Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………6
1.1. Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы……..6
1.2. Этапы реформирования пенсионной системы России……………...9
1.3. Реформирование пенсионной системы на современном этапе развития…………………………………………………………………………..21

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………….…………………………..34
2.1. Организационно-правовая характеристика ГУ-ОПФР по КЧР…..34
2.2. Порядок осуществления пенсионного обеспечения в КЧР………..42
2.3. Пенсионный калькулятор при расчете новой пенсионной формулы………………………………………………………………………….64

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ……………………………….....72
3.1. Развитие пенсионных реформ……………………………………….72
3.2. Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы ……………………………………………...85

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………….92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……

Файлы: 1 файл

РЕФОРМА ДИПЛОМ.docx

— 310.53 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2015 г. в России будет дан официальный старт новому этапу пенсионной реформы, дискуссии по поводу которой идут уже много лет. Прежние нормы окончательно уходят в прошлое, уступая место новому документу – Закону №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в результате чего пенсионное обеспечение переводится на принципиально иные положения. Власть имущие утверждают, что все гарантии нынешним и будущим пенсионерам сохраняются в полном объёме. Но мы по привычке относимся к обещаниям настороженно. Чтобы окончательно развеять сомнения, «АН» предлагают подробный обзор грядущих пенсионных новшеств.

Как неоднократно писали «Аргументы недели», главным новшеством реформы становится переход на принципиально новые правила оценки пенсионных прав. Теперь ключевым показателем становится индивидуальный пенсионный балл. Он представляет собой соотношение взносов, уплаченных за гражданина в течение года, с максимально возможным размером этих взносов (16% от 733 тыс. рублей – таков в 2015 г. предельный размер годовой взносооблагаемой зарплаты). Для удобства подсчётов полученная цифра будет умножаться на 10. Максимум, который можно будет заработать, составит 10 баллов в год – таким образом, в самом выгодном положении окажутся те, кто получает высокую «белую» зарплату. Для определения размера пенсии количество баллов умножат на стоимость одного, которая будет ежегодно определяться правительством. В 2015 г. она составит 64,1 рубля.

Отметим, что система баллов «расцветёт во всей красе» лишь к 2024 году. К этому моменту обязательным условием для выхода на пенсию станет наличие минимум 30 баллов, 15 лет трудового стажа, а также достижение пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 – для мужчин). Время с 2015 по 2024 год объявлено переходным периодом, в течение которого «балльная» и стажевая планки будут ниже. Так, необходимый стаж, который сейчас составляет 5 лет, каждый год будет увеличиваться на 12 месяцев, а число баллов «стартует» с цифры 6,6 в 2015 году и тоже будет постепенно расти. Отметим, что тем, кому на момент достижения пенсионного возраста стажа или баллов по каким-то причинам не хватит, может быть назначена социальная пенсия, размер которой в конце этого года составлял 6,9 тыс. рублей7. Государство борется с проблемой выплаты части зарплаты во многих предприятиях в конвертах и перечисления пенсионных страховых взносов не в полном объеме. 

Только после выработки единого решения, оцененного экспертами, прошедшего критику со всех сторон, следует принимать решения о дальнейших шагах по изменению будущего нашей пенсионной системы.

 

1.3. Реформирование  пенсионной системы на современном этапе развития

 

Пенсионное обеспечение представляет собой важнейший финансовый инструмент социальной защиты граждан. Социальная защита как важнейший механизм реализации социальной политики основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку реальные возможности реализации его прав, в том числе социально-экономических прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано российским законодательством. Так в Конституции Российской Федерации Россия определяется как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В нем «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб»8.

Появление понятия «социальная защита» имеет определенную логику развития и неразрывно связано с такими понятиями как «социальное страхование» и «социальное обеспечение» (рис. 1.). 

Важнейшим видом социальной защиты населения и ее организационно-правовой формой социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Потребность граждан в пенсионном обеспечении и его значительное влияние на политические, и общественные процессы определяет политику государства в сфере социального обеспечения своих граждан.

Кроме того, существует значительная неопределенность по поводу изменения во времени ряда других важных факторов, влияющих на финансовую обеспеченность пенсионных систем, объемы и полноту уплаты страховых взносов по ряду категорий плательщиков взносов (теневой рынок труда, льготные режимы налогообложения и т.д.), состояние экономики, соотношение динамики заработной платы и инфляции.

 

 


 


 


 

 

 


 


 

 


 

Рисунок 1 - Логика развития понятия «социальная защита»

 

Пенсионная реформа 2001г. не привела к позитивным изменениям. Методы ее осуществления не оправдали себя: более того, возник «эффект двойного бремени», когда фиксированный объем пенсионных взносов направляли на выплату пенсии нынешним пенсионерам обеспечение накоплений для будущих пенсионеров. Мировая практика не знает примеров успешного перехода к подобной системе. Провал пенсионной реформы был вынужден признать в начале 2007 г. инициатор пенсионных новаций Зурабов.

Пенсии, которую выплачивало государство в 2007-2008 гг., в большинстве случаев хватало на обеспечение биологического существования.

Несмотря на проводящуюся реформу, современная пенсионная система по-прежнему даёт гигантскую нагрузку на систему оплаты труда и страховых взносов, поскольку Россия входит в число пятнадцати стран с самыми высокими ставками взносов, из-за чего происходит ослабление налогооблагаемой базы.

Причиной затруднений при осуществлении пенсионной реформы также считают её перегруженность большим числом обязательств, часто не оправданных ни экономически, ни социально.

Нельзя не учитывать и неблагоприятные долгосрочные демографические тенденции. Из трудоспособного возраста выбывает намного больше граждан, чем входит в него. К этому можно добавить невысокую продолжительность жизни населения, особенно мужчин. Люди, родившиеся после войны, в 2005 году начали уходить на пенсию. На смену им прийти некому – в девяностые годы рождаемость снизилась в два раза. Полумеры в сложившейся ситуации не помогут. Не изменив самих принципов действия пенсионной системы, можно дождаться серьезных экономических потрясений.

Существуют и другие проблемы на рынке пенсионного страхования. К ним можно отнести отсутствие адекватного пенсионного обеспечения представителей среднего класса, граждан с высокими заработками, которые сегодня составляют примерно 25–30% трудоспособного населения. Прогнозы показывают, что к 2030 году в России их будет примерно 50%. Снижение коэффициента замещения для них неизбежно приведет либо к падению их экономической и социальной активности, либо к использованию ими архаичных способов замещения утраченного в старости заработка, таких как сдача квартир в наем, «накопления в наволочку» или в «кубышку».

В 2008 г. было разработано сразу несколько концепций реформирования пенсионной системы, авторами которых стали Министерство финансов, Министерство здравоохранения и социального развития, Институт современного развития (табл.2.)9

Одной из возможных перспектив развития пенсионной системы в России, не популярных в российском обществе, является повышение пенсионного возраста.

Аргументация этого шага заключается в том, что во всем мире планка выхода на пенсию существенно выше российской, а в стране продолжается снижение численности экономически активного населения и одновременное увеличение количества пенсионеров.

В нашей стране низкий пенсионный возраст, в тоже время, стандартный возраст предоставления пенсий в среднем по развитым странам составляет 65 и 63 года, соответственно, для мужчин и женщин, по выборке формирующихся рынков в среднем он равен 63 и 60 лет (Табл. 3). Кроме того, по мнению авторов этого варианта 55-летние женщины и 60-летние мужчины еще полны сил и обижаются, когда их выпроваживают на пенсию. Повышение пенсионного возраста служит распространенной реакцией на старение населения. За последние 20 лет он был повышен в Аргентине, Венгрии, Германии, Италии, Турции, Чехии, Японии и др. В ряде стран, включая Великобританию, Грецию, Италию, Францию, США, также были приняты аналогичные решения.

Вместе с тем, приведение зарубежных показателей пенсионного возраста в качестве примера для нашей страны не вполне корректно, по крайней мере, для мужчин. Ведь соотношение предлагаемого пенсионного возраста в 63 года и средней продолжительности жизни российских мужчин в 64 года очень незначительно.

Таблица 2. - Варианты реформирования пенсионной системы

В

Минфин

Минздрав-соцразвития

Институт современного развития

1. Оставить ЕСН с повышением  ставки до 29% к 2020 г.

2. Повысить нижний предел регрессивной  шкалы с 280 тыс.

рублей до 1,1 млн. рублей.

3. Увеличить на 3% подоходный налог  для лиц моложе 1967 г. для пенсионных  накоплений.

4. Постепенно увеличить возраст  выхода на пенсию до 62,5 года.

1. Оставить ЕСН и увеличить  ставку на необходимую величину.

2. Отменить регрессивную шкалу  налогообложения.

3. Установить предел облагаемого  заработка в 135% от среднего по  стране.

4. Продлить более чем на 10 лет  программу государственного софинансирования.

1. Оставить ЕСН по действующей  ставке в 26%.

2. Повысить нижний предел регрессивной

шкалы налогообложения до $1000 в месяц.

3. Из 20 п.п. ЕСН 6 п.п. направлять в ПФР, а не в бюджет, увеличить до 8—12% отчисления на накопительную часть пенсии.

4. Для начинающих работать после 2010 г. отправлять на накопительную  часть пенсии 15 п.п. из 20 п.п. ЕСН.


 

 

Еще сильнее от требований, принятых в других странах, отличается минимальный российский стаж для назначения трудовой пенсии. В России до недавнего времени он составлял 5 лет, тогда как в некоторых странах достигает 44 лет, а в среднем по приведенной выборке равен примерно 20 годам (Табл. 4).

Поэтому Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации планируется доведение нормативной продолжительности страхового (трудового) стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств работающих граждан - до 35 лет.

Предполагается, что новый этап реформы позволит гражданину накопившему 35 лет нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МРОТ.

 

Таблица 3 - Стандартный пенсионный возраст и средняя продолжительность жизни в России и странах мира (лет)

 

 

Страна                                              

Стандартный возраст выхода на пенсию (в 2014 г.)

Средняя продолжительность жизни (2014 г.)

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Развитые страны

Великобритания

68

60

76

81

Греция

65

60

76

82

Германия

67

67

76

82

Испания

65

65

76

83

Италия

67

60

77

83

Франция

67

65

78

84

США

65

65

75

81

Япония

70

70

79

85

В среднем по выборке развитых стран

66,7

64

76,6

82,6

Формирующиеся рынки

Россия

60

55

64

75

Аргентина

65

60

72

80

Бразилия

65

60

69

76

Венесуэла

60

55

70

76

Венгрия

62

62

69

77

Мексика

65

65

73

79

Польша

65

60

74

79

Турция

60

58

70

75

Чехия

62

60

73

79

Чили

65

60

74

80

ЮАР

65

60

43

42

Южная Корея

60

60

78

80

В среднем по развивающимся странам (без РФ)

 

63,1

 

59,9

 

69,5

 

74,8


 

Таблица 4. Требования к стажу для получения трудовой пенсии в различных странах

 

 

Страна                                                                                       

Требования к стажу

мужчины

женщины

 

Развитые страны

Великобритания

44

39

Греция

12

12

Германия

5

5

Испания

15

15

Италия

18

18

Франция

40

40

США

10

10

Япония

25

25

В среднем по выборке развитых стран

21,2

20,5

 

Формирующиеся рынки

Россия

5 (35)

5 (35)

Аргентина

30

30

Бразилия

15

15

Венесуэла

14

14

Венгрия

15

15

Мексика

24

24

Польша

25

20

Турция

20

20

Чехия

10

10

Чили

10

10

ЮАР

-

-

Южная Корея

20

20

В среднем по выборке формирующихся рынков (без России)

18,3

17,8

Информация о работе Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы