Анализ прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ прибыли предприятия на примере открытого акционерного общества «Маяк». Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- разобраться с теоретическими основами факторного анализа и анализа отчета о прибылях и убытках;
- изучить методику анализа отчета о прибылях и убытках;
- дать краткую финансово-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- провести факторный анализ прибыли предприятия;
- проанализировать отчет о прибылях и убытках ОАО «Маяк» за 2010-2011гг;
- разработать мероприятия по увеличению прибыли предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1 МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ……...
5
1.1 Сущность, значение и классификация прибыли………………………….
5
1.2 Факторы, влияющие на финансовый результат деятельности предприятия……………………………………………………………………….

8
1.3 Анализ отчета о прибылях и убытках…………………………………….
11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МАЯК»………..
17
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «МАЯК»…………....
17
2.2 Факторный анализ прибыли ОАО «МАЯК»…………………………….
23
2.3 Анализ отчета о прибылях и убытках за период………………………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая анализ.docx

— 78.48 Кб (Скачать файл)

1) расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:

∆Р= Р1 - Р0, (3)

где

Р1 - прибыль отчетного года;

Р0 - прибыль базисного года.

2) расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию:

∆Р1 = Np1 - Np1,0 = ∑p1q1 - ∑p0q1, (4)

где

Np1 = ∑p1q1 - реализация в  отчетном году в ценах отчетного  года (р - цена изделия; q - количество изделий);

Np1,0 = ∑p0q1 - реализация в  отчетном году в ценах базисного  года.

3) расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):

∆P2 = Р0К1 - Р0 = Р0 (К1 - 1), (5)

где

Р0 - прибыль базисного года;

К1 - коэффициент роста объема реализации продукции;

К1 = S1,0 /S0,

где

S1,0 - фактическая себестоимость  реализованной продукции за отчетный  период в ценах и тарифах  базисного периода;

S0 - себестоимость базисного  года (периода).[12,102]

4) расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):

∆Р3 = Р0 (К2 - К1), (6)

где

К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

К2 = N1,0/N0,

где

N1,0 - реализация в отчетном  периоде по ценам базисного  периода;

N0 - реализация в базисном  периоде.

5)расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (∆Р4):

∆Р4 = S1,0 - S1, (7)

где

S1,0 - фактическая себестоимость  реализованной продукции за отчетный  период в ценах и тарифах  базисного периода;

S1 - фактическая себестоимость  реализованной продукции отчетного  периода.

6)  расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р5):

∆Р5 = S0К2 - S1,0. (8)

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений  цен на материалы и тарифов  на услуги (∆Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6 + ∆Р7,(9)

где

∆Р - общее изменение прибыли.

 

 

1.3 Анализ отчета о прибылях и убытках

 

Отчет о прибылях и убытках  обобщает информацию о доходах и  расходах за отчетный период. Показатели финансовых результатов в форме  № 2 представлены в двух разделах:

- за отчетный период;

- за аналогичный период  предыдущего года.

В настоящее время отчет  о прибылях и убытках имеет  многоступенчатую форму (т.е. показатель чистой прибыли получается путем  вычитания последовательных расходов). Форма №2 имеет 2 информационные зоны:

- доходы и расходы по  обычным видам деятельности;

- прочие доходы и расходы.

Представим порядок формирования показателей в форме №2.[3,45]

1)Выручка. По этой строке отражаются доходы от обычной деятельности организации. Выручка отражается как нетто- выручка за минусом НДС, акцизов и др. платежей и принимается к бухгалтерскому учету в сумме равной величине поступления денежных средств и иного имущества или величине дебиторской задолженности .

Выручка определяется как  суммовой оборот по счету 90.1 за минусом  сумм налогов и обязательных платежей.

2)Себестоимость продаж. По этой строке отражаются учтенные затраты на производство продукции (работ, услуг) в доле относящейся к продажам отчетного периода.

Промышленные предприятия  указывают производственную себестоимость  выпущенной за отчетный период и проданной  покупателям продукции. Т.е. по данной строке указываются суммы, списанные  с кредита 43 счета в дебет 90.2.[14,21]

3)Валовая прибыль-рассчитывается как выручка- себестоимость продаж.

4)Коммерческие расходы-записываются в круглых скобках, т.е. их сумма вычитается и включают в себя расходы на рекламу, транспортные, посреднические, погрузочно-разгрузочные и т.п. расходы.

В бухгалтерском учете  отражаются записью Дт 90.2   Кт 44 счетов.

5)Управленческие расходы включают расходы по заработной плате административного персонала, суммы амортизационных отчислений  основных средств, расходы за электроэнергию и т.п.

Отражаются в бухгалтерском  учете записью Дт 90.2     Кт 26 счетов.

6)Прибыль (убыток) от продаж. Находится как разница между Валовой прибылью, коммерческими расходами и управленческими расходами.

Если в результате финансово- хозяйственной деятельности получаем прибыль, то отражаем её записью Дт 90.9  Кт 99, в случае получения убытка в Дт 99 счета с Кт 90.9 счета.

Вторую информационную зону составляют доходы от участия в других организациях, проценты к поучению,  которые учитываются по кредиту  счета 91.1, проценты к уплате – учитываются  по дебету счета 91.2. Также учитываются  прочие доходы, прочие расходы, прибыль  или убыток до налогообложения, текущий  налог на прибыль и чистая прибыль (убыток).

Умение читать отчетность, знание методов и методик анализа  позволяют достаточно полно и  объективно оценить многие направления  финансового состояния организации, увидеть причины их изменения, сделать  прогноз на перспективу и принять  соответствующие управленческие решения.[13,96]

Направления, последовательность и методики анализа отчета о прибылях и убытках в целом аналогичны анализу финансовых результатов. Условно  анализ можно разбить на четыре этапа:

1)анализ динамики и структуры отчета;

2)факторный анализ чистой прибыли;

3)анализ влияния учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках;

4)анализ рентабельности.

I этап — анализ динамики  и структуры отчета. Предполагает последовательное изучение всех статей отчета применительно к разным видам деятельности организации и тенденции их изменения.[11,154]

По отношению к разным видам деятельности (источникам доходов и категориям расходов) показатели формы № 2 могут быть сгруппированы следующим образом:

- результаты от основной деятельности: Выручка от продаж (N); Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) (С); Валовая прибыль (ПВ); Коммерческие расходы (КР); Управленческие расходы (УР); Прибыль от продаж (ПП).

- результаты от финансовой деятельности: Проценты к получению (ПрП); Проценты к уплате (ПрУ); Доходы от участия в других организациях (ДДО).

- результаты от неосновной деятельности (кроме финансовой) и экстраординарных (чрезвычайных) событий: Прочие доходы (ПрД); Прочие расходы (ПрР).

- общая бухгалтерская прибыль: Прибыль до налогообложения (ПДН).

- увязка бухгалтерской прибыли с требованиями налогового учета: Отложенные налоговые активы (ОНА); Отложенные налоговые обязательства (ОНО).

- выполнение обязательств перед государством: Текущий налог на прибыль (ТНП); Экономические (налоговые) санкции (НС).

- финансовые результаты, используемые в интересах организации: Чистая прибыль (ПЧ); Дивиденды акционерам (доходы участникам, учредителям) (ДА); Нераспределенная прибыль (ПН).

Вертикальный анализ отчета (анализ структуры) имеет особенности, так как предметом оценки является неоднородная совокупность — доходы и расходы, прибыли и убытки. Возможны следующие методические подходы к анализу структуры отчета:

  1. за 100% принимается выручка от продаж;
  2. за 100% одновременно принимается общая сумма и доходов, и расходов организации.

Отдельные статьи отчета оцениваются  в доле к этим общим суммарным  показателям: отдельные виды доходов  и прибылей в процентах к суммарным  доходам, отдельные виды расходов (и  убытков) — соответственно к общей  сумме расходов организации.[19,352]

II этап — факторный  анализ чистой прибыли. Одна из основных задач анализа отчета состоит в том, чтобы объяснить причины изменения конечного финансового результата — чистой прибыли. В соответствии с порядком формирования отчета о прибылях и убытках чистую прибыль (убыток) отчетного периода можно представить в виде модели аддитивного типа. Влияние факторов на результативный показатель в таких моделях определяется следующим образом:

∆ПЧ = ∆N - ∆С - ∆КР - ∆УР + ∆ПрП - ∆ПрУ + ∆ДДО + ∆ПрД -                           ∆ПрР+∆ОНА - ∆ОНО - ∆ТНП - ∆НС.

При расчете влияния факторов следует иметь в виду, что затраты (расходы) являются факторами обратного воздействия, т.е. их рост (снижение) влияет на изменение прибыли с противоположным знаком. В свою очередь, прибыль от продаж — основная составляющая бухгалтерской и чистой прибыли находится под непосредственным влиянием ряда факторов: объема и структуры продаж, цен реализации, себестоимости проданной продукции и других факторов последующих порядков.[16,20]

III этап — анализ влияния  бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках. Этот вопрос является одним из направлений анализа качества финансовых результатов, но имеет и большое самостоятельное значение, так как позволяет оценить роль бухгалтерских методов в формировании показателей прибыли.

IV этап — анализ рентабельности. В дополнение к показателям рентабельности продаж и произведенных затрат по данным бухгалтерской отчетности рекомендуется дать оценку показателям рентабельности активов и капитала.[7,233]

Рентабельность совокупного  капитала (совокупных активов):

kр.свк = ПДН (ПЧ) / СВК,

где ПДН — прибыль до налогообложения; СВК — среднегодовая  величина совокупного капитала. Показатель отражает эффективность использования  совокупного капитала, или сколько  прибыли приносит каждый рубль совокупного  капитала (совокупных активов). Рассчитывается как по ПДН, так и по ПЧ.

Рентабельность собственного капитала:

kр.ск = ПДН (ПЧ) / СК,

 где СК — среднегодовая  величина собственного капитала. Показатель характеризует величину  прибыли, полученной с каждого  рубля собственных средств организации.  Показатель важен для собственников  (акционеров), а также для кредиторов, так как косвенно отражает  возможности организации по погашению  задолженности. Показатель может  быть рассчитан не только по  балансовой, но и по рыночной  стоимости собственного капитала.

Рентабельность оборота:

kр.об = ПЧ / N,

 где N — выручка  от продаж. Аналогичен показателю рентабельности продаж, но рассчитывается по конечному финансовому результату — чистой прибыли. Рассчитывается в виде коэффициентов либо в процентах. Характеризует чистую эффективность текущей деятельности.

Показатели рентабельности анализируются в динамике, в сравнении  со среднеотраслевыми значениями и  показателями конкурентов. В качестве критериев оценки могут быть выбраны  значения тех или иных показателей  рентабельности, устанавливаемые банками  для лучших (первоклассных) заемщиков.[21,89]

 

ГЛАВА 2  АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ  НА ПРИМЕРЕ ОАО «МАЯК»

 

2.1 Финансово-экономическая  характеристика ОАО «МАЯК»

 

В 1850 году в городе Пензе открылась писчебумажная фабрика Петра Васильевича Сергеева. Она и стала прародительницей открытого акционерного общества «Маяк». С годами сергеевская бумага получила широкое признание. А в 1867 году на Всемирной промышленной выставке в Париже представленные образцы пензенской бумаги получили почетный приз. После революции 1917 года бумажная фабрика была национализирована и в 1922 году получила название «Маяк революции». До 1987 года фабрика специализировалась на выпуске писчепечатных бумаг и бумажно-беловых товаров.

В марте 1992 года на базе фабрики «Маяк революции» было создано открытое акционерное общество «Маяк», генеральным директором которого был избран В. А. Вдонин. По его инициативе на фабрике впервые в истории предприятия был организован выпуск обоев. В 1987 году Василий Алексеевич предложил программу глубокой переработки бумаг на товары народного потребления. Всего за три года были созданы участки по производству обоев, бумаги для копировальной техники в пачках, бумаги писчей в пачках, альбомов для рисования и черчения на базе отечественного и импортного оборудования. В 1991 году была закуплена по импорту и установлена поточная линия по производству школьных тетрадей. В этом же году был запущен в эксплуатацию новый полиграфический комплекс, где были установлены две импортные печатные линии для изготовления обоев и бумаги декоративной для производства мебели, пластиков и строительных изделий.

Органами управления акционерного общества являются:

-общее собрание акционеров;

-совет директоров;

-единоличный исполнительный  орган - генеральный директор.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия.

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. В компетенцию общего собрания акционеров входит решение вопросов, предусмотренных  Уставом общества.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия