Анализ прибыли и рентабельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ прибыли предприятия и ее планирования, а также выявление резервов их повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть экономическую сущность прибыли в рыночной экономике,
- определить задачи и источники планирования прибыли,
- произвести планирование прибыли избранного предприятия,
- выявить факторы роста прибыли предприятия,
- выявить резервы увеличения прибыли предприятия

Содержание работы

Введение
I Сущность и определение прибыли и рентабельности
1.1 Сущность и виды прибыли на предприятии
1.2 Функции прибыли и источники ее формирования
1.3 Понятие рентабельности, ее сущность
1.4 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
II Анализ прибыли и рентабельности на предприятии
2.1 Методика анализа и планирования прибыли на предприятии
2.2 Методика расчета показателей рентабельности работы предприятия
2.3 Краткая характеристика кафе “Монплезир”
2.4 Технико- экономические показатели предприятия
2.5 Анализ работы предприятия по технико-экономическим показателям
III Внедрение мероприятий по планированию прибыли
3.1 Мероприятия для решения недостатков
Заключение
Приложение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

курсовая.по.экономике(моя).docx

— 97.29 Кб (Скачать файл)

                                                     Содержание

 

 

Введение 

I  Сущность и определение прибыли и рентабельности

    1. Сущность и виды прибыли на предприятии
    2. Функции прибыли и источники ее формирования
    3. Понятие рентабельности, ее сущьность
    4. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности

II Анализ прибыли и рентабельности  на предприятии

2.1 Методика анализа и  планирования прибыли на предприятии

2.2 Методика расчета показателей рентабельности работы предприятия

2.3 Краткая характеристика кафе “Монплезир”

2.4 Технико- экономические  показатели предприятия

2.5 Анализ работы предприятия  по технико-экономическим показателям

 

III Внедрение мероприятий по планированию прибыли

 

3.1 Мероприятия для решения недостатков

 

Заключение

 

 Приложение

 

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данной работы является анализ прибыли предприятия  и ее планирования, а также выявление  резервов их повышения.

Данная  тема актуальна, так как, одним из основных показателей финансовых результатов  деятельности предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя  полученную выручку и с затратами  на производство и реализацию продукции, предприятие получает прибыль, которая  характеризует степень соответствия индивидуальных затрат предприятия  на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- рассмотреть  экономическую сущность прибыли  в рыночной экономике,

- определить  задачи и источники планирования  прибыли,

- произвести  планирование прибыли избранного  предприятия,

- выявить  факторы роста прибыли предприятия,

- выявить  резервы увеличения прибыли предприятия

Объектом  планирования являются планируемые  элементы балансовой прибыли, главным  образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Рыночная  экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого  финансового состояния и постоянного  совершенствования производства в  соответствии с изменением коньюктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями  и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы  развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения  производственного и социального  развития.

Самостоятельно планируемым  показателем в числе других стала  прибыль. Однако, нельзя полагать, что  планирование и формирование прибыли  осталось исключительно в сфере  интересов только предприятия.

Не в меньшей мере в  этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие  банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

Прибыль занимает одно из центральных  мест в общей системе стоимостных  инструментов и рычагов рыночной экономики. Поскольку финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические  рычаги прямо или косвенно связаны  с прибылью. От прибыли зависит  финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и  общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли  в бюджет формируется основная часть  ресурсов государства, региональных и  местных органов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

1.1Сущность и виды прибыли предприятия 
 
Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовой формы представлен в виде прибыли или убытка. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. 
 
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль измеряется суммой и уровнем. Сумма прибыли выражается в натуральных (денежных) единицах, а уровень прибыли в относительных. Обе эти характеристики позволяют проводить сравнение и анализ как деятельности самого предприятия во времени, так и проводить сравнение и анализ предприятий между собой.  
 
В упрощенном виде прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и с отрицательным знаками. 
 
Можно выделить различные показатели прибыли, представляющие особый интерес для тех или иных категорий пользователей. Поскольку данные показатели являются наиболее распространенными обобщенными характеристиками успешности деятельности компании, необходима четкая и однозначная их идентификация, позволяющая делать обоснованные оценочные суждения. 
 
Алгоритм формирования прибыли представлен на рис.1. (см. приложение 1). В приведенной схеме можно выделить следующие виды прибыли предприятия: валовую прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, прибыль к налогообложению и чистую прибыль. 
 
Валовая прибыль является показателем деятельности предприятия от производства и реализации продукции. В общем случае она находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры товарной продукции; отпускных цен; цен на сырье, материалы, комплектующие изделия; тарифов на энергию и транспортировки; затрат на оплату труда работающих. 
Балансовая прибыль есть показатель эффективности всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При ее расчете используется не только валовая прибыль, но и результаты от прочих внереализационных операций. 
 
Балансовая прибыль (убыток) как конечный финансовый результат деятельности предприятия слагается из алгебраической суммы следующих составляющих:  
 Рб = Р+ Р+ Р3, где 
 
Рб – балансовая прибыль (убыток); Р– результат реализации продукции; Р-  результат от финансовой деятельности; Р– сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций. 
 
Прибыль (расходы) от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. 
 
Прибыль к налогообложению учитывает льготы, действующие для данного предприятия. К таким льготам относят: 
-         прибыль, направляемую на перевооружение производства; 
-         прибыль, направляемую на природоохранные мероприятия в размере 30% от капвложений; 
-         затраты предприятия на содержание социально-культурной сферы, находящейся на балансе; 
-         взносы на благотворительные цели в экологические и образовательные фонды (не более 3% облагаемой прибыли); 
-         дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса. 
 
Чистая прибыль определяется вычитанием из балансовой прибыли величины налога на прибыль. 
Чем больше прибыли, полученной организацией, остается в ее распоряжении, тем меньше потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уровень ее самофинансирования и финансовой устойчивости.

 

1.2 Функции прибыли и источники  ее формирования 
 
Существует три основных источника получения прибыли: 
• первый источник– образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта.

Здесь следует учитывать такие  противодействующие силы, как антимонопольная  политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий; 
• второй источник – связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру.

Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит: 
-  от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); 
-  от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); 
-  от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); 
-  от структуры снижения издержек производства; 
• третий источник – вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли. 
Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее трех основных функциях. Выделяют следующие функции прибыли: 
 
1. распределительная — создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства; 
2. стимулирующая — снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований. 
3. оценочная — прибыль служит для оценки производственной и коммерческой деятельности предприятия, при этом используются показатель уровня рентабельности.  
 
1.3     Понятие рентабельности, ее сущность. Значение прибыли и рентабельности в анализе и планировании на предприятии 
 
Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств.

 Более эффективно работает  то предприятие, у которого  стоимость производственных фондов  меньше. Таким образом, для оценки  эффективности работы предприятия  необходимо сопоставить прибыль  и производственные фонды, с  помощью которых она создана.  Это и есть рентабельность. 
 
Рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. 
 
Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной  деятельности  предприятия.  

А рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия. 
 
Показатели прибыли и рентабельности как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и другие. В числе ключевых факторов — уровень и структура затрат, поэтому в рамках внутрифирменного управления финансами в этом блоке может выполняться оценка целесообразности затрат, их динамика, структурные изменения, а основные показатели – уровень издержек производства и абсолютная и относительная экономия (перерасходы) издержек. 
 
Прибыль и рентабельность – это основные финансовые показатели плана и анализа хозяйственной деятельности организации. Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость  ее  правильного исчисления.  От  того,  насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть  успешная  финансово-хозяйственная деятельность фирмы. Показатели рентабельности в свою очередь являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли организации. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. 
 
В ходе анализа прибыли и рентабельности организации изучают динамику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, размер налогов и др.). 
 
На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К группе внешних факторов относятся: 
1.    уровень развития экономики страны в целом; 
2.    меры регулирования деятельности предприятий со стороны государства; 
3.    природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других; 
4.    изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятием; 
5.    нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.  
 
Внутренние факторы непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, к ним относятся: результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли, нарушения налогового законодательства. 

1.4 Экономические факторы, влияющие  на величину прибыли и рентабельности 
       
Так как прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства.  Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес.  Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой . Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.      

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.    

На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.  Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений.

В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата.

К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.         

По каждому из этих элементов  выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов.         

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности  работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).         

 

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).      

Перечисленные факторы влияют на прибыль  не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности на предприятии