Анализ прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ прибыли предприятия на примере открытого акционерного общества «Маяк». Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- разобраться с теоретическими основами факторного анализа и анализа отчета о прибылях и убытках;
- изучить методику анализа отчета о прибылях и убытках;
- дать краткую финансово-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- провести факторный анализ прибыли предприятия;
- проанализировать отчет о прибылях и убытках ОАО «Маяк» за 2010-2011гг;
- разработать мероприятия по увеличению прибыли предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……...
5
1.1 Сущность, значение и классификация прибыли………………………….
5
1.2 Факторы, влияющие на финансовый результат деятельности предприятия……………………………………………………………………….

8
1.3 Анализ отчета о прибылях и убытках…………………………………….
11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МАЯК»………..
17
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «МАЯК»…………....
17
2.2 Факторный анализ прибыли ОАО «МАЯК»…………………………….
23
2.3 Анализ отчета о прибылях и убытках за период………………………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая анализ.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

Прибыль от продаж определяется как разница между, выручкой от реализации, себестоимостью проданных товаров, управленческих и коммерческих расходов. Например, прибыль от продаж за 2010г. находим как:

1130765-940578-10613-107752= 71822 тыс. руб.,

Аналогично находим прибыль  от продаж за 2011г. :

1152914- 932968- 9273- 90103= 120570 тыс.  руб.

Общая оценка изменения прибыли: 120570-71822= 48748 тыс. руб.

Теперь рассмотрим количественное влияние изменения факторов.

Из приведенных данных, используя формулу (7) мы находим  влияние изменения  себестоимости  продукции следующим образом:

932968-(1123021*1,17)=-380966,57 тыс. руб.

Так как себестоимость  продукции и прибыль находятся  в обратной пропорциональной зависимости, уменьшение себестоимости привело  к увеличению прибыли на 380966,75 тыс. руб. Следовательно, управленческому  персоналу предприятия надо принять  решения по снижению прямых и косвенных  затрат на производство продукции, чтобы  улучшить финансовую устойчивость предприятия, за счет увеличения прибыли.

Также находим изменение  суммы управленческих и коммерческих расходов:

90103-107752= -17649 тыс. руб.

9273- 10613= -1340 тыс. руб. 

Снижение уровня  коммерческих и управленческих  расходов в 2011 году по сравнению с предыдущим отчетным годом, позволила в совокупности сэкономить 18989 тыс. руб., что положительно повлияло на прибыль от продаж.

Используя формулу (4) можем  рассчитать влияние изменения цен на прибыль:

1152914-( 1123021*1,17)=- 161020,57 тыс. руб.

Рост цен на реализованную  продукцию способствует росту прибыли  при неизменных прочих условиях. Т.к. цены на продукцию в 2011 году снизились  по сравнению с 2010 годом с 1,41 руб. до 1,03  руб., следовательно, и прибыль  сократилась на 161020,57 тыс. руб.

влияние изменения количества реализованной продукции на прибыль можем рассчитать с помощью (5) формулы:

( 22149-1)* 71822= 1590713656 тыс. руб.

Как видим, за счет увеличения объема продаж  рентабельной продукции, которыми на ОАО «Маяк» являются бумага и картон,  прибыль повысилась на 1590713656 тыс. руб.

Отклонение прибыли вызванное изменением структуры ассортимента реализованной продукции равно разности между общим отклонением и суммой значений всех остальных факторов:

48748-(-380966,57-17649-1340-161020,57+ 1590713656)= - 1590103932,86 тыс.руб.

И так, общее отклонение рассчитываемая как сумма всех отклонений в результате факторов можно рассчитать по формуле:

-380966,57-17649-1340-161020,57+1590713656-1590103931,86= 48748 тыс.руб.

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в  основном увеличением объемов продаж на 320037 тыс. шт., в результате которого прибыль увеличилась на 1590713656 тыс. руб. За счет изменения коммерческих расходов предприятие сэкономило 1340 тыс. руб., а за счет снижения суммы управленческих расходов сэкономило 17649 тыс. руб.

Сдвиги в структуре товарной продукции, т.е. уменьшения удельного веса рентабельных видов продукции привело к снижению прибыли на 1590103931,86 тыс. руб., что оказало негативное влияние на общий результат. При снижении  цены с 1,41 тыс. руб.  до 1,03 тыс. руб. прибыль снизилась на 161020,57 тыс. руб.

Значительное снижение себестоимости реализованной продукции произошло в основном за счет снижения цен на сырье и материалы. Поэтому, в связи со снижением себестоимости продукции на 1 единицу на 0,34 руб. сумма прибыли увеличилась на 380966,57 тыс. руб.

В целом совокупное влияние  рассмотренных выше факторов составляет 48748 тыс. руб. Что положительно повлияло на прибыль, и в 2011году составила 120570 тыс. руб.

Отрицательное воздействие  перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня реализации продукции, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции.

 

 

2.3 Анализ отчета о прибылях  и убытках за период

 

Анализ финансовых результатов  предприятия является, безусловно, одной из важнейших составляющих финансового анализа ее деятельности, направленной на получение прибыли, и основан в значительной степени  на данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской (финансовой) отчетности (Приложение 2).

Горизонтальный анализ нужен  для того, чтобы определить абсолютные изменения показателей. Для начала необходимо составить таблицу с  показателями по отчету о прибылях и убытках. Некоторые показатели, например, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль –  можно объединить в один показатель – налоги, а проценты к получению, прочие доходы, прочие расходы –  в прочие доходы и расходы.

 

Таблица 6- Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках за 2010-2011 гг.

 

Показатель

2010 год

2011 год

Изменения

Сумма,

тыс. руб.

Сумма,

тыс. руб.

Абсолютные,

тыс. руб.

Относительные,

%

Выручка от продаж

1 152 914

1 130 765

- 22 149

-1,92

Себестоимость проданных  товаров

932  968

940 578

7 610

+0,82

Валовая прибыль

219 946

190 187

- 29 759

-13,5

Коммерческие расходы

9 273

10 613

1340

+14,45

Управленческие расходы

90 103

107 752

17649

+19,59

Прибыль от продаж

120 570

71 822

- 48 748

- 40,4

Прибыль до налогообложения

73 287

104 620

31 333

+42,8

Налоги

24 131

28 764

4 633

+19,2

Чистая прибыль

49 156

75 856

26700

+54,34


 

Проведем горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках, используя данные таблицы 6.

Из таблицы видим, что  увеличиваются расходы, увеличивается  и прибыль. Произошло уменьшение выручки на 22 149 тыс.руб, что составляет  1,92 %.Но как видно из таблицы себестоимость продаж возросла на 7 610 тыс.руб  или на 0,82%. Так же можно заметить существенное изменение валовой прибыли, она уменьшилась на 29 759 тыс.руб, что составляет 13,5%.

Коммерческие и управленческие расходы увеличились на 18 989 тыс.руб., что составило 19,1%.

Прибыли от продаж  уменьшилась  на 48 748 тыс.руб. что составило 40,4%.

Увеличение прибыли до налогообложения составило 31 333 тыс.руб., что составило 42,8%.

Увеличение налога на прибыль  на 4 633 тыс.руб., что составило 19,2%, произошло за счет увеличения налогооблагаемой прибыли.

Увеличение чистой прибыли  составило 26 700 тыс. руб., что составило 54,34%.

По горизонтальному анализу  определили количественное изменение  показателей. Для того, что определить как изменилась структура показателей за 2011 год необходимо сделать вертикальный анализ.

Для проведения вертикального  анализа сначала необходимо определить структуру показателей. Так как  выручка распределяется на затраты  на производство продукции (себестоимость), на коммерческие и управленческие расходы, а также на прочие расходы, на оплату налогов и в итоге на предприятии  остается нераспределенная (чистая) прибыль. Исходя из вышесказанного, структуру показателей будем определять как удельный вес показателя в выручке от продаж. Для того, чтобы получить более четкую структуру, некоторые показателя объединим в одну группу(табл.7).

 

Таблица 7- Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках

 

 

 
 
 
Показатель

2010  год

2011 год

Изменение уд. вес., %

Сумма,

тыс. руб.

Уд.вес,

%

Сумма,

тыс. руб.

Уд.вес,

%

1

2

3

4

5

6

Выручка от продаж

1 152 914

100

1 130 765

100

-

Себестоимость проданных  товаров

932 968

80,9

940 578

83,2

2,3

Валовая прибыль

219 946

19,1

190 187

16,8

-2,3

Коммерческие расходы

9 273

 

8,62

10 613

 

10,47

 

1,85

Управленческие расходы

90 103

107 752

1

2

3

4

5

6

Прибыль от продаж

120 570

10,5

71 822

6,4

-4,1

Прибыль до налогообложения

73 287

6,4

104 620

9,3

2,9

Налоги

24 131

2,1

28 764

2,54

0,44

Чистая прибыль

49 156

4,3

75 856

6,71

2,41


 

Определив структуру показателей  отчета о прибылях и убытках, можем теперь проанализировать и определить положительные и отрицательные изменения в структуре.

Из таблицы 7видно, что наибольший удельный вес в выручке от продаж занимает себестоимость проданных товаров, в 2011 году она составляла 83,2%. А наименьший удельный вес в выручке от продаж занимают налоги, в 2011 году они составили 2,54%. Коммерческие и управленческие расходы в 2011 году составили 10,47%.  Чистая прибыль в 2011 году составила 6,71%.

Рассматривая структуру  показателей в динамике заметно, что в целом по предприятию  происходит увеличение удельного веса всех показателей, кроме валовой  прибыли (она уменьшилась на 2,3%) и  прибыль от продаж (она уменьшилась  на 4,1%).

Снижение показателя прибыли  от продаж свидетельствует об уменьшении рентабельности продукции и относительном  увеличении издержек производства и  обращения.

Увеличение удельного  веса себестоимости в выручке  от продаж на 2,3% вызвано прежде всего  увеличением затрат на производство, менее эффективного использования  имеющихся мощностей, увеличение производства брака в производстве. Это увеличение является для предприятия отрицательным  направлением. За счет того, что увеличился удельный вес себестоимости в  выручке от продаж, уменьшился соответственно и удельный вес валовой прибыли на 2,3%.Удельный вес коммерческих и управленческих расходов увеличился на 1,85%.  Удельный вес налогов увеличился на 0,44%.

В процессе анализа стало  заметно, что на предприятии происходит увеличение и уменьшение удельного веса прибыли на всех этапах расчета чистой прибыли. Так произошло уменьшение удельного веса валовой прибыли на 2,3%, прибыли от продаж на 4,1% и увеличение прибыли до налогообложения на 2,9% и чистой прибыли на 2,41%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим показателем эффективности  деятельности предприятия является прибыль на различных этапах ее формирования-от валовой, позволяющей оценить эффективность  оперативного управления и сделать  прогноз о достаточности оборотных  средств на ближайший период, до чистой, характеризующей эффективность  работы в долгосрочном периоде и  качество стратегического менеджмента.

Чтобы удержать завоеванные  на рынке позиции, производственное предприятие должно выработать стратегию  и тактику управления прибылью. Так, на краткосрочном этапе максимизировать  прибыль можно за счет повышения  цен на готовую продукцию; уменьшения издержек, которое может достигаться  либо путем изменения продуктового ассортимента, либо переключением на производство новых продуктов, либо исключением из производства отдельных  убыточных позиций, а чаще всего  комбинированием всех перечисленных  мер; а также за счет реструктуризации продаж.

В долгосрочном же периоде  меры по максимизации прибыли заключается  в увеличении объема продаж в натуральном  выражении, при этом может увеличиваться  объем уже реализуемых видов  продукции, но на других, новых рынках, а может выводиться на продажу  абсолютно новая продукция на устоявшемся или новом рынке; а также в дополнительных инвестициях  в производство, без которых невозможны расширение масштабной базы и реализация первой меры.

Объектом исследования курсовой работы является деятельность предприятия ОАО «Маяк», специализирующееся на производстве  бумаг и бумажно- беловых товаров.

Проведя анализ финансовых результатов деятельности предприятия, были получены следующие результаты.

Горизонтальный анализ абсолютных показателей, проведенный на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности ОАО «Маяк» показывает, что в 2011 году предприятие добилось высоких финансовых результатов в хозяйственной деятельности по сравнению с фактическими данными прошлого года. Увеличение  прибыли до налогообложения по сравнению с 2010  годом составило 120570  тыс. руб. или 167,87 %.

Рассматривая динамику финансовых результатов нужно отметить следующие  изменения. Несмотря на то, что в 2011 году нетто-выручка от реализации товаров, продукции  выросла всего на 1,96%, прибыль от реализации увеличилась 48748  тыс. руб. Снижение  себестоимости, которое оказывает значительное влияние на финансовый результат деятельности организации, связано со снижением стоимости сырья, материалов, а также с применением труда низкоквалифицированных рабочих. Результаты факторного анализа прибыли от реализации в целом по предприятию показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением объемов реализации продукции. Отрицательное влияние на рост прибыли оказало снижение себестоимости продукции, уменьшение удельного веса рентабельных видов продукции, а также снижение цены.

Максимизация прибыли  производственного предприятия  не может происходить стихийно и  бессистемно. Для наращивания прибыли  важно понимать, что в данный момент способствует, а что препятствует данному процессу, что невозможно без комплексного анализа деятельности предприятия.

Поэтому представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов деятельности предприятия, которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:

-так как объем производства и реализации оказывают положительное влияние на величину прибыли, предприятию необходимо стремиться увеличить объем производства и сбыта продукции, что позволяет оптимизировать издержки и снизить цену на продукцию и повышает ее конкурентоспособность;

Информация о работе Анализ прибыли предприятия