                            Руководство в том числе:

Председатель Правления                                      Управляющий Отделением


Первый заместитель Председателя                     Заместитель управляющего


Заместители Председателя                                           Специалист по кадрам


Управляющие 10 Отделениями         Группа по защите информации


ПФ РФ по КЧР                                         Представители общественных, религиозных  Юридический отдел           организаций, действия которых связаны с              


 Бухгалтерия            защитой интересов пенсионеров, инвалидов              


          Экономический отдел


Отдел по погашению просроченной задолженности


Отдел по организации персонифицированного учета


  Межрегиональные пункты персонифицированного  учета


   Отдел учета поступления  и расходования средств


Контрольно-ревизионный отдел


Отдел координации деятельности уполномоченных


   Административно-хозяйственный  отдел


 

 

 

Рисунок 2- Организационная структура управления ГУ-ОПР по КЧР

 

2.2. Порядок осуществления пенсионного обеспечения в КЧР

 

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных  местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов.

Общим и безусловным требованием для любой пенсионной системы является вопрос создания государством правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих сохранение (Согласно общественному договору) приобретенных работниками прав на пенсию такого размера, который был бы приемлемым как для их получателей, так и для плательщиков взносов.

Вызов, перед которым в настоящее время стоит Россия в области реформирования пенсионной системы, заключается в необходимости создания принципиально иных институтов пенсионного обеспечения – признанных упразднить нищету (унижающую человеческое достоинство) и удовлетворяющих общество как по размерам пенсий, так и по механизмам их финансового обеспечения. Важно подчеркнуть, что формирование новой пенсионной системы призвано не только повысить уровень социальной защиты населения, но и восстановить уважение и доверие к государственным структурам власти, повысить социальное согласие в обществе, создать оптимальные пропорции в финансовых механизмах по самоответственности трудозанятых граждан и солидарной ответственности всех социальных субъектов (работодателей, работников и государства) за материальное обеспечение по старости, болезни.

Расчеты Пенсионного фонда России показывают, что в случае сохранения существующих финансовых и правовых механизмов пенсионной системы она не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильный и приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан страны.

При формировании проекта федерального бюджета на 2014-2016 годы учтены мероприятия в рамках реформирования пенсионной системы, направленные на обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета Фонда и поэтапное сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в том числе:

поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы с 1,6 в 2014 году до 1,8 размера среднемесячной заработной платы в 2016 году;

поэтапное (в течение 10 лет) увеличение минимального требуемого страхового стажа для начисления трудовой пенсии по старости, с 5 лет до 15 лет.

В связи с этим следует отметить, что проекты федеральных законов, подготовленные Правительством Российской Федерации в рамках реформирования пенсионной системы, приняты в настоящее время только в первом чтении, что создает неопределенность при планировании основных параметров бюджета Фонда на 2015 и 2016 годы.

Кроме того, до сих пор не утверждена государственная программа "Развитие пенсионной системы", которая предусматривает определение целевых ориентиров развития пенсионной системы.

Бюджет Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов формировался в условиях увеличения численности пенсионеров за 2014 год на 467,3 тыс. человек (до 41507,5 тыс. человек к концу 2014 года).

За основу расчета основных параметров бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов взяты следующие показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 - 2016 годы:

фонд заработной платы на 2014 год - 18017 млрд. рублей, на 2015 год - 19464 млрд. рублей, на 2016 год - 21122 млрд. рублей;

номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2014 году - 33104 рубля, в 2015 году - 35954 рубля, в 2016 году - 39245 рублей;

индекс потребительских цен на 2014 год - 4,5-5,5%, на 2015 и 2016 годы - 4-5%.

В соответствии с пенсионным законодательством, предусмотрена индексация в 2014-2016 годах трудовой пенсии с 1 февраля - в соответствии с уровнем инфляции и с 1 апреля - на 2%.

С учетом планируемых мероприятий по индексации, среднегодовой размер трудовой пенсии составит: в 2014 году - 11084 рубля, в 2015 году - 11880 рублей, в 2016 году - 12586 рублей, что составляет 174,4%, 178,7%, 180,7% по отношению к прожиточному минимуму пенсионера соответственно. Средний размер социальной пенсии в 2014 - 2016 годах увеличится по отношению к прожиточному минимуму пенсионера с 114,6% в 2014 году до 118,4% в 2016 году.

Следует отметить, что в 2014-2016 годах, также как и в предыдущий прогнозный период, рост номинально начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника будет опережать темпы роста среднего размера трудовой пенсии, что приведет к тому, что коэффициент замещения (соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости и заработной платы) снизится к 2016 году до 33,6% (по сравнению с 35,2% в 2013 году).

Информация о работе Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы