Анализ прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ прибыли предприятия на примере открытого акционерного общества «Маяк». Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- разобраться с теоретическими основами факторного анализа и анализа отчета о прибылях и убытках;
- изучить методику анализа отчета о прибылях и убытках;
- дать краткую финансово-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- провести факторный анализ прибыли предприятия;
- проанализировать отчет о прибылях и убытках ОАО «Маяк» за 2010-2011гг;
- разработать мероприятия по увеличению прибыли предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……...
5
1.1 Сущность, значение и классификация прибыли………………………….
5
1.2 Факторы, влияющие на финансовый результат деятельности предприятия……………………………………………………………………….

8
1.3 Анализ отчета о прибылях и убытках…………………………………….
11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МАЯК»………..
17
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «МАЯК»…………....
17
2.2 Факторный анализ прибыли ОАО «МАЯК»…………………………….
23
2.3 Анализ отчета о прибылях и убытках за период………………………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая анализ.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

3

ГЛАВА  1  МЕТОДИКА  АНАЛИЗА  ПРИБЫЛИ  ПРЕДПРИЯТИЯ……...

5

1.1 Сущность, значение и  классификация прибыли………………………….

5

1.2 Факторы, влияющие на  финансовый результат деятельности предприятия……………………………………………………………………….

 

8

1.3 Анализ отчета о прибылях  и убытках…………………………………….

11

ГЛАВА 2  АНАЛИЗ  ПРИБЫЛИ  НА  ПРИМЕРЕ  ОАО «МАЯК»………..

17

2.1  Финансово-экономическая  характеристика ОАО «МАЯК»…………....

17

2.2  Факторный анализ  прибыли ОАО «МАЯК»…………………………….

23

2.3  Анализ отчета о  прибылях и убытках за период………………………..

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..........................................

33

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования.

Основным показателем  оценки хозяйственной деятельности предприятий является прибыль. По прибыли  можно определить рентабельность, изучить  эффективность функционирования предприятия. Главной задачей предприятия  является удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан  в его продукции, работах и  услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных  затратах, увеличение вклада в ускорение  социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной  задачи предприятие стремится к  увеличению  прибыли.

Вследствие этого анализ прибыли на предприятии сегодня  становится чрезвычайно актуальным.

Целью курсовой работы является анализ прибыли предприятия на примере  открытого акционерного общества «Маяк». Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- изучить прибыль как  экономическую категорию, выявить  сущность, функции и виды прибыли;

- разобраться с теоретическими  основами факторного анализа  и анализа отчета о прибылях  и убытках;

- изучить методику анализа  отчета о прибылях и убытках;

- дать краткую финансово-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

- провести факторный   анализ прибыли предприятия;

- проанализировать отчет  о прибылях и убытках ОАО  «Маяк» за 2010-2011гг;

- разработать мероприятия  по увеличению прибыли предприятия.

Предметом курсовой работы является анализ прибыли предприятия.

Объектом  исследования является  ОАО «Маяк».

Методологической основой  исследования послужили методы факторного анализа, абсолютных разниц, относительных разниц, горизонтальный и вертикальный анализ.

При написании курсовой работы были использованы следующие источники:

- нормативно-правовые акты;

- экономическая литература;

- материалы бухгалтерской  и финансовой отчетности;

- интернет ресурсы.

Структура работы обусловлена  предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы и  дополнена приложением.

Введение раскрывает актуальность, объект, предмет,  цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую  и практическую значимость работы.

В первой главе  рассмотрены  теоретические аспекты прибыли: освещены понятие и значение прибыли, их виды и функции, необходимость  и порядок формирования, а также  методика анализа и планирования прибыли организации.

Во второй главе «Анализ  прибыли на примере  ОАО «Маяк» »дана общая характеристика ОАО  «Маяк»,  цели создания, миссия организации, проведено исследование его деятельности и финансовых результатов, возможные  направления совершенствования  прибыли и рентабельности организации  и предлагаются возможные мероприятия  по повышению прибыли предприятия.

Заключение содержит основные выводы и предложения курсовой работы.

ГЛАВА  1  МЕТОДИКА АНАЛИЗА  ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1Сущность, значение и классификация прибыли

 

Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность  хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики  составляет основу экономического развития предприятия.

Главный источник происхождения  прибыли - это предпринимательская  деятельность, а точнее, сущность этой деятельности, смысл которой —  получение прибыли.[19,85]

Прибыль - это денежное выражение  основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой  формы собственности. Как экономическая  категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской  деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём  и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с  тем прибыль оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого  расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной  деятельности организаций. За счёт прибыли  осуществляется финансирование мероприятий  по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных  потребностей организации, но и приобретает  всё большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и  благотворительных фондов.

Как экономическая категория  прибыль отражает чистый доход, созданный  в сфере материального производства в форме денежных накоплений, и  выполняет ряд функций.[5, 76]

Во-первых, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии  означает, что полученные доходы превышают  все расходы, связанные с его  деятельностью.

Значение прибыли состоит  в том, что она отражает конечный финансовый результат.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано  с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает  в бюджеты в виде налогов и  наряду с другими доходными поступлениями  используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Существует три основных источника получения прибыли:

Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия  по выпуску той или иной продукции  или уникальности продукта. Поддержание  этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует  учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

Второй источник связан непосредственно  с производственной и предпринимательской  деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно  меняющуюся конъюнктуру. Здесь все  сводится к проведению соответствующего маркетинга.

Величина прибыли в  данном случае зависит:

-во-первых, от правильности  выбора производственной направленности  предприятия по выпуску продукции  (выбор продуктов, пользующихся  стабильным и высоким спросом);

-во-вторых, от создания  конкурентоспособных условий продажи  своих товаров и оказания услуг  (цена, сроки поставки, обслуживание  покупателей, послепродажное обслуживание  и т.д.);

-в-третьих, от объемов  производства (чем больше объем  производства, тем больше масса  прибыли);

-в-четвертых, от структуры  снижения издержек производства;

Третий источник вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой  продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Если говорить о классификации  прибыли, то в процессе анализа используются следующие показатели прибыли:

1) маржинальная прибыль- разность между выручкой ( нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

2) прибыль от реализации продукции, товаров, услуг – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;

3) балансовая (валовая) прибыль- это финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы;

4)  налогооблагаемая прибыль-разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;

5) чистая (нераспределенная) прибыль- прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

6) потребляемая прибыль-та её часть, которая расходуется на выплаты дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.[9,112]

 

 

1.2 Факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности предприятия

 

Факторный анализ общей, валовой (балансовой) прибыли [10,67]

Конечный финансовый результат  деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных  операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:

РБ = ± РР ± РПР  ± РВН, (1)

где

РБ - балансовая прибыль или  убыток;

РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг);

РПР - результат от прочей реализации;

РВН - результат (доходы и  расходы) от внереализационных операций.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются также  показателями выручки (валового дохода) от реализации продукции, величиной  налога на добавленную стоимость.[7,52]

Выручка от реализации продукции  свидетельствует о завершении производственного  цикла предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, а также затрат на производство реализованной продукции получим чистый результат (прибыль или убыток) от реализации. Прибыль от реализации может быть рассчитана по формуле

РР = NP- SP- UR-KR, (2)

где

РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг);

NP - выручка (валовый доход)  от реализации продукции;

SP - себестоимость реализованной продукции;

UR- управленческие расходы;

KR- коммерческие расходы.

Показатели финансовых результатов  характеризуют абсолютную эффективность  хозяйствования предприятия.[23,10]

Факторный анализ прибыли  от реализации продукции (работ, услуг)

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры  продукции; отпускных цен на реализованную  продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и  перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.[9,19]

Информация о работе Анализ прибыли предприятия