Анализ деятельности торгового предприятия на примере ОАО «Магазин «Продукты»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данного курсового проекта является ОАО «Магазин Продукты». Курсовой проект состоит из трех глав: первая глава посвящена организационно-экономической характеристике предприятия, во второй главе проведен анализ финансового состояния предприятия, в третьей главе рассмотрены автоматизированные системы обработки информации на предприятии и решение одной из задач - «Расчет остатков товаров на предприятии».

Содержание работы

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
1. Правовой статус, состав и организационная структура предприятия
1.2 Основные виды деятельности предприятия
1.3 Экономическая среда функционирования
1.4 Ресурсы предприятия
1.4.1 Основные фонды
1.4.2 Оборотные средства
1.4.3 Характеристика трудового персонала
1.5 Организация и оплата труда
1.6 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии
1.7 Выводы по 1 главе
2. Экономический анализ деятельности ОАО «Магазин Продукты»
2.1 Анализ динамики экономических показателей
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ прибыльности и рентабельности
2.4 Предложения по улучшению работы на предприятии и их обоснование
3. Автоматизированные системы обработки информации
3.1 Цели создания АСОИ на ОАО «Магазин Продукты»
3.2 Определение комплексов подсистем в АСОИ
3.3 Подсистема «Управление поставками и запасами»
3.4 Анализ информационных потоков
3.5 Экономическая эффективность от внедрения АСОИ
3.6 Организационно-экономическая сущность задачи
3.7 Информационная база задачи
3.8 Алгоритм решения
3.9 Заключение по 3 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ деятельности торгового предприятия.docx

— 118.40 Кб (Скачать файл)

Специального подразделения в компании, занимающегося маркетинговой деятельностью не существует, но периодически проводятся исследования для выявления конъюнктуры рынка и анализа конкурентной среды. Данные обязанности выполняет сам генеральный директор совместно с директорами магазинов.

Примером проведения маркетинговой деятельности может служить постоянное изучение конкурентов и потенциальных клиентов в СМИ (газетах, журналах, справочниках, специализированной литературе) и Internet. За счёт этих источников выявляются потребности, предпочтения и географическое расположение потенциальных клиентов. Также выявляются сильные и слабые стороны конкурентов.

Главным инструментом маркетинговой деятельности на предприятии является реклама - комплекс средств и приемов, направленных на увеличение реализации товаров и услуги, создания спроса на продукцию компании. При рекламе особое внимание уделяется качеству товара, разнообразию ассортимента, современному дизайну. Информация о предприятие распространяется сама, через покупателей, специальных публикаций не проводится. Благодаря грамотной ассортиментной и ценовой политики в 2007-2008гг. «Продукты» увеличил долю на рынке и завоевал популярность среди жителей ближайших жилых микрорайонов.

За счет грамотного менеджмента и маркетинга в части удовлетворения возрастающего спроса на недорогие качественные товары и их своевременную поставку удалось добиться высоких результатов. В настоящее время ОАО «Магазин Продукты» занимает прочные позиции на рынке розничной торговли Ленинского района города Ижевска.

1.7 Выводы

Изучив все организационно - экономические характеристики предприятия можно сделать вывод, что ОАО «Магазин Продукты» стабильно функционирует на рынке города Ижевска в условиях высокой конкуренции, за счет грамотной ассортиментной и ценовой политики увеличило долю на рынке и завоевало популярность среди жителей ближайших жилых микрорайонов, а также ведет активную политику в отношении менеджмента и маркетинга. Основной вид хозяйственной деятельности: розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Доля доходов от данного вида деятельности в 2006-2008гг. составляет 100 % в объеме доходов.

Анализ показал, что предприятие эффективно использует основные средства. За рассматриваемый период (2007-2008 гг.) был достигнут рост капиталоотдачи основных фондов на 22,6 %. Но этот рост произошел благодаря росту выручки на 21,4 % и снижению стоимости основных фондов на 1,1 % (98,9-100,0). Отношение коэффициентов ввода и выбытия примерно равно единице, что говорит о том, что основные фонды направляются преимущественно на замену устаревших. А в 2008 году доля вводимого оборудования резко сократилась, что привело к сокращению стоимости основных фондов на 312 тыс. руб. Данная ситуация может негативно сказаться в будущем на состояние основных фондов предприятия.

Эффективность использования торговых площадей «Продукты» доказывается тем, что товарооборот, приходящейся на единицу общей площади, в 2008 году увеличился на 34 % по сравнению с 2007 г. и составил 36,17 тыс. рублей на 1 м2, а товарооборот на 1 м2 торговой площади возрос значительнее на 64,65 %. Отрицательным моментом является увеличения коэффициентов износа основных фондов. На конец 2008 года 45,1 % основных средств износилось, это подтверждается и практическим наблюдением. Поэтому предприятию срочно необходимо обновить основные фонды: провести ремонты зданий магазинов, приобрести новое прогрессивное оборудование для повышение конкурентоспособности предприятия.

Однако за рассматриваемый период наблюдалось снижение эффективности использования оборотных средств, что характеризуется сокращением их оборачиваемости. Сумма реализованной продукции, приходящаяся на рубль оборотного капитала сократилась на 18,87 %. Это связано с тем, что среднегодовая стоимость оборотного капитала растет быстрее, чем годовой объем реализованной продукции в стоимостном выражении.

Трудовой потенциал компании характеризуется незначительным ростом численности персонала на 1,88%, связанным с стабилизацией деятельности (на предприятии кардинальных изменений не происходило), преобладанием в структуре женщин и работников, относящихся к категории молодежи. Образовательная структура ОАО «Ижевский торг» характеризуется преобладанием сотрудников со средним образованием (56 %). Это связано с тем, что большинство работников относятся к категории рабочих, а это в основном продавцы, для которых не требуется овладение какими-то специальными навыками. Анализ движения персонала показал, что на предприятии достаточно высокий уровень текучести кадров (38,5 % и 38,7 %). Это приводит к дополнительным затратам, связанным с принятием на работу новых работников, а именно возникают дополнительные затраты на переквалификацию и адаптацию работников в связи с новыми условиями труда, и соответственно все это ведет к увеличению издержек производства. Положительным моментом является больший рост средней заработной платы (на 50 %) относительно роста численности персонала.

Проведенный анализ условий и оплаты труда и премирования на предприятиях «Магазин Продукты» показывает, что размер заработной платы сотрудников предприятий поставлен в зависимость от фактически отработанного времени. В настоящее время установленный на предприятиях стабильный размер вознаграждения персонала позволяет успешно вести деятельность, снижать затраты на поиск новых трудовых ресурсов.

Управление организацией с момента ее создания и по сегодняшний день осуществляется на основании линейно-функциональной системы управления. Для данной организации эта система является оптимальной, в ней комбинируется линейное и функциональное управление, что позволяет сочетать централизацию и децентрализацию в управлении. На данном этапе развития компании отсутствует специальное подразделение, занимающегося маркетинговой деятельность, но периодически проводятся исследования для выявления конъюнктуры рынка и анализа конкурентной среды. Данные обязанности выполняет сам генеральный директор совместно с директорами магазинов. Главным инструментом маркетинговой деятельности на предприятии является реклама. При рекламе особое внимание уделяется качеству товара, разнообразию ассортимента, современному дизайну. Информация о предприятие распространяется сама, через покупателей, специальных публикаций не проводится.

За счет грамотного менеджмента и маркетинга в части удовлетворения возрастающего спроса на недорогие качественные товары и их своевременную поставку удалось добиться высоких результатов. В настоящее время ОАО «Магазин Продукты» занимает прочные позиции на рынке розничной торговли Ленинского района города Ижевска.

2. Экономический анализ деятельности  ОАО «Магазин «Продукты»

2.1 Анализ динамики экономических  показателей

Изучение хозяйственной деятельности предприятия заключается в анализе экономических показателей. Технико-экономические показатели - это система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятий и комплексное использование ресурсов; они применяются для планирования и анализа организации производства и труда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов.

Анализ хозяйственной деятельности осуществляется на основании расчета аналитических показателей, которые можно классифицировать и сгруппировать по различным признакам: по содержанию, по степени использования в процессе анализа, по отношению к объекту исследования, по степени воздействия на изучаемый объект и т.д. В данной работе была использована группировка показателей по содержанию [9].

По содержанию выделяют количественные и качественные показатели. К количественным показателям относят: объем реализации услуг, прибыль, численность работающих, количество оборудования и т.п. Качественные показатели показывают свойства и особенности изучаемых объектов, к таким показателям можно отнести: фондоемкость, фондовооруженность и т.п.

Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе основных технико-экономических показателей - необходимость обеспечения их сопоставимости, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.

Основным видом хозяйственной деятельности в ОАО «Магазин Продукты» является розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Поэтому для изучения экономических показателей предприятия рассмотрим Таблицу 13.

Таблица 13 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «Магазин Продукты»

 

Показатели

2007

2008

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

 

Количественные показатели

         

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

118915

144358

25443

121,4

 

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

97065

111411

14346

114,78

 

Валовая прибыль, тыс. руб.

21850

32947

11097

150,8

 

Чистая прибыль, тыс. руб.

3114

6574

3460

211,1

 

Среднесписочная численность, чел.

213

217

4

101,87

 

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

13009,5

12872

-137,5

98,9

 

Среднегодовой стоимость оборотных средств, тыс. руб.

28047,5

41946

13898,5

149,55

 

Качественные показатели

         

Среднегодовая выработка на 1 работающего, тыс. руб./чел.

558,29

665,24

106,95

119,2

 

Фондоотдача

9,14

11,21

2,07

122,6

 

Фондоемкость

0,109

0,089

- 0,2

81,65

 

Фондовооруженность тыс.руб./чел

61,077

59,318

-1,759

97,12

 

Коэффициент оборачиваемости

4,24

3,44

-0,8

81,13

 

Коэффициент загрузки

0,24

0,29

0,05

120,83

 

Длительность 1 оборота, дни

86

106

20

123,26

 
           

 

По данным таблицы можно сделать следующие выводы. В 2008 году произошло увеличение объема реализации на 21,4 %, при этом себестоимость продукции увеличилась на 14,78 %. Валовая прибыль в 2008 году стала составлять 32947 тыс. руб., что на 11097 тыс. руб. больше чем в 2007 году, а чистая прибыль увеличилась более чем в 2 раза. Численность работающих на предприятии в 2008г. изменилась незначительно (увеличилась на 4 человека). Выработка на одного рабочего в 2008г. по сравнению с 2007г. увеличилась на 106,95 тыс.руб./чел (на 19,2 %).

За рассматриваемый период фондоотдача увеличилась на 22,6 %, а фондоемкость при этом сократилась на 18,35 %, то есть основные фонды стали использоваться более эффективно. Отрицательным фактом является снижение фондовооруженности на 2,88 % (в 2007 г. она составила 61077 руб./чел, а в 2008г. - 59318 руб./чел). Такое снижение произошло из-за того, что среднегодовая численность персонала выросла на 1,87 %, а стоимость основных фондов, наоборот сократилась на 1,1 % (98,9-100,0). Но показатель имеет значительно высокий уровень и не сказывается негативно на эффективности использования основных средств.

Среднегодовая стоимость оборотного капитала в 2008 г. увеличилась на 13898,5 тыс. руб. или почти на 50 %. Как видно из таблицы, оборачиваемость оборотного капитала снижается, сумма реализованной продукции, приходящаяся на рубль оборотного капитала сокращается на 18,87 % (81,13-100,0), что в свою очередь говорит о снижении эффективности использования оборотных средств. Это связано с тем, что среднегодовая стоимость оборотного капитала растет быстрее, чем годовой объем реализованной продукции в стоимостном выражении. Следовательно, и загрузка оборотного капитала возрастает на 20,8 %. Длительность оборота в 2008 году больше на 20 дней или 23,26 %, чем длительность одного оборота в 2007 году. Это также говорит о том, что необходимо провести мероприятия по более эффективному использованию имеющихся у предприятия оборотных средств.

2.2 Анализ финансового состояния  предприятия

Финансовая отчетность организации является предметом изучения многих заинтересованных пользователей. Кредиторы проводят анализ отчетности с целью минимизации рисков по кредитам, займам и вкладам. Финансовые менеджеры, аудиторы, собственники анализируют финансовые отчеты с целью повышения устойчивости работы предприятия, повышения доходности капитала, принятия обоснованных решений. Публикуемая отчетность содержит информацию для внешних пользователей, например потенциальных деловых партнеров. Наиболее часто источниками финансового анализа являются данные годовых или квартальных отчетов «Бухгалтерского баланса» форма № 1 (Приложение 3 и Приложение 5) «Отчета о прибылях и убытках» форма № 2 (Приложение 4 и Приложение 6).

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится по следующим направлениям:

- оценка платежеспособности (ликвидности);

- оценка финансовой устойчивости;

- оценка рыночной устойчивости;

- оценка степени деловой активности [10].

Финансовый анализ представляет собой достаточно сложную и многогранную систему процедур и методик. Воспользуемся методикой экспресс-анализа финансового состояния предприятия.

Первым этапом анализа является формирование информационной базы. Данные «Бухгалтерского баланса» форма № 1 и «Отчета о прибылях и убытках» форма № 2 сгруппируем в показатели необходимые для расчетов (Таблица 14).

Методика расчета и непосредственно расчеты произведены по направлениям анализа:

1. Анализ динамики ликвидности. Обычно, говоря о ликвидности, подразумевают  определенную продолжительность  времени, необходимую для перевода  актива в денежные средства  или погашение обязательств.

Таблица 14 Исходные данные для расчета финансового состояния компании

 

Показатели

Условное обозначение

Сумма на 31.12.2006,

тыс. руб.

Сумма на 31.12.2007,

тыс. руб.

Сумма на 31.12.2008,

тыс. руб.

 

Оборотные средства (стр.290-стр.216)

ОС

14586

41497

42273

 

Срочные обязательства(стр.690)

ОП

29545

50465

44408

 

Дебиторская задолженность, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (стр.290-стр.210)

ДСА

4854

31897

32327

 

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (стр.260)

ДСФ

259

2002

2062

 

Сумма собственных оборотных средств предприятия (ОС-ОП)

СОС

- 14959

-8968

-2135

 

Запасы и затраты

(стр.210+220 ф.№1)

ЗЗ

13560

12774

13164

 

Сумма собственных средств предприятия и приравненных к ним долгосрочных заёмных средств (СОС+стр.590)

СОСДЗ

- 14959

-8968

-2135

 

Собственные средства, краткосрочные и долгосрочные займы

СОСДЗК = ОС

14586

41497

42273

 

Сумма источников собственных средств

(стр. 490 ф. №1)

ИСОС

10829

13644

19918

 

Сумма основных средств и прочих внеоборотных активов (стр.190)

ОСВ

25378

22602

21940

 

Валюта баланса

(стр. 300, 700)

ВБ

40374

64108

64327

 

Сумма всех обязательств предприятия (стр.590+стр.690)

ОВ

29545

50465

44408

 

Выручка от реализации продукции (стр.010 ф. №2)

ВР

114047

118915

144358

 
           

Информация о работе Анализ деятельности торгового предприятия на примере ОАО «Магазин «Продукты»