Анализ деятельности торгового предприятия на примере ОАО «Магазин «Продукты»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данного курсового проекта является ОАО «Магазин Продукты». Курсовой проект состоит из трех глав: первая глава посвящена организационно-экономической характеристике предприятия, во второй главе проведен анализ финансового состояния предприятия, в третьей главе рассмотрены автоматизированные системы обработки информации на предприятии и решение одной из задач - «Расчет остатков товаров на предприятии».

Содержание работы

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
1. Правовой статус, состав и организационная структура предприятия
1.2 Основные виды деятельности предприятия
1.3 Экономическая среда функционирования
1.4 Ресурсы предприятия
1.4.1 Основные фонды
1.4.2 Оборотные средства
1.4.3 Характеристика трудового персонала
1.5 Организация и оплата труда
1.6 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии
1.7 Выводы по 1 главе
2. Экономический анализ деятельности ОАО «Магазин Продукты»
2.1 Анализ динамики экономических показателей
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ прибыльности и рентабельности
2.4 Предложения по улучшению работы на предприятии и их обоснование
3. Автоматизированные системы обработки информации
3.1 Цели создания АСОИ на ОАО «Магазин Продукты»
3.2 Определение комплексов подсистем в АСОИ
3.3 Подсистема «Управление поставками и запасами»
3.4 Анализ информационных потоков
3.5 Экономическая эффективность от внедрения АСОИ
3.6 Организационно-экономическая сущность задачи
3.7 Информационная база задачи
3.8 Алгоритм решения
3.9 Заключение по 3 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ деятельности торгового предприятия.docx

— 118.40 Кб (Скачать файл)

 

Данные приведенной таблицы позволяют рассчитать коэффициент прибыльности. Коэффициент прибыльности - это отношение прибыли от продаж (П) к выручке / доходу (Д).

(2.20)

Кп 2007 = (-9972 / 118915) *100 = - 8,4 %

Кп 2008 = (6820 / 144358) * 100= 4,7%

В 2007 году предприятие было убыточным, этому свидетельствует отрицательное значение коэффициента прибыльности. В 2008 году положение улучшилось, предприятие стало прибыльным: на каждый рубль реализации стало приходиться 4,7 копеек дохода. Но это значение является еще достаточно низким.

Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании [12].

Расчет показателей рентабельности приведен в таблице 17.

Таблица 17 Расчет показателей рентабельности деятельности

 

Показатель

Расчетная формула

Расчет

 
   

2007 г., %

2008 г., %

 

Рентабельность продаж

       

Рентабельность продукции

       

Рентабельность активов (имущества)

       

Рентабельность оборотных активов

       

Рентабельность инвестиций

       

Рентабельность собственного капитала

       
         

 

Доходность продукции характеризуется показателем рентабельности продаж. Он показывает, что предприятие имеет 2,62 % в 2007 году и 4,55 % в 2008 году прибыли с каждого рубля продаж. Значение показателя остается достаточно низким, но положительным является тенденция роста.Показатель рентабельности продукции говорит о том, что на каждый рубль затрат приходится ежегодно большая прибыль от продаж. В 2007 году предприятие вообще работало себе в убыток, здесь рентабельность продукции имеет отрицательное значение. В 2008 году этот показатель стал положительным и составляет почти 5 копеек прибыли от продаж на рубль затрат. Но, как и рентабельность продаж, показатель рентабельности продукции остается критически низким.

Коэффициент рентабельности активов показывает, что с каждого рубля, вложенного в активы компания получает 5,96 % прибыли в 2007 году и 10,24 % в 2008 году. При этом эффективность использования оборотных активов выше данных показателей и составляет 11,02 % и 15,67 % в 2007 и 2008 гг. соответственно. За рассматриваемый период данные коэффициенты значительно увеличились: на 71,8% и 42,2%.

Характеристику инвестиционной политики предприятия характеризует коэффициент рентабельности инвестиций. В 2008 году показатель был равен 36,8 %. Вложенные средства в «Ижторге» используются лишь на 36,8 %. Наилучшей оценкой эффективности хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Рентабельность собственного капитала в 2007 году составляла 22,8 %, в 2008 г. - 33 %. Такое рост вызван ростом чистой прибыли более чем в 2 раза при росте собственного капитала на 46 %.

Но общая характеристика предприятия с позиции рентабельности характеризуется как низкорентабельная [13]. При этом деятельности предприятия характеризуется также и низкой прибыльностью.

По этим причинам уместным является проведение диагностики вероятности банкротства по методике разработанной Э.Альтманом. Анализ основан на пятифакторной модели прогнозирования банкротства. Z-счет Альтмана рассчитывается по следующей формуле:

Z-счет = 1,2К1 + 1,4К2 + 3,3К3 + 0,6К4 + К5

Предполагаемая вероятность банкротства в зависимости от значения Z-счета Альтмана составляет:

1,8 и менее - очень высокая;

от 1,81 до 2,7 - высокая;

от 2,71 до 2,9 - существует возможность;

от 3,0 и выше - очень низкая.

Таблица 18 Расчет значений Z-счета Э.Альтмана

 

Коэффициент

Расчет

Значение

Множи

тель

Произведение значения на множитель

 
   

2007

2008

 

2007

2008

 

К1

Отношение оборотного капитала к величине всех активов

41505/

64108 =

0,647

42386/

64327=

0,659

1,2

0,776

0,791

 

К2

Отношение нераспределенной прибыли к величине всех активов

2267 / 64108 =

0,035

8213 / 64327 = 0,128

1,4

0,049

0,179

 

К3

Отношение прибыли до налогообложения к величине всех активов

3376 / 64108 = 0,053

7329 / 64327 = 0,114

3,3

0,175

0,475

 

К4

Отношение собственного капитала к краткосрочным обязательствам

13644 / 50465 =

0,27

19918/ 44408 = 0,448

0,6

0,162

0,269

 

К5

Отношение выручки от продаж к величине всех активов

118915 / 64108 = 1,855

144358 / 64327 = 2,244

1

1,855

2,244

 

Z-счет Альтмана:

3,017

3,958

         
               

 

Результаты расчетов Z-счета на основании данных отчетности ОАО «Магазин Продукты» показывают, что по итогам декабря 2007 года он составил 3,017, а декабря 2008 г. - 3,958. Это говорит о очень низкой вероятности скорого банкротства ОАО «Продуктов». Правда в 2007 году показатель был близок к группе, где существует возможность банкротства. Также надо отметить, что в динамике показатель увеличивается, что является положительным [14].

2.4 Предложения по улучшению  работы предприятия и их обоснование

По итогам изучения организационно-экономических характеристик предприятия и проведения анализа финансового состояния ОАО «Магазин Продукты» в период с 2007 - 2008 гг. по многим параметрам получены неудовлетворительные результаты. Выявлена неэффективность использования ресурсов предприятия, неустойчивость финансового состояния, с позиции рентабельности характеризуется как низкорентабельное и также с низкой прибыльностью.

Предлагается провести ряд мероприятий, направленных на улучшение существующей ситуации.

Ликвидировать дебиторскую задолжность или хотя бы сократить ее долю до 10%.

Чтобы уменьшить дебиторскую задолженность необходимо:

· проводить отбор потенциальных дебиторов;

Отбор можно осуществлять с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности дебитора, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые возможности предприятия.

· исключить из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

· ужесточить контроль за погашением дебиторской задолжности путем формирование системы штрафных санкций за каждый день просрочки;

· ввести бонусы и скидки за благовременное погашение;

· предоставить возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

· заключить с банком или финансовой компанией договор факторинга - перепродать права на взыскание дебиторской задолженности. Преимуществами данного метода являются: незамедлительное получение большей части платежа, гарантии полного погашения задолжности и снижение расходов по ведению счетов.

Снизить оптовые цены на товары на 5%.

Это возможно посредством:

· приобретения товаров для продажи у поставщиков по более низким ценам.

Рынок поставщиков продуктов питания очень велик, поэтому данная задача не составит сложностей. Также ОАО «Магазин продукты» занимает прочные позиции на рынке розничной торговли Ленинского района города Ижевска, поэтому и «старые» поставщики могут предоставить скидки, чтобы не потерять крупного клиента;

· сокращения числа посредников;

· увеличения прямых договоров с производителями и поставщиками товаров.

Сократить запасы готовой продукции на 7%.

Данное мероприятие осуществимо путем рационализации деятельности через ее автоматизацию. Внедрение подсистемы “Управление поставками и запасами” позволяет оценить привлекательность каждого изделия по его доли в обороте и прибыли предприятия, стабильность продаж, выявить плохо продаваемую продукцию. В результате суммирования плановых потоков поставки, продажи товаров и имеющихся остатков, а также с учетом воздействия некоторых других факторов определяется баланс наличия товаров на складе и прилавках магазинов. В зависимости от результата принимаются решения о пересмотре норм потребления товаров, что повлияет на увеличение или уменьшение количества заказов на приобретение товаров у поставщиков.

Таким образом, количество кругооборотов, совершаемых оборотным капиталом за плановый период, возрастет, позволяя предприятию высвободить часть оборотных средств, что будет способствовать увеличению прибыльности.

Посредством ускорения оборачиваемости оборотных средств высвободятся денежные средства, которые будут откладываться на расчетных счетах компании. Так увеличиться доля мобильных активов в структуре оборотных активов, что будет способствовать увеличению ликвидности баланса.

Полученная сумма дебиторской задолженности будет использована в качестве источников формирования оборотных средств и в этом случае не надо будет прибегать к заёмным средствам.

Основные средства предприятия используются эффективно, но при этом размер собственных средств предприятия остается незначительным, что в свою очередь негативно сказывается на показателях финансового состояния компании. Необходимо увеличивать уставный капитал компании. Это возможно посредством включения стоимости вновь приобретенных основных фондов в уставный капитал общества, путем дополнительных вкладов участников общества или за счет вкладов третьих лиц принимаемых в общество (это не запрещено уставом общества).

Таким образом, увеличивая собственные средства предприятия и сокращая запасы и затраты компания достигнет устойчивого финансового состояния. Запасы и затраты станут обеспечиваться за счет собственных источников формирования. А так как возрастет величина источников собственных средств, то и возрастет рыночная устойчивость предприятия.

Еще одной проблемой компании является низкая ликвидность баланса. Повысить ее возможно путем увеличения доли мобильных активов в структуре оборотных активов посредством ускорения оборачиваемости оборотных средств, в результате чего высвободятся денежные средства, которые будут откладываться на расчетных счетах компании. Но при этом нужно учитывать риск снижения прибыльности. Также повысить ликвидность баланса возможно путем постепенного сокращения кредиторской задолженности.

Расчет годового экономического эффекта от реализации предложенных мероприятий

С целью получения большей прибыли предлагается провести мероприятия направленные на увеличение эффективности использования оборотных средств. Эти мероприятия приведут к уменьшению стоимости оборотных средств:

За счет сокращения дебиторской задолженности.

В 2008 году она составляла 27160 тыс. руб. или 64,1 % от стоимости оборотных активов. При уменьшении доли до 10 %, она будет составлять 4238,7 тыс. руб. (42387тыс. руб.* 10%).

Тогда стоимость оборотных средств сократится на 22921,3 тыс. руб.

За счет снижения цены поставщика на 5 %.

На конец 2008 года стоимость товаров на продажу составляла 9116 тыс. руб. Со скидкой в 5 % данная статья затрат может сократиться на 455,8 тыс. руб. (8660,2- 9116,0= -455,8).

За счет уменьшения запасов готовой продукции на 7%.

9116,0 * 0,07 = 638,12 тыс. руб.

При устранении запасов товаров, стоимость оборотного капитала сократиться на 638,12 тыс. руб.

В общей сложности, за счет всех мероприятий произойдет уменьшение стоимости оборотных активов на 24015,22 тыс. руб.

Проведем расчет показателей использования оборотного капитала уже с новым значением стоимости оборотных активов- 18371,78 тыс. руб.и сравним с предыдущими показателями 2008 года.

Данные Таблицы 19 свидетельствуют о том, что оборачиваемость оборотного капитала растет, сумма реализованной продукции, приходящаяся на рубль оборотного капитала увеличилась более чем в 2 раза, что в свою очередь говорит о повышении эффективности использования оборотных средств. Это на прямую связано с тем, что среднегодовая стоимость оборотного капитала за счет предложенных мероприятий значительно уменьшилась.

 

Показатель

2008

2009*

Абсолютное изменение

Темп роста, %

 

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс.руб.

Количество календарных дней периода, дн.

Коэффициент оборачиваемости

Коэффициент загрузки оборотного капитала

Продолжительность одного оборота, дн.

144358

41946

365

3,44

0,29

106

144358

18371,78

365

7,86

0,13

46

-

-23574,22

0

4,42

-0,16

-60

-

43,8

100,0

228,5

44,8

43,4

 
           

 

Таблица 19 Показатели использования оборотных средств

Продолжительность одного оборота сократилась в 2,3 раза. Такое ускорение оборачиваемости оборотных средств может привести к увеличению объема реализованной продукции, то есть к росту выручки примерно на 100%.

Информация о работе Анализ деятельности торгового предприятия на примере ОАО «Магазин «Продукты»