Анализ оборота предприятия розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

В современных экономических условиях деятельность каждого экономического субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, и затем по его результатам принять основные решения.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика предприятия и специфике его
производство - хозяйственной деятельности. 5
2. Анализ оборота предприятия розничной торговли. 10
2.1. Характеристика состава и структуры
оборота розничной торговли. 10
2.2 Оценка состояния и оборачиваемости товарных запасов. 17
2.3. Анализ влияния внутренних и внешних факторов
на динамику объемов продаж предприятия. 27
3. Выявления резервов роста оборота розничной торговли
предприятия. 32
Заключение. 34
Список используемых источников. 46

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.70 Кб (Скачать файл)

Одним из фактором успешного развития предприятия являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильное установление режима труда, эффективное использование рабочего времени, рост производительности труда. Большое влияние на производительность труда оказывает улучшение условий труда и отдыха, что обеспечивает высокую культуру обслуживания покупателей. Поэтому с целью повышения эффективности труда ООО " Градиент -Парфюм», хотелось бы пожелать следующие: изыскание возможностей разделения труда совмещения профессий, должностей, расширения зон обслуживания, что положительно сказывается на повышении квалификации и производственных навыков работников, и ведет в конечном итоге к увеличению производительности труда и положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия.

Реальные пути повышения экономической эффективности деятельности предприятия на сегодняшний день — это рост объема товарооборота, ускорение товарооборачиваемости путем грамотного составления ценовой политики в условиях повышения конкурентной борьбы за предпочтение потребителей.

Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объема оборота розничной торговли по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).

Рис. 13. – Резервы оборота торговли

 



 


 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

Для достижения поставленных целей каждое торговое предприятие должно четко определить задачи анализа оборота розничной торговли. К числу таких задач на ООО " Градиент –Парфюм»относятся следующие:

-оценка  рыночной активности в тех  сегментах рынка, где предприятие  осуществляет (или собирается осуществлять) свою коммерческую деятельность;

-изучение  текущей конъюнктуры потребительского  рынка и характера ее изменений, учет предприятием сложившихся условий на рынке;

-разработка  прогнозов конъюнктуры потребительского рынка и коммерческой деятельности предприятия;

-оценка  объема и структуры оборота  как факторов (основного условия) обеспечения прибыльной работы.

В соответствии с рассматриваемыми выше задачами предприятие изучает свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости и единстве и в то же время отражают различные стороны коммерческого (торгового) процесса. Такая система показателей может быть представлена в виде следующих групп:

-соотношение  товарного предложения и спроса покупателей, емкость и насыщенность рынка, уровень конкуренции и сегментации рынка;

-показатели  оборота розничной торговли в  текущих и сопоставимых ценах  за отчетный и прошлый периоды;

-показатели  структуры объема продаж;

-показатели  рыночных цен и тарифов (структура рыночных цен, их динамика, ценовая конкуренция);

-расчеты  влияния на величину объема продаж розничной торговли основных факторов (изменений товарных запасов, поступления, рыночных цен и т. п.).

Приведенная система показателей торговой деятельности дает богатый материал для анализа. В условиях становления рыночной экономики при анализе торговой деятельности число показателей сокращается, они унифицируются, некоторые из них изменяют свое содержание и, в силу ненадобности, отдельные из них отмирают.

Выбор показателей требует от работников предприятий глубоких знаний тенденции и особенностей функционирования и развития потребительского рынка в стране и регионе, понимания главных и других целей развития деятельности предприятия, умения использовать возможности торговли в деле решения социально-экономических задач региона и повышения уровня жизни населения.

Особое внимание необходимо уделять изучению такого показателя, как удельный вес (доля) предприятия в обороте розничной торговли региона. Речь идет о роли предприятия на потребительском рынке. Каждое предприятие может оценивать свои успехи в конкурентной борьбе при устойчивой доле его в обороте розничной торговли региона или ее повышении. Этот показатель (долю предприятия на потребительском рынке региона) рассчитывают путем отношения фактического объема продаж предприятия или определенной товарной группы к соответствующему показателю в целом по региону.

На изменение объема продаж значительное влияние оказывают примененные ресурсы и показатели эффективности их использования.

Одним из определяющих факторов развития объема продаж является использование оборотных средств и величина устанавливаемых торговых наценок. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет соответственно увеличивать объем продаж или освобождать собственные оборотные средства и использовать их для развития других видов деятельности.

Значительное влияние на объем продаж оказывают такие экстенсивные факторы, как увеличение числа работников торговых залов (продавцов, кассиров и др.), увеличение торговых площадей за счет их реконструкции или пристройки помещений. Немаловажное значение имеет и использование таких интенсивных факторов, как повышение производительности труда, увеличение объема товарооборота с 1 м2 торговой площади, ускорение оборачиваемости оборотных средств. Положительное влияние на объем продаж оказывает продолжительность работы магазинов (перевод их на круглосуточный график работы, без выходных, без перерывов на обед и т. д.).

В торговых предприятиях учитывают сложившуюся тенденцию изменения структуры оборота торговли. Для этого изучают характер изменения структуры объема продаж путем статистической обработки динамических рядов с использованием метода скользящей средней.

Особое внимание уделяется на ООО " Градиент -Парфюм изучению процесса расширения ассортимента товаров в розничной торговле. Необходимо отметить, что расширение ассортимента происходит на фоне сохраняющегося высокого уровня конкуренции.

Предприниматели, владельцы магазинов, менеджеры должны изучать также долю каждой товарной группы в общем объеме продаж или в составе агрегированной группы и тенденции ее изменения в динамике. Эти показатели отражают распределение затрат покупателей на приобретение различных товаров и соотношения между объемами продажи отдельных товаров.

В магазинах примерно 20% ассортиментных групп составляют около 80% продаж. В связи с этим необходимо наиболее тщательно изучить состояние торговли этими товарами. Необходимо оценить, на какой стадии жизненного цикла они находятся. Предприятия систематически должны принимать меры по очищению ассортимента. Очень важно обеспечить замену или устранение неконкурентоспособного товара путем внедрения новых. Если решению этой проблемы не уделять необходимого внимания, то будет происходить расширение ассортимента и усиливаться давление через расходы на принятие мер по обновлению ассортимента.

Все более широкое распространение получают новые подходы к формированию торгового ассортимента. Так, дисконтные магазины предлагают ассортимент по низким ценам. Специализированные магазины формируют свой ассортимент по жизненным областям ("Все для дома", "Строим дом" и т. п.). В магазинах самообслуживания ассортимент включает простые товары, по которым покупателям не требуются консультации. Управление этими процессами на основе их анализа позволяет выявить резервы развития объема продаж.

Увеличение оборота розничной торговли возможно с помощью введения новой товарной группы и реализации ее населению таблица 14.

Таблица 14

 Расчет  оборота розничной торговли с  учетом новой товарной группы

Товарная группа

Средняя закупочная цена одной позиции

руб.

Торговая

надбавка %

Средняя цена реализации одной позиции руб.

Количество реализаций позиций товара в месяц

ОРТ по реализованным позициям за год

тыс. руб.

Декоративно- отделочные материалы

 

270

 

25%

 

337,5

 

847

 

3430,35


 

Товарная группа выбиралась на основе спроса покупателей на данную группу товаров и ее примерную реализацию в конкурирующих магазинах. Цена реализации и закупки выбиралась из средней цены одной единицы товара. В результате оборот розничной торговли увеличится на 3430,35 тыс. руб. Для ввода новой товарной группы также необходимо увеличить общую площадь магазина, что позволит в дальнейшем представить больший ассортимент и увеличить конкурентоспособность по сравнению с другими магазинами.

Ассортимент декоративно отделочных материалов, который будет представлен ООО " Градиент -Парфюм ,- краски, эмали, декоративная штукатурка, сухие смеси и др.

Показатель культуры обслуживания, по мнению покупателей, определяется отношением количества покупателей, давших отличную и хорошую оценки состояния культуры обслуживания в магазине к общему количеству покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания (Км):

,

где Км – коэффициент культуры обслуживания, по мнению покупателей;

Мп – количество покупателей, давших отличную и хорошую оценки;

Мв – общее количество покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания в магазине.

Для выяснения мнения покупателей о культуре обслуживания в магазине ООО " Градиент –Парфюм» было проведено небольшое исследование, в результате которого было опрошено 100 покупателей. Количество опрошенных, давших отличную и хорошую оценки культуре обслуживания  в данном магазине, составляет 82 человек. Произведем расчет коэффициента культуры обслуживания, по мнению покупателей: 82/100 = 0,82.

Комплексный показатель оценки качества торгового обслуживания населения может определяться и по другой методике: он приравнивается к единице, а частные его показатели — к определенной доле единицы. По каждому частному показателю устанавливают максимальное и минимальное его значение. Специальная комиссия на основе результатов обследования деятельности магазина дает оценку каждому показателю качества торгового обслуживания населения, которые затем суммируются. Чем выше значимость обобщающего показателя (на основе суммирования частных коэффициентов-показателей), тем выше качество торгового обслуживания. Заканчивается анализ разработкой мер по повышению эффективности и качества обслуживания покупателей.

Сравнивая результаты торговой и другой деятельности однотипных предприятий с показателями лучших магазинов по уровню производительности труда, выработке на 1 м2 торговой площади, на один рубль производственных основных средств, можно определить, насколько возрастет товарооборот торговых предприятий за счет изучения, обобщения и использования опыта работы лучших из них. Сравнительный анализ должен проводиться по магазинам, сопоставимым по структуре реализуемых товаров, применяемым методам торговли, режиму и условиям работы. Подсчет неиспользованных возможностей увеличения оборота розничной торговли за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли производится путем составления специальных аналитических таблиц.

Аналогичным расчетом можно подсчитать возможности роста оборота розничной торговли по однотипным торговым предприятиям за счет изучения и использования передового опыта по повышению эффективности использования материально-технической базы торговли.

На развитие оборота розничной торговли следующих факторов: выработки на одного торгово-оперативного работника или среднесписочной их численности, удельного веса торгово-оперативных работников в общей численности торговых работников, выработки на 1 м2 торговой площади или размера торговой площади, удельного веса торговой площади в общей площади магазинов, средних товарных запасов или товарооборачиваемости в днях и других факторов.

После изучения степени выполнения плана и динамики оборота розничной торговли, измерения влияния факторов на его размер производят подсчет неиспользованных возможностей и резервов роста розничной реализации товаров. Такими возможностями являются: предупреждение недостатков в торговой деятельности предприятий, более эффективное использование материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов.

Дополнительное проведение выставок-продаж товаров, ярмарок, расширение развозной и разносной торговли позволит в будущем году может также увеличить объем оборот розничной торговли предприятия.

Необходимо также изучить, нет ли неустановленных и установленных, но не используемых машин, оборудования и других основных средств, определить их причины, а главное — разработать меры по реализации излишнего имущества.

В целях эффективного функционирования предприятия в условиях рыночных отношений первостепенное значение имеет выявление резервов роста прибыли. Основными переменными роста прибыли предприятия являются: ускорение товарооборачиваемости, рост оборота розничной торговли, уменьшение массы издержек обращения, улучшение использования трудовых ресурсов и др.

Отсюда основной стратегией развития предприятия в будущем должно стать увеличение оборота розничной торговли путем мобилизации имеющихся резервов.

В будущем руководству и специалистам предприятия необходимо проводить мероприятия по снижению запасов залежалых и неходовых товаров в результате уменьшения свободной торговой надбавки на данные товары с целью быстрейшей их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы был изучен состав оборота розничной торговли. Было дано определение обороту розничной торговли - это стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков.

Информация о работе Анализ оборота предприятия розничной торговли