Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В экономическом плане основная дискуссия разворачивается вокруг двух ключевых вопросов: необходимости увеличения пенсионного возраста и целесообразности сохранения накопительной части пенсионных отчислений. При этом предъявляемые аргументы в основном базируются на расчетах, связывающих текущую демографическую ситуацию в стране с будущими размерами пенсий. Однако демографическая ситуация обладает значительной инерцией, поэтому поступления в пенсионную систему (особенно в долгосрочной перспективе) в большей степени зависят от развития экономики, ее возможностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………6
1.1. Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы……..6
1.2. Этапы реформирования пенсионной системы России……………...9
1.3. Реформирование пенсионной системы на современном этапе развития…………………………………………………………………………..21

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………….…………………………..34
2.1. Организационно-правовая характеристика ГУ-ОПФР по КЧР…..34
2.2. Порядок осуществления пенсионного обеспечения в КЧР………..42
2.3. Пенсионный калькулятор при расчете новой пенсионной формулы………………………………………………………………………….64

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ……………………………….....72
3.1. Развитие пенсионных реформ……………………………………….72
3.2. Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы ……………………………………………...85

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………….92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……

Файлы: 1 файл

РЕФОРМА ДИПЛОМ.docx

— 310.53 Кб (Скачать файл)

Россия, как и многие европейские страны, столкнулась с демографическими проблемами.  На стыке 2001-2002 года в нашей стране началась пенсионная реформа, целью которой был переход от распределительной пенсионной системы к смешанной модели пенсионного обеспечения. Новый формат пенсионной системы включил в себя: государственное пенсионное обеспечение, формируемое за счет общих налогов и обеспечивающее унифицированные по размерам и условиям получения пенсии; обязательную накопительную и страховую систему и негосударственное пенсионное обеспечение. К 2025 году планировалось увеличить долю накопительного компонента до 41,5%.

Размер будущей пенсии стал зависеть от суммы уплаченных страховых взносов, введена обязательная накопительная часть пенсии, поскольку распределительная система уже не могла справляться с растущей нагрузкой в долгосрочной перспективе.

В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договоры обязательного пенсионного страхования (ОПС), а граждане получили право распоряжаться накопительной частью своей пенсии, то есть выбирать НПФ или УК для инвестирования пенсионных накоплений.

В 2008 году негосударственные пенсионные фонды столкнулись с последствиями экономического кризиса, который обнажил несовершенства системы, в том числе связанные с отсутствием гарантий сохранности пенсионных активов. С 2008 года запущена программа государственного софинансирования накопительной части пенсии.

В 2010 году единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы, базовый размер пенсии вошел в страховую часть, была проведена переоценка пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время (валоризация) и утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера. Пенсионная система обременилась фактически невыполнимыми в новых условиях обязательствами.

Спустя более 10 лет после реформы 2002 года, выяснилось, что в существующую систему необходимо вносить коррективы.

В мае 2012 года вышел указ президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором Правительству РФ было поручено разработать проект «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы», предусмотрев механизмы увеличения размера пенсии гражданам, выразившим желание работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования».

Основная причина назревших изменений – нехватка средств для текущих выплат пенсий. Ряд экспертов выступал за повышение пенсионного возраста, способное изменить соотношение плательщиков взносов и получателей пенсий. Однако руководство страны не пошло по столь непопулярному пути  и обратилось к поиску иных источников средств для выплат пенсий сегодняшним пенсионерам.

В 2013 году увеличился тариф за работников, занятых во вредных производствах, возрос тариф страховых взносов для самозанятого населения.

28 декабря 2013 года Президентом  Российской Федерации был подписан  комплекс законов, определяющих  новую структуру пенсионной системы  страны:

- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной  пенсии»;

- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании  прав застрахованных лиц в  системе обязательного пенсионного  страхования Российской Федерации  при формировании и инвестировании  средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении  выплат за счет средств пенсионных  накоплений»;

- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О негосударственных  пенсионных фондах» и отдельные  законодательные акты Российской  Федерации».

Ранее, 4 декабря 2013 года, был подписан Федеральный закон № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения». 
Среди законодательных новаций стоит выделить следующие: 
1) ликвидация обязательности накопительной компоненты пенсии;  
2) введение новой формулы для расчета пенсии; 
3) введение системы гарантирования пенсионных накоплений; 
4) акционирование негосударственных пенсионных фондов (НПФ); 
5) изменение наименования пенсии и ее структуры;  
6) «замораживание» в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) перечисления средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, выбравших НПФ, до вступления фондов в систему гарантирования средств пенсионных накоплений.

Изначально гражданам, родившимся после 1966 года, предложили до 1 января 2014 года сделать выбор: или оставить 6% на формирование накопительной части пенсии, или согласиться на ее сокращение втрое - до 2% (для «молчунов»). Однако уже в сентябре 2013 года была предложена схема с обнулением пенсионных накоплений (в части новых взносов) для «молчунов».

Возможно, именно по причине необходимости выбора гражданами тарифа отчислений на накопительную часть пенсии в 2013 г. Пенсионный фонд России (ПФР) получил рекордное количество заявлений от граждан о переводе пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании — 18,1 млн., почти половина из которых, к сожалению, была «забракована».

Граждане до конца 2015 года еще могут выбрать вариант своего пенсионного обеспечения. Для вновь вступающих в трудовую деятельность этот срок составит 5 лет (или до достижения возраста 22 лет).

Была введена новая пенсионная формула для расчета обязательств по выплатам страховой пенсии. Расчет обязательств в новой формуле осуществляется не в рублях, а в условных единицах – баллах, стоимость которых будет зависеть, в том числе, от наполняемости бюджета ПФ РФ.  Таким образом, новая формула позволит сбалансировать бюджет Пенсионного фонда, фактически, за счет замены безусловных обязательств государства некими условными обязательствами, которые зависят от слабо просчитываемых, практически, субъективных факторов. В соответствии с новой пенсионной формулой возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин - 60 лет; для женщин - 55 лет. Назначение страховой пенсии предусмотрено:- при наличии не менее 15 лет страхового стажа; - при величине индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Увеличение минимального стажа будет постепенным – в 2015 году начнется 10-летний переходный период. Каждый год минимальный стаж (в настоящее время 5 лет) будет увеличиваться на год, т.е. в 2015 году он составит 6 лет, в 2016 году – 7 и т.д.

Был введен мораторий на поступление средств пенсионных накоплений страховщикам, до тех пор, пока они не войдут в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений. Для НПФ появилось дополнительное требование по акционированию. Предложенные меры были заявлены как меры, направленные на снижение рисков пенсионной системы, однако у экспертов до сих пор остается ряд вопросов, направленных  на понимание логики принятых мер (например, «почему система гарантирования не вводилась ранее, несмотря на то, что средства пенсионных накоплений поступали в НПФ и УК с 2003 года и инициативы создания страховых резервов под накопления поступали от участников рынка и ранее (вопрос создания гарантий в системе ОПС был особенно актуален в периоды экономических кризисов)?; или: «каким образом акционирование НПФ обеспечит прозрачность и большую безопасность с точки зрения клиента»). Какими будут ответы на данные вопросы - покажет время. Однако,  меру по отнесению накоплений 2014 года в распределительную систему, некоторые эксперты пенсионного рынка до сих пор считают фактом неправомерного использования средств, подчеркивая, что «создание прецедента по переводу пенсионных накоплений в распределительную систему приведет к негативным последствиям, в том числе по причине подрыва доверия россиян к отечественной пенсионной системе.  А «замораживание» накоплений может лишить российский фондовый рынок «подушки безопасности», в зоне риска окажутся в первую очередь рынок государственного внутреннего долга и сектор корпоративных облигаций. Это также может привести к росту ставок на депозиты в российских банках, и, как следствие, увеличению процентных ставок по кредитам промышленному сектору, что спровоцирует экономическую стагнацию»13.

Эксперты предрекают реформе 2013 года недолгую жизнь, при этом имеют место опасения, что дальнейшее развитие системы может пойти в сторону отказа от накопительных принципов системы с переходом к устаревшим уравнительным принципам распределительной системы.

Однако проблемы в пенсионной системе невозможно решить путем простого отказа от накопительной системы.  Так или иначе, остается нерешенной демографическая проблема, связанная со старением населения, по причине которой и вводился накопительный элемент. Солидарно-распределительная система в чистом виде в случае таких демографических диспропорций работать не будет. Таким образом, комбинированная система остается наиболее приемлемым вариантом в условиях российской действительности. При этом для развития пенсионной системы необходимо работать над деталями. Институты уже сформированы, возможно, есть смысл задаться вопросом, о том, насколько они необходимы и достаточны?  Не являются ли они избыточными? Могут ли, например, НПФ управлять пенсионными активами (в том числе пенсионными накоплениями) не менее эффективно, чем управляющие компании, которые сегодня являются обязательными звеньями в цепи?

Необходимо работать над инструментами инвестирования и принципами регулирования для обеспечения приемлемого уровня доходности – ключевого фактора успеха накопительного элемента пенсионной системы. Доходность должна обеспечивать реальную сохранность пенсионных активов (с учетом уровня инфляции).

Если в современных условиях при высокой вероятности  роста инфляции, низких темпах прироста ВВП, возможного усложнения сбыта природных ресурсов по политическим причинам, УК не дадут ощутимого результата, возможна дискредитация системы обязательного пенсионного страхования, подрыв доверия граждан к финансовым институтам и государству.

Таким образом, выбор инструментов инвестирования и определение принципов регулирования рынка на современном этапе имеют принципиальное значение. Важно не ошибиться при выборе направлений приложения усилий в этом вопросе. Не все обсуждаемые сегодня инструменты, предназначенные для работы с пенсионными активами (в том числе инфраструктурные продукты), могут оказаться эффективными. Необходим тщательный анализ с привлечением специалистов.

В цивилизованном мире, так или иначе, государство принимает на себя решение вопросов, связанных с обеспечением нетрудоспособных граждан пожилого возраста. Эффективная работа системы обязательного пенсионного страхования возможна только при устойчивом экономическом положении государства. Поэтому вполне резонной выглядит ответственность самого государства за сохранность определенной части накоплений, инвестированных в государственные обязательства.

Планомерное развитие созданной системы без стрессов и кардинальных изменений должно стать приоритетом, для сохранения доверия населения всей пенсионной системе и государству в целом.

 

3.2. Специфические  проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы

 

Главным вызовом и трудноразрешимой проблемой для российской пенсионной системы является деформация структуры расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, вследствие значительного количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного возраста.

Правовой институт досрочных пенсий, связан с презумируемой утратой профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) вследствие длительного неблагоприятного воздействия на организм человека:

различного рода факторов производственной среды, связанных с постоянной повышенной эмоциональной и психологической нагрузкой и высокой степенью ответственности за результаты труда (отдельные категории медицинских, педагогических и творческих работников);

медико-биологических и социальных особенностей развития и региональных условий проживания (многодетные матери, родители детей-инвалидов, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению, лилипуты, диспропорциональные карлики, лица, длительное время проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Численность получателей досрочных пенсий в настоящее время достигла 34% от числа пенсионеров по старости (10,5 млн. чел.) и продолжает расти, увеличивая нестраховое бремя расходов ПФР.

Форма собственности предприятий, на которых работают указанные лица, в ходе рыночных преобразований изменилась с государственной на частную (или смешанную), но льготы по выходу на пенсию сохранились за счет государства, а не собственника. В результате государство фактически субсидирует новым собственникам привлечение работников в неблагоприятные производственно-технологические и климатические условия.

Наличие огромного числа получателей досрочных (льготных) пенсий по условиям труда, факторам производственной среды, медико-биологическим и социальным особенностям развития и региональным условиям проживания усугубляется большим объемом накопленных, в силу ранее действовавшего законодательства, «нестраховых» государственных обязательств, которые в рыночных условиях не обеспечены адекватными страховыми источниками финансирования.

В целом в настоящее время 44,3% (15,8 млн. чел.) получателей трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст не влияет, включая: 10,5 млн. чел. – получатели досрочных пенсий по старости (в том числе работники, занятые на работах с тяжелыми и опасными условиями труда – 2,7 млн. чел.; лица, работавшие в районах Крайнего Севера – 2,5 млн.чел.; работники, занятые на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – 1,98 млн. чел.), а также 3,9 млн. чел. – получатели пенсий по инвалидности и 1,7 млн. чел. – получатели пенсий по случаю потери кормильца.

Информация о работе Специфические проблемы построения и перспективы развития российской пенсионной системы