Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:04, курсовая работа
В ходе написания курсовой работы должны быть решены следующие задачи:
изучить методический инструментарий экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
провести анализ финансовых результатов от реализации продукции животноводства ОАО «Золотые луга»
определить степень влияния факторов на изменение финансовых результатов от реализации продукции животноводства различными методами
Оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
П=VРПi х (Цi- Сi)
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:
∆Пvрп=(VРП1-VРП0) х (Ц0-С0)
∆Пц= (Ц1-Ц0) х VРП1
∆Пс=-(С1-С0) х VРП1 [18, с. 120].
Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.
Методика расчета влияния факторов способом цепных подстановок:
Rзi=Цi/Сi-1
R0=(Ц0-С0)/С0
Rусл=(Ц1-С0)/С0
R1=(Ц1-С1)/С1
Общее изменение рентабельности продукции:
∆ Rобщ= R1- R0
в том числе за счет изменения:
а) среднего уровня отпускных цен
∆Rц=Rусл-R0
б)уровня себестоимости продукции
∆Rс=R1-Rусл [18, с. 130].
При углубленном
анализе необходимо изучить влияние
факторов второго уровня, от которых
зависит изменение
По завершению факторного анализа прибыли и рентабельности следует провести подсчет резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
1.3 Методика оценки резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия от реализации продукции животноводства
Количественное выражение величины резерва – это разность между возможным (прогнозным) уровнем изучаемого показателя и его фактической величиной на текущий момент: Р↑Y=Yв-Yф.
Для того чтобы величина выявленных резервов была реальной, подсчет резервов должен быть по возможности точным и обоснованным. Методика подсчета резервов зависит от характера резервов, способов их выявления и способов определения их величины.
Для определения величины резервов в АХД используется ряд способов: прямого счета, сравнения, детерминированного факторного анализа, корреляционного анализа, функционально-стоймостного анализа, математического программирования и др. [19, с. 175].
Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т. д.
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации (Р↑VРП) умножить на фактическую прибыль (Пiф) в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
РП VРП = РVРП i х П i ф
Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг (РПС) осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости (Р¯С) каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста. В формализованном виде этот расчет можно записать так:
РП С = S[Р¯С (VРПф + РVРП)].
Существенным
резервом роста прибыли является
улучшение качества товарной продукции.
Он определяется следующим образом:
планируемое изменение
РП = S(D УД i х Ц i пл ) х (VРП Ф + РVРП).
Аналогично определяются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию.
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности производственной деятельности являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (РП) и снижение себестоимости товарной продукции (Р¯С). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:
; где
РУ - резерв роста рентабельности;
Увозм. - рентабельность возможная;
Уфакт - рентабельность фактическая;
Пфакт - фактическая сумма прибыли;
РП - резерв роста прибыли от реализации продукции;
VРПвозм. - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Свозм. - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
Зфакт - фактическая сумма затрат по реализованной продукции [8, с. 201].
Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ОАО «ЗОЛОТЫЕ ЛУГА» от реализации продукции животноводства
2.1 Задачи
и информационное обеспечение
экономического анализа
В условиях
рынка каждый хозяйствующий субъект
выступает как обособленный товаропроизводитель,
который экономически и юридически
самостоятелен, самостоятелен в
сфере бизнеса, формировании товарного
ассортимента, определяет затраты, формирует
цену, учитывает выручку от реализации,
а следовательно, выявляет прибыль
или убыток по результатам деятельности.
Получение прибыли является непосредственной
целью производства хозяйствующего
субъекта в условиях рынка. Реализация
этой цели возможна только в том
случае, если субъект хозяйствования
производит продукцию (работы, услуги),
которые по своим потребительским
свойствам соответствуют
Убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности хозяйствования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
Основными источниками информации для анализа финансовых результатов являются данные формы №1 «Бухгалтерский баланс», формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Кроме того, в анализе используются данные финансового плана, аналитического бухгалтерского учета [20, с. 248-250].
2.2 Динамический
и факторный анализ основных
показателей хозяйственной
Размеры предприятия характеризуют прямые показатели объемов производства товарной и валовой продукции. Дополнительными косвенными показателями являются среднесписочная численность работников, площадь сельхозугодий, поголовье скота (в переводе на условные головы), энергетические ресурсы, наличие основных фондов. В хозяйствах, имеющих рациональные размеры с.-х. производства, как правило, лучше используется земля и основные фонды, выше производительность труда и эффективность производства [13, с. 98].
Таблица 2.1
Анализ размеров предприятия
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение, 2012 к 2011, (+,-) |
1 |
3 |
4 |
5 |
ОсновныеСтоимость валовой продукции, тыс. руб. Стоимость товарной продукции, тыс. руб. Дополнительные Стоимость основных средств, тыс. руб. Среднегодовая численность работников, чел. Общая земельная площадь, га в том числе с.-х. угодий, из них пашни Общая посевная площадь, га Поголовье скота, усл. гол. Энергетические ресурсы, л.с. |
607936 166 13553 10622 5738 5738 2048 10392 |
613015 168 13474 10543 5695 5738 2020 10298 |
5079 -12 -79 -79 -43 - -108 -255 |
По данным
таблицы 2.1 можно сделать вывод, что
предприятие является средним. Размер
предприятия немного
Количество произведенной и реализованной продукции определяется, с одной стороны, потребностями рынка и предприятия, а с другой – имеющимися возможностями [10, с. 87].
От рационального
использования продукции
Таблица 2.2
Анализ
использования продукции
Показатель |
Молоко, ц | ||
2011 год |
2012 год |
+, - | |
Наличие на начало года |
47620 |
35118 |
-12202 |
Приход: произведено приобретено |
34250 13084 |
91070 - |
56820 -13084 |
Итого |
47334 |
91070 |
43736 |
Расход: |
|||
реализовано в т.ч. организациям, предпринимателям, на рынках и пр. Работникам организации На оплату дивидендов, доходов по паям На корм животным На семена На переработку Недостачи и порчи |
27043 17544 9514 4985 - 11489 21004 - |
24007 14980 3779 5248 - 11325 15746 16005 |
-3036 -2564 -5735 263 - -164 -5258 16005 |
Итого |
59536 |
67083 |
7547 |
Начисление на конец года |
35418 |
58063 |
22645 |
По данным табл. 2.2 можно сделать вывод, что производство продукции животноводства в 2012 году увеличивается. При этом приход больше расхода. Поступление зерна осуществляется в основном за счет собственного производства. Приобретаться со стороны зерна стало меньше на 13084 ц. Из статей расхода больше приходится на реализацию. Также большую часть занимает расход зерна на переработку и недостачи и порчи.
Как правило,
основная доля в общих расходах продукции
на внутрихозяйственные нужды
Одним из показателей экономического развития предприятия является товарность продукции. На сельскохозяйственных предприятиях значительная часть произведенной продукции используется на собственные нужды и не может быть реализована. Поэтому уровень товарности ниже, чем в других отраслях. В то же время следует стремиться к повышению уровня товарности, поскольку рост товарности позволяет увеличить выручку от продаж и прибыль, способствует укреплению финансового состояния предприятия [10, с. 111].
Обратим
внимание на изменение объема реализации
продукции, которое складывается под
воздействием ряда факторов, важнейшими
из которых являются объем производства
продукции и уровень
Проведем расчет способом абсолютных разниц:
Способ абсолютных разниц:
Общее отклонение от плана, ц (D VРП)
D VРП = VРП факт - VРП план
D VРП= 24007-27043= -3036 т.
в том числе за счет:
а) изменения объема производства
(VВП факт - VВП план) х Ут план = (91070-47334) х 57,13% = 24985 т.
б) изменения уровня товарности
(Ут факт - Ут план) х VВП факт = (26,36%-57,13%) х 91070 = -28-21 т.
Общее отклонение от плана, т (D VРП)
D VРП = VРП факт - VРП план
D VРП = 24007-27043 = -3036 т.
VРП услов. = |
VВП факт х Ут план |
100 |
VРП услов. = 91070 х 57,13% /100 = 52028 т.
в том числе за счет:
б) изменения уровня товарности
VРП факт - VРП услов. = 24007-52028 = -28021т.
а) изменения объема производства
VРП услов. - VРП план = 52028 – 27043 = 24985 т.
Объем реализации продукции уменьшился на 3036 т, в том числе за счет увеличения объема производства продукции увеличивается на 24985 т, за счет снижения уровня товарности уменьшается на 28021 т, т. е. снижение уровня товарности отрицательно сказалось на объеме реализации продукции.
Успешная работа предприятия определяется, прежде всего, его способностью получать прибыль. В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. Для этой цели составляют аналитическую таблицу, по которой можно проследить динамику и значение составляющих экономического результата [10, с. 77].