Налоговая система РФ проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Другая особенность экономической реформы в России заключается в повышении роли хозяйствующих субъектов и усиление государственного контроля за деятельностью предпринимательской сферы.
Цель данной работы – раскрыть налоговую систему России, проблемы и перспективы развития.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы налоговой системы РФ 5
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 5
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации 8
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы 15
Глава 2 Анализ налоговой системы РФ 23
2.1 Недостатки налоговой системы РФ 23
2.2 Пути совершенствования налоговой системы РФ 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

Налоговая система РФ проблемы и перспективы развития.docx

— 75.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Основы налоговой системы РФ 5

1.1. Сущность  налогов и их роль в экономике  государства 5

1.2 Характеристика  налоговой системы Российской  Федерации 8

1.3 Подходы  к определению эффективности  современной налоговой системы 15

Глава 2 Анализ налоговой системы РФ 23

2.1 Недостатки  налоговой системы РФ 23

2.2 Пути совершенствования  налоговой системы РФ 27

Заключение 29

Список используемой литературы 31

Приложения 32

 

 

Введение

Данная тема сложна, интересна  и в то же время важна, потому что  одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства  является обеспечение устойчивого  сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Взимание налогов  - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические  преобразования в современной России и реформирование отношений собственности  существенно повлияли на реализацию государством своих экономических  функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических  отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надёжности государственных  гарантий свободы, обоснованности и  стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создаёт угрозу экономической  безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствует кризис неплатежей, падение объёмов производства, инфляция и другое.

Особенность реформирования экономики в России такова, что  налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать  без соответствующего правового  обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Другая особенность  экономической реформы в России заключается в повышении роли хозяйствующих субъектов и усиление государственного контроля за деятельностью  предпринимательской сферы.

Цель данной работы –  раскрыть налоговую систему России, проблемы и перспективы развития.

 

Глава 1. Основы налоговой  системы РФ

1.1. Сущность налогов и  их роль в экономике государства

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов  доходов, а так же за счёт безвозмездных  и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и  других платежей, а также права, обязанности  и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в  бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная  функция);

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция);

3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при  всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего  расходов государства.

Все налоги содержат следующие  элементы:

- объект налога – это  имущество или доход, подлежащие  обложению;

- субъект налога –  это налогоплательщик, т.е. физическое  или юридическое лицо;

- источник налога –  т.е. доход, из которого выплачивается  налог;

- ставка налога – величина  налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота –  полное или частичное освобождение  плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и  имущество: подоходный налог и налог  на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том  числе налоги на собственность], включая  землю и другую недвижимость; налог  на перевод прибыли и капиталов  за рубеж и другие. Они взимаются  с конкретного физического или  юридического лица, их называют прямыми  налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота  – в большинстве развитых стран  заменен налогом на добавленную  стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Это – косвенные  налоги. Они частично или полностью  переносятся на цену товара или услуги.

Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно- правовой формы  предприятия. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых  в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов  и налоговый контроль.

1.2 Характеристика налоговой  системы Российской Федерации

Созданная в Российской Федерации  налоговая система по своей общей  структуре и по перечню налоговых  платежей в основном соответствует  системам налогообложения в странах  с рыночной экономикой.

Первая, общая часть НК регламентирует важнейшие положения налоговой  системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и  отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с  налогоплательщиками и их агентами.

Это общая часть, которая регламентирует важнейшие положения налоговой  системы России, в частности перечень действующих налогов и сборов в России, порядок их введения и  отмены, а также весь комплекс вопросов взаимоотношений государства с  налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 года вступила в действие вторая часть Налогового кодекса, которая  регламентирует вопросы конкретного  применения основополагающих налогов. В настоящее время работа над  второй частью Налогового кодекса практически  завершена.

Итак, дадим характеристику основных элементов налоговой системы  Российской Федерации на современном  этапе.

Элементами, характеризующими налоговую  систему как таковую, являются:

1) виды налогов, законодательно  принятые в государстве органами  законодательной власти соответствующих  территориальных образований.

На территории нашей страны взимают  три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным  налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях  соответствующих субъектов РФ. В  настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. В настоящее  время к местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических  лиц.

Специальные налоговые режимы:

- система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

- система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

Федеральные, региональные и местные  налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы  в соответствии с принятыми  в государстве законами.

Субъектами налога в РФ являются организации (юридические лица) и  граждане (физические лица), на которых  в соответствии с законодательством  возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики  и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

Налогоплательщики и плательщики  сборов, в соответствии со статьей 21 НК РФ, имеют следующие права:

- получать по месту своего  учета от налоговых органов  бесплатную информацию (в том  числе в письменной форме) о  действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии  с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и  уплаты налогов и сборов, правах  и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц, а также  получать формы налоговой отчетности  и разъяснения о порядке их  заполнения;

- получать от Министерства финансов  Российской Федерации письменные  разъяснения по вопросам применения  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах, от финансовых  органов в субъектах Российской  Федерации и органов местного  самоуправления - по вопросам применения  соответственно законодательства  субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах и нормативных  правовых актов органов местного  самоуправления о местных налогах  и сборах;

- использовать налоговые льготы  при наличии оснований и в  порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный  налоговый кредит в порядке  и на условиях, установленных  НК РФ;

- на своевременный зачет или  возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов,  пени, штрафов;

- представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам  и их должностным лицам пояснения  по исчислению и уплате налогов,  а также по актам проведенных  налоговых проверок;

- присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой  проверки и решений налоговых  органов, а также налоговые  уведомления и требования об  уплате налогов;

- требовать от должностных лиц  налоговых органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных  органов и их должностных лиц,  не соответствующие НК РФ или  иным федеральным законам;

- обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов,  иных уполномоченных органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

- требовать соблюдения налоговой  тайны;

- требовать в установленном  порядке возмещения в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов  или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и другие  права, установленные действующим  налоговым законодательством.

Налогоплательщики обязаны:

- уплачивать законно установленные  налоги;

- встать на учет в налоговых  органах, если такая обязанность  предусмотрена НК РФ;

- вести в установленном порядке  учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если  такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах;

Информация о работе Налоговая система РФ проблемы и перспективы развития