Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………6
1.1. Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы……..6
1.2. Этапы реформирования пенсионной системы России……………...9
1.3. Реформирование пенсионной системы на современном этапе развития…………………………………………………………………………..21

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………….…………………………..34
2.1. Организационно-правовая характеристика ГУ-ОПФР по КЧР…..34
2.2. Порядок осуществления пенсионного обеспечения в КЧР………..42
2.3. Пенсионный калькулятор при расчете новой пенсионной формулы………………………………………………………………………….64

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ……………………………….....72
3.1. Развитие пенсионных реформ……………………………………….72
3.2. Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы ……………………………………………...85

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………….92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……

Файлы: 1 файл

РЕФОРМА ДИПЛОМ.docx

— 310.53 Кб (Скачать файл)

 

 

Главная задача калькулятора - разъяснить новый порядок формирования пенсионных прав и расчета пенсии.

 

 

 

 

Таблица 15 - Условия назначения страховой пенсии

 

Год

Минимальный стаж (количество лет)

Минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов для возникновения права на страховую пенсию

Максимальное значение годового балла

При выборе тарифа на накопительную пенсию

0 %

При выборе тарифа на накопительную пенсию 6 %

015

6

6,6

7,39

4,62

2016

7

9

7,83

4,89

2017

8

11,4

8,26

5,16

2018

9

13,8

8,70

5,43

2019

10

16,2

9,13

5,71

2020

11

18,6

9,57

5,98

2021

12

21

10

6,25

2022

13

23,4

10

6,25

2023

14

25,8

10

6,25

2024

15

28,2

10

6,25

2025

15

30

10

6,25


 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ

 

 

3.1. Развитие пенсионных  реформ

 

 

В конце 2013 года был принят комплекс новых для пенсионной системы законов, которые определили ее правовое поле. Традиционно, с точки зрения законодательного регулирования пенсионная отрасль остается одной из самых динамично развивающихся отраслей, одна реформа сменяет другую, изменения в пенсионной системе стали уже привычными для ее участников. Почему возникает необходимость реформировать пенсионную отрасль? В чем причина столь частых пенсионных реформ?

Попытаемся разобраться, обратившись к истории развития пенсионной системы, начиная с истоков.

Пенсионные реформы являются следствием кризиса пенсионных систем. Причины кризиса имеют каждый раз свою специфику. В настоящее время кризис носит экономико-политический характер и имеет демографические наслоения. С подобным кризисом столкнулась не только Россия, в мире наблюдается общая тенденция, связанная с обострением демографических проблем, однако каждое государство предпочитает решать вопросы пенсионного обеспечения по-своему, происходит формирование различных моделей пенсионных систем.

Если проанализировать мировую практику, то в течение XIX - XX вв. сформировалось два базисных теоретико-методологических подхода, которые отражали разные модели пенсионного обеспечения12.

Первая модель предусматривала необходимость обеспечения минимальных государственных гарантий уровня дохода участников пенсионной системы, вторая была нацелен на обеспечение гарантий  сохранения дохода застрахованным работником, сопоставимого с его предпенсионным уровнем за счет резервирования определенной части заработной платы.

Если представить природу реформ пенсионной системы России как частного случая в теории эволюции пенсионных систем мира, придем к вполне логичному выводу о том, что, в целом, существуют схожие причины, способствующие проведению реформ и становлению нового этапа в развитии пенсионирования. В каждом случае будет иметь место некая специфика, но базовые предпосылки реформ остаются неизменными. Времена меняются, проблемы пенсионных систем остаются прежними...

В России зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I. Первыми пенсионное обеспечение получили морские офицеры. Государство в Российской империи обеспечивало пенсиями только военнослужащих и государственных служащих. Члены их семей получали пособие по потере кормильца. В 1827 году с принятием Общего устава о пенсиях и единовременных пособиях впервые было узаконено право на пожизненную пенсию, размер которой определялся сроком службы, чином, должностным разрядом. Существовали положения о льготных пенсиях. Основная часть расходов  покрывалась за счет средств казны.

При Александре III было принято решение оставить под опекой государства лишь тех, кто не мог позаботиться о себе самостоятельно, были образованы пенсионные капиталы при различных ведомствах.

Необходимо отметить, что уже тогда, на этапе формирования российской пенсионной системы проявлялись проблемы, свойственные современной российской пенсионной системе. Так, в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 году - уже на 2,5 служащих, а в 1868 году - на одного служащего. Уже тогда Россия столкнулась с высоким финансовым бременем, создаваемым посредством перераспределительного механизма, когда пенсионные выплаты формируются за счет доходов работающих.  Государство вынуждено сокращать число получателей пенсионного обеспечения (например, путем увеличения пенсионного возраста), уменьшать размеры выплат, искать альтернативные источники формирования доходов получателей пенсий (дополнительное пенсионное обеспечение). Таким образом, попытки сделать пенсионное страхование всеобщим не привели к созданию эффективной пенсионной системы в дореволюционной России. Веденное в 1912 году социальное страхование для всех рабочих оказалось ничтожным по своему размеру.

Изначально были выработаны два пути социальной защиты рабочих и служащих. Один из них предполагал страховое начало (вариант добровольных взносов самих рабочих, а также вариант принудительного страхования с участием рабочих, предпринимателей и государства), другой - обеспечение за счет государства. Однако  выработанные западными странами принципы социального страхования были неприемлемы  в условиях российской действительности тех лет.

Тем не менее, в 60-х годах XIX века появились первые законодательные акты о защите наемных работников (Закон "О вспомогательных товариществах при казенных горных заводах" 1861 года). Появились и первые элементы добровольного пенсионного страхования, основанные на накопительном механизме с инвестированием средств, накапливаемых на лицевых счетах будущих пенсионеров и реализованные через систему страховых пенсионных и эмеритальных касс, которые создавались крупными промышленными предприятиями и их объединениями. Взносы в такие кассы делали работодатели и работники.

У всех эмеритальных касс существовал один большой недостаток - отсутствие финансовой стабильности. В основу расчетов пенсионных обязательств таких касс были положены страховые начала. Однако, по факту, пенсии назначались в определенном отношении к заработной плате служащего или в зависимости от чина и должности. Резерв на покрытие дефицита отсутствовал, доходы изменялись в зависимости от количества участников и размера их зарплат. Расходы зависели от количества пенсионеров, их должностей, семейного положения. Поэтому система не всегда оказывалась сбалансированной.

Следует отметить, что проблема несбалансированности пенсионной системы остается актуальной и в наши дни.

В советский период  заботу о малообеспеченных и нетрудоспособных категориях населения государство полностью берет на себя. Сформирована система пенсионного страхования с разного уровня органами. В 1924 году была принята первая Конституция СССР, согласно которой социальное страхование распространялось на всех без исключения рабочих и служащих. Взносы в систему уплачивались предприятиями и учреждениями.

В 1938 году в Советском Союзе было решено средства социального страхования включить в состав единого государственного бюджета. Действовавшие до этого страховые принципы исчезли, было внедрено распределение средств государственного бюджета по остаточному принципу.  Сохранилась система уплаты страховых взносов, которая позже была дифференцирована по отраслям, что создавало некую видимость социального страхования.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на сложности военного времени, осуществлялась программа помощи пенсионерам, инвалидам и детям.

В послевоенные годы, в период переориентации на нужды мирного времени, система пенсионного обеспечения получила дальнейшее развитие, в 80-е годы она охватила широкие слои населения, вся деятельность по социальному обеспечению была замкнута на государство. Система пенсионного обеспечения являлась уравнительной. Несмотря на то, что размер страховых тарифов был утвержден в диапазоне от 4,4 до 14 % фонда заработной платы, тарифы только имитировали систему социального страхования и далеко не в полной мере определялись опасностью или вредностью производства.

В пенсионной системе накопилось достаточно социальных и экономических проблем, что привело к необходимости ее реформирования  на базе внедрения страховых принципов, признанных западными странами.

Политическое решение о реформировании системы пенсионного обеспечения и коренного обновления пенсионного законодательства было принято апрельским Пленумом ЦК КПСС 1985г. С тех пор начали происходить изменения в системе социального страхования. Были приняты постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 15.08.1990г. № 818 "Об организации Пенсионного фонда СССР" и № 827 "О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение" с созданием Фонда социального страхования СССР. Аналогичные решения были приняты во всех союзных республиках, и созданы соответствующие фонды. Началось развитие пенсионного страхования в направлении устранения недостатков и пороков бывшей нестраховой пенсионной системы и широкого внедрения страховых принципов.

В 1987 г. Совет Министров СССР  совместно с ВЦСПС принял постановление "О введении добровольного страхования дополнительной пенсии для рабочих, служащих и колхозников". Страховой фонд формировался в равных долях за счет личных взносов страхователей и средств государственного бюджета СССР.

После распада СССР началось формирование современной пенсионной системы России.

В 1990 году был образован Пенсионный фонд РФ, и с этого момента пенсионная система РФ стала официально считаться страховой. В Указе Президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" были сформулированы правовые и организационные принципы создания и деятельности НПФ. В 1995 году был определен порядок регистрации и лицензирования НПФ. 7 мая 1998 года был принят Федеральный Закон № 75 "О негосударственных пенсионных фондах", регулирующий деятельность НПФ, который систематизировал разрозненные нормы, существовавшие к тому моменту,  а также накопленный практический опыт.

Персонифицированный учет начал использоваться в тестовом режиме для назначения пенсий (в 2000 году им были охвачены все работающие жители страны).

Этап развития пенсионной системы РФ, имевший место после распада СССР в условиях непростой экономической ситуации, характеризуется попыткой государства переложить большую часть ответственности в части пенсионного обеспечения на самого будущего пенсионера. Были созданы институты, сформированы механизмы, обеспечено правовое поле. Велась пропаганда активной позиции граждан в отношении их будущего и персональной ответственности гражданина за будущую пенсию.

Первая пенсионная реформа началась 1992-1997 годов была направлена на создание корпоративных пенсионных систем и негосударственных пенсионных фондов.

В 1998 году негосударственные пенсионные фонды испытали на себе кризисные явления в экономике страны, но кризис был недолгим, фонды достаточно быстро оправились от него, доказав свою устойчивость.

Последние 20 лет проблемы пенсионного обеспечения во всем  мире заметно обострились, что связано с демографическими, и политическими факторами, которые  не всегда учитывались при проведении пенсионных реформ в прошлом. В большинстве стран увеличение продолжительности жизни граждан происходило одновременно с сокращением рождаемости.

 Эффект «старения населения»  породил основную проблему увеличения коэффициента нагрузки  в пенсионной системе России на трудоспособное население. В условиях недостаточно быстрого экономического роста, при тенденции сокращения доли работающих, «стареющие» страны столкнулись с трудностями в части выплат пенсий своим пожилым гражданам.

Повышение продолжительности жизни и спад рождаемости, различные льготы и механизмы досрочного выхода на пенсию нанесли удар по государственным бюджетам и обусловили необходимость поиска выхода из сложившегося положения. Тенденция демографического старения сделала нежизнеспособными прежние системы пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе. Проводимые реформы сводились к снижению доли распределительной системы и увеличению доли накопительной. Однако любые изменения в пользу завтрашнего дня сказываются на положении сегодняшних пенсионеров, составляющих основную массу электората. Социальное недовольство, связанное с сокращением размера выплат, увеличением пенсионного возраста, отказом от льгот, повышением взносов в пенсионные фонды – обратная сторона медали любой реформы, которая является существенным аргументом в пользу устаревшей системы – распределительной.

Информация о работе Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы