Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ прибыли предприятия на примере открытого акционерного общества «Маяк». Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- разобраться с теоретическими основами факторного анализа и анализа отчета о прибылях и убытках;
- изучить методику анализа отчета о прибылях и убытках;
- дать краткую финансово-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- провести факторный анализ прибыли предприятия;
- проанализировать отчет о прибылях и убытках ОАО «Маяк» за 2010-2011гг;
- разработать мероприятия по увеличению прибыли предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……...
5
1.1 Сущность, значение и классификация прибыли………………………….
5
1.2 Факторы, влияющие на финансовый результат деятельности предприятия……………………………………………………………………….
8
1.3 Анализ отчета о прибылях и убытках…………………………………….
11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МАЯК»………..
17
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «МАЯК»…………....
17
2.2 Факторный анализ прибыли ОАО «МАЯК»…………………………….
23
2.3 Анализ отчета о прибылях и убытках за период………………………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Совет директоров общества
осуществлял общее руководство
деятельностью акционерного общества,
контролировал ведение дел ОАО
«Маяк», осуществляемым исполнительным
органом за обеспечением им увеличения
прибыльности, устойчивого финансово-
После проведения анализа показателей, характеризующих общую деятельность предприятия, можем сделать выводы, что за 2011 год объем производства товарной продукции увеличился против уровня предыдущего года на 37, 8 % или на 285 011 тыс. руб. и составил 1 038 328 тыс.руб. Кроме этого, выработка бумаги картона достигла 49 025 тонн и превысила объем прошлого года на 7 686 тонн. Вследствие увеличения объемов производства и выработки, предприятие получила дополнительную прибыль и возможность увеличить предложение высококачественного товара на рынок. Изменение выработки бумаги и картона в разрезе ассортимента зависит от спроса потребителей на отдельные виды продукции (табл.1).
Таблица 1 – Показатели характеризующие работу ОАО «Маяк» за 2011г.
Наименование |
Ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
Темп роста | |
к 2010г. |
отклонения | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Объем тов. продукции в фактических ценах |
тыс. руб. |
753 317 |
1 038 328 |
137,8 |
+285 011 |
Объем отгружен.продукции, выполненных работ и услуг |
« |
802 984 |
1 123 021 |
139,9 |
+320 037 |
(продолжение таблицы 1)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
в т.ч. – продукции основного производства – выполненных работ и услуг |
« « |
718 579 84 405 |
1 044 872 78 149 |
145,4 92,6 |
+326 293 -6 256 |
Основная номенклатура |
|||||
Бумага и картон – всего |
т |
41 339 |
49 025 |
118,6 |
+7 686 |
Бумага |
т |
17 705 |
23 305 |
131,6 |
+5 600 |
из нее: |
|||||
офсетная |
« |
10 |
4 |
40,0 |
-6 |
обойная |
т |
12 234 |
13 875 |
113,4 |
+1 641 |
ОВСБСП |
« |
8 |
- |
- |
-8 |
оберточная |
« |
264 |
328 |
124,2 |
+64 |
обл. тетрадная |
« |
698 |
616 |
88,3 |
-82 |
писчая |
« |
3 780 |
5 838 |
154,4 |
+2 058 |
для печати |
« |
- |
1 444 |
- |
+1 444 |
для спич коробок Б,В |
« |
333 |
449 |
134,8 |
+116 |
рисовальная |
« |
186 |
379 |
в 2 р. |
+193 |
для переплет.материала |
« |
107 |
208 |
194,4 |
+101 |
для контр.кассовых машин |
« |
83 |
149 |
179,5 |
+66 |
основа цифр.печати |
« |
2 |
15 |
- |
+13 |
Картон |
« |
23 634 |
25 720 |
108,8 |
+2 086 |
из него: |
|||||
картон д/плоск. слоев г/карт. |
« |
11 683 |
12 273 |
105,1 |
+590 |
бумага д/гофрирования |
« |
11 951 |
13 447 |
112,5 |
+1 496 |
Основными видами вырабатываемой продукции в отчетном периоде были бумага и картон. Доля выработки бумаги в общем объеме производства за 2011 год составила 59,3 %, картона - 35,0 %. За отчетный год выработано бумаги на сумму 615 675 тыс.руб., картона – на 363 834 тыс.руб., рост объема производства бумаги и картона составил соответственно 144,6% и 128,2 % к уровню 2010 года. В 2,6 раза к уровню предыдущего года увеличился объем производства бланочной продукции и составил 12 950 тыс.руб.(табл.2).
Таблица 2-Структура вырабатываемой продукции за 2011 год
Наименование показателей |
Единица Измерен. |
2010 год |
2011 год |
темп роста к 2010г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем производства товарной продукции - всего |
тыс. руб. |
753 317 |
1 038 328 |
137,8 |
Выпуск бумаги и картона |
т |
41 339 |
49 025 |
118,6 |
то же товарный выпуск |
т |
41033 |
48 375 |
117,9 |
то же |
тыс. руб. |
709 808 |
979 509 |
138,0 |
уд.вес в общем объеме товарной продукции |
% |
94,2 |
94,3 |
+0,1 |
-производство бумаги |
тыс. руб. |
425 918 |
615 675 |
144,6 |
уд.вес в общем объеме товарной продукции |
% |
56,5 |
59,3 |
+2,8 |
-производство картона |
тыс. руб. |
283 890 |
363 834 |
128,2 |
уд.вес в общем объеме товарной продукции |
% |
37,7 |
35,0 |
-2,0 |
Бумажно-беловые товары |
тыс. руб. |
1 009 |
734 |
72,7 |
уд.вес в общем объеме товарной продукции |
% |
0,1 |
0,1 |
- |
Бланочная продукция |
тыс. руб. |
5 031 |
12 950 |
в 2,6 р. |
уд.вес в общем объеме товарной продукции |
% |
0,7 |
1,2 |
+0,5 |
Этикетки |
тыс. руб. |
4 589 |
4 094 |
89,2 |
уд.вес в общем объеме товарной продукции |
% |
0,6 |
0,4 |
-0,2 |
Теплоносители |
тыс. руб. |
32 880 |
41 041 |
124,8 |
уд.вес в общем объеме товарной продукции |
% |
4,4 |
4,0 |
-0,4 |
Анализируя состав себестоимости производства бумаги и картона, которые занимают наибольший удельный вес в общем объеме товарной продукции, из приведенных ниже данных следует, что их производство является материалоемким и энергоемким производством, доля затрат на сырье составляет 52,5 %, энергетических 16,2 % от общего объема себестоимости бумаги и картона. По этой причине даже незначительное изменение цен на сырье, химикаты и энергоресурсы могут оказывать существенное влияние. Немаловажное значение в изменении структуры себестоимости имеют и изменения ассортимента вырабатываемой продукции. Расход электроэнергии на производство бумаги и картона за 2011 год составил 30284,83 тыс.кВтч на сумму 86 622,4 тыс.руб. Общий расход пара – 103 479,8 Гкал на сумму 52 986,1 тыс. рублей.(табл.3).
Таблица 3- Структура себестоимости производства бумаги и картона по ОАО «Маяк» за 2011 год
№ п/п |
Статьи затрат |
2010 год |
2011 год | ||
в тыс.руб. |
Удельный вес в общем объеме себестоимости (в процентах) |
в тыс.руб. |
Удельный вес в общем объеме себестоимости (в процентах) | ||
1. |
Сырье и материалы (композиция) |
312 393,3 |
49,4 |
531 283,4 |
52,5 |
2. |
Зарплата технологичес-ких рабочих |
28 673,6 |
4,5 |
38 103,3 |
3,8 |
3. |
Страховые взносы |
7 169,3 |
1,1 |
10 041,4 |
1,0 |
4. |
Электроэнергия |
63 655,7 |
10,1 |
86 622,4 |
8,5 |
5. |
Пар |
32 359,6 |
5,1 |
52 986,1 |
5,2 |
6. |
Вода технологическая |
4 834,0 |
0,8 |
5 100,5 |
0,5 |
7. |
Технологическая канализация |
14 569,5 |
2,3 |
20 015,1 |
2,0 |
8. |
Амортизация |
19 812,3 |
3,1 |
30 116,5 |
3,0 |
9. |
Цеховые расходы |
67 365,1 |
10,6 |
123 393,7 |
12,2 |
10. |
Цеховая себестоимость |
550 832,4 |
87,0 |
897 662,4 |
88,7 |
11. |
Цеховая себестоимость товарной продукции |
546 793,3 |
87,0 |
884 470,9 |
88,7 |
12. |
Упаковочные расходы |
9 139,0 |
1,5 |
12 041,9 |
1,2 |
13. |
Общезаводские расходы |
60 177,6 |
10,5 |
92 462,1 |
9,3 |
14. |
Внезаводские расходы |
6 389,3 |
1,0 |
7 717,8 |
0,8 |
15. |
Полная себестоимость товарной продукции |
628 499,2 |
100,0 |
996 692,8 |
100,0 |
Проведем общий анализ финансового состояния ОАО «Маяк» (см. Приложение 3). Для этого на основе представленного бухгалтерского отчета сформируем аналитический баланс (Таблица 4), который позволит получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятия. По данным таблицы 4 можно составить предварительное заключение о структуре и динамике имущества ОАО «Маяк» и источников его формирование.
Общая стоимость имущества на первое января 2012 года составила 1706611 тыс. руб., стоимость внеоборотных средств – 972647 тыс.руб., стоимость оборотных средств – 733964 тыс.руб. При этом собственные средства предприятия составили 1190226 тыс. руб., а величина заемных средств – 516385 тыс.руб.
Горизонтальный анализ абсолютных и относительных показателей аналитического баланса показал, что за отчетный период имущество предприятия увеличилось на 62214тыс. руб., т.е. на 3,8 %., в том числе за счет увеличения основных средств на 13% и прироста оборотного капитала на 5,6 % .При этом денежные средства увеличились на 212,7% , а запасы увеличились на 42,5 %.
Прирост оборотного капитала за отчетный период в ОАО «Маяк» произошел за счет увеличение наиболее ликвидных активов, за год они увеличились на 5750 тыс.руб.
Вертикальный анализ аналитического баланса показал , что структура совокупных активов предприятия характеризуется значительным превышением в их составе долю внеоборотных активов, которые составили на конец анализируемого периода 37,6%, при этом их доля незначительно уменьшилась в течение периода на 0,7%. Доля оборотных активов в имуществе ОАО «Маяк» составляет на конец анализируемого периода 62,4% , наоборот увеличившись на 0,7%. Как положительную динамику следует отметить, что за отчетный период дебиторская задолженность уменьшилась на 13254 тыс.руб.В структуре имущества предприятия дебиторская задолженность уменьшилась на 21,3% .
Пассивная часть баланса
на начало года характеризовалась
2.2 Факторный анализ прибыли ОАО «МАЯК»
Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Основными факторами, влияющими на величину прибыли являются:
- изменение объема продаж;
- изменение ассортимента реализованной продукции;
- изменение себестоимости продукции;
- изменение цены реализации продукции.
Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках компании (форма №1 и форма №2 ):
Таблица 5- Исходные данные для факторного анализа прибыли предприятия
Показатели |
2010г., тыс.руб. |
2011г., тыс.руб. |
Абсолютное изменение тыс.руб |
Относительное изменение % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от продажи продукции |
1130765 |
1152914 |
22149 |
1,96 |
Себестоимость |
940578 |
932968 |
-7610 |
-0,81 |
Коммерческие расходы |
10623 |
9273 |
-1350 |
-12,71 |
Управленческие расходы |
107752 |
90103 |
-17649 |
-16,38 |
(продолжение таблицы 5)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Прибыль от продаж |
71822 |
120570 |
48748 |
67,87 |
Индекс изменения цен |
1,41 |
1,03 |
-0,38 |
-26,95 |
Объем реализации в сопоставимых ценах |
802984 |
1123021 |
320037 |
39,86 |
Чистая прибыль |
75856 |
49156 |
-26700 |
-35,2 |
Показатель прибыли от
реализации формируется под воздействием
многих факторов. В связи с этим
важно всесторонне изучить