Анализ деятельности торгового предприятия на примере ОАО «Магазин «Продукты»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данного курсового проекта является ОАО «Магазин Продукты». Курсовой проект состоит из трех глав: первая глава посвящена организационно-экономической характеристике предприятия, во второй главе проведен анализ финансового состояния предприятия, в третьей главе рассмотрены автоматизированные системы обработки информации на предприятии и решение одной из задач - «Расчет остатков товаров на предприятии».

Содержание работы

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
1. Правовой статус, состав и организационная структура предприятия
1.2 Основные виды деятельности предприятия
1.3 Экономическая среда функционирования
1.4 Ресурсы предприятия
1.4.1 Основные фонды
1.4.2 Оборотные средства
1.4.3 Характеристика трудового персонала
1.5 Организация и оплата труда
1.6 Менеджмент, маркетинг и реклама на предприятии
1.7 Выводы по 1 главе
2. Экономический анализ деятельности ОАО «Магазин Продукты»
2.1 Анализ динамики экономических показателей
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ прибыльности и рентабельности
2.4 Предложения по улучшению работы на предприятии и их обоснование
3. Автоматизированные системы обработки информации
3.1 Цели создания АСОИ на ОАО «Магазин Продукты»
3.2 Определение комплексов подсистем в АСОИ
3.3 Подсистема «Управление поставками и запасами»
3.4 Анализ информационных потоков
3.5 Экономическая эффективность от внедрения АСОИ
3.6 Организационно-экономическая сущность задачи
3.7 Информационная база задачи
3.8 Алгоритм решения
3.9 Заключение по 3 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ деятельности торгового предприятия.docx

— 118.40 Кб (Скачать файл)

При анализе основных средств обычно используют показатели, связанные с эффективностью использования площадей и складской емкости. На предприятиях торговли площадь обычно подразделяют на общую, торговую, площадь торгового зала.

Общая площадь магазина включает торговую, рабочую и вспомогательную площадь. Её определяют как сумму площадей всех этажей, измеренных в пределах внутренней поверхности наружных стен, площадей, антресолей и переходов в другие здания.

Торговая площадь магазина выражает сумму площадей торгового зала, залов отдела заказов и кафетерия, помещений для оказания услуг покупателям, включая площадь демонстрационного зала.

Для выяснения степени использования торговых площадей «Продукты» рассмотрим следующие показатели:

· доля торговой площади в общей площади предприятия

· товарооборот на 1 м2 общей площади;

· товарооборот на 1 м2 торговой площади.

Таблица 5 Показатели эффективности использования торговых площадей «Продукты»

 

Показатель

2007 г.

2008 г.

Абсолютное изменение

Темп роста, %

 

Товарооборот, тыс. руб.

118915

144358

25443

121,4

 

Торговая площадь, м2

1366,4

1007,4

-359

73,7

 

Общая площадь, м2

4404,3

3990,9

-413,4

90,6

 

доля торговой площади в общей площади предприятия, %

31,02

25,24

- 5,78

81,37

 

товарооборот на 1 м2 общей площади, тыс. руб./ м2

27,0

36,17

9,17

134,0

 

товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб./ м2

87,03

143,3

56,27

164,65

 
           

 

Как видно из Таблицы 5, наблюдается сокращение имеющейся у организации площади: торговая площадь сократилась на 26,3 %, что привело к уменьшению общей площади на 9,4 %. В связи с этим произошло снижение доли торговой площади в общей до 25,24 %. Это связано с тем, что предприятием был продан один из объектов недвижимости, чтобы выйти из критического состояния. Но данное обстоятельство и не сказывается негативно на эффективности использования торговых площадей. Доказательством является то, что товарооборот, приходящейся на единицу общей площади, в 2008 году увеличился на 34 % по сравнению с 2007 г. и составил 36,17 тыс. рублей на 1 м2. Товарооборот на 1 м2 торговой площади возрос значительнее на 64,65 %, это объясняется продажей торговых площадей, что привело к сокращению на 26,3 %.

Также при оценке состояния основным средств необходимо рассчитать коэффициент износа и коэффициент годности. Коэффициент износа основных фондов характеризует среднюю степень их износа и определяется по формуле:

, где (1.8)

Физн - стоимость износа всех или соответствующих видов основных фондов

Фп - первоначальная стоимость всех или отдельных видов основных фондов

Коэффициент износа рекомендуется исчислять на начало и конец исследуемого периода.

Коэффициент годности основных фондов показывает, какую долю составляет их остаточная стоимость от первоначальной стоимости за определенный период. Он определяется по формуле:

(1.9)

Коэффициент годности основных фондов можно также исчислять вычитанием процента износа из 100 %.

Расчет коэффициентов износа и годности основных фондов осуществляется в Таблице 6.

Износ основных фондов на предприятии на начало 2007 года был значительный и составил 21,6 %. Но за 2007 год положение ухудшилось и на конец периода коэффициент износа возрос почти в 2 раза (на 91,2 %). В 2008 году также наблюдается сокращение коэффициента годности основных фондов, но уже не столь значительное - на 6,5 %. На конец 2008 года 45,1 % основных средств износилось, это подтверждается и практическим наблюдением: оборудование уже старое, кассовые аппараты, холодильники не однократно ломались. Предприятию срочно необходимо обновить основные фонды: купить оборудования, сделать ремонты зданий.

Таблица 6 Расчет коэффициентов износа и годности основных фондов на предприятии за 2007-2008 гг.

 

Год

Первоначаль

ная стоимость основных фондов, тыс. руб.

Остаточная стоимость основных фондов, тыс. руб.

Износ основных фондов, тыс. руб.

Коэффициент износа

Коэффициент годности

 
 

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

 

2007

12991

13028

10178

7643

2813

5385

0,216

0,413

0,784

0,587

 

2008

13028

12716

7643

6977

5385

5739

0,413

0,451

0,587

0,549

 
                       

 

Анализ состояния основных фондов выявил необходимость разработки программы внедрения новой техники и ввода новых производственных объектов. При этом особое внимание обращается на внедрение прогрессивного оборудования, на увеличение доли высокомеханизированных и автоматизированных производственных процессов, повышающих конкурентоспособность предприятия и его продукции [4].

1.4.2 Оборотные средства предприятия

Оборотные средства - это совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения в денежном выражении. Условия производства и реализации продукции требуют, чтобы на складах производственного предприятия постоянно находились запасы материальных ценностей, потребляемых в процессе производства, а также готовой продукции. Кроме того, для обеспечения бесперебойной работы необходимо, чтобы в цехах находились определенные заделы незаконченной продукции. И наконец, предприятие должно располагать определенными денежными средствами в кассе, на счетах в банке, в расчетах.

Оборотные средства представляют собой наиболее подвижную часть активов. В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.

Анализ динамики и состава оборотных активов ОАО «Магазин Продукты» приведен в Таблице 7.

Таблица 7 Анализ динамики и состава оборотных активов ОАО «Магазин Продукты», тыс. руб.

 

Наименование оборотных средств

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Темп роста за 2008 г., %

 
 

Сумма на конец периода

Удель

ный вес, %

Сумма на конец периода

Удель

ный вес, %

Сумма на конец периода

Удель

ный вес, %

   

Запасы,

В том числе:

Сырье, материалы и другие аналогичные ценности

Готовая продукция и товары для перепродажи

Расходы будущих периодов

Прочие запасы и затраты

10142

480

9382

4

276

69,5

3,3

64,3

0,02

1,88

9608

754

8846

8

-

23,1

1,8

21,28

0,02

10059

830

9116

114

-

23,7

2,0

21,5

0,2

104,7

110,08

103,05

1425

 

НДС по приобретённым ценностям

3418

23,4

3166

7,6

3105

7,3

98,07

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

 

0,0

-

0,0

25031

59,1

101,6

102,31

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты)

В том числе: Покупатели и заказчики

771

170

5,3

1,1

26729

779

64,4

1,9

2129

797

5,0

1,9

   

Денежные средства

259

1,8

2002

4,9

2062

3,0

103,0

 

Итого

14590

100,0

41505

100,0

42387

100,0

102,1

 
                 

 

Важнейшими показателями эффективного использования оборотного капитала являются:

1. Коэффициент оборачиваемости - показывает  число кругооборотов, которое совершает  оборотный капитал за период; сумма реализованной продукции, приходящаяся на рубль оборотного  капитала:

, где (1.10)

Q - годовой объем реализованной  продукции, руб.

S об.ср. - среднегодовая стоимость оборотного капитала, руб.

2. Коэффициент загрузки оборотного  капитала - показывает величину оборотного  капитала, приходящуюся на рубль  реализованной продукции:

(1.11)

3. Продолжительность одного оборота  в днях - позволяет судить о  том, в течение какого времени  оборотный капитал проходит все  стадии в кругообороте.

где (1.12)

Дк - число календарных дней периода

Эффективность использования оборотных средств отражена в Таблице 8.

Таблица 8 Показатели использования оборотных средств

 

Показатель

2007

2008

Абсолютное изменение

Темп роста, %

 

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс.руб.

Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс.руб.

Количество календарных дней периода, дн.

Коэффициент оборачиваемости

Коэффициент загрузки оборотного капитала

Продолжительность одного оборота, дн.

118915

28047,5

365

4,24

0,24

86

144358

41946

365

3,44

0,29

106

25443

13898,5

0

-0,8

0,05

20

121,4

149,55

100,0

81,13

120,83

123,26

 
           

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что оборачиваемость оборотного капитала снижается, сумма реализованной продукции, приходящаяся на рубль оборотного капитала сокращается на 18,87 % (81,13-100,0), что в свою очередь говорит о снижении эффективности использования оборотных средств. Это связано с тем, что среднегодовая стоимость оборотного капитала растет быстрее, чем годовой объем реализованной продукции в стоимостном выражении. Следовательно, и загрузка оборотного капитала возрастает на 20,8 %. Длительность оборота в 2008 году больше на 20 дней или 23,26 %, чем длительность одного оборота в 2007 году. Это также говорит о том, что необходимо провести мероприятия по более эффективному использованию имеющихся у предприятия оборотных средств [5].

 

1.4.3 Характеристика трудового персонала

На современном этапе развития человечества качественно изменилась роль самого человека в производстве, превратив его в решающий фактор. Люди, работающие в организации, их отношение к труду, квалификация, творческий и интеллектуальный уровень определяют успех организации. Трудовой потенциал предприятия - это трудовой потенциал каждого человека как личности, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта.

Рассмотрим подробнее несколько основных составляющих характеристики персонала.

Численность персонала является одной из важнейших характеристик предприятия. Число занятых на предприятии людей определяет фонд заработной платы, что является одним из основных пунктов расхода средств предпринимателя. Численность персонала и движение персонала характеризуют данные приведенные в Приложении 2 [6].

В 2008 году по сравнению с 2007 г. численность работающих в организации увеличилась всего лишь на 1,88 %. Это говорит о том, что на предприятии кардинальных изменений не происходило. Половозрастная структура компании характеризуется преобладанием женщин (84,3 % и 81,7% соответственно в 2007 и 2008 гг.). Лиц, относящихся к категории молодежи в 2007 г. наблюдалось 41,2 %, а в 2007 г. - 47,1%; а лиц пенсионного возраста, что в 2007, и в 2008 гг. было 3 %.

Данные таблицы 9 свидетельствуют о том, что за рассматриваемый период преобладающая часть персонала находилась в возрасте от 20 до 40 лет. В 2008 году по отношению к предыдущему году значительный рост (33,8 %) наблюдался в возрастной категории 20-30 лет. Это объясняется тем, что во-первых, в условиях кризиса роль торговли продовольственными товарами возрастает и больше молодежи стремятся здесь работать, а во-вторых, благодаря росту заработной платы рабочего в данной сфере услуг.

Таблица 9 Качественные характеристики персонала

 

Группа сотрудников

2007

2008

Темп роста,

%

 
 

чел.

уд.вес

%

чел.

уд.вес

%

   

По возрасту, лет:

- до 20

- от 20 - 29

- от 30 - 39

- от 40 - 49

- от 50 - 59

- старше 60

23

65

72

47

4

2

10,8

30,5

33,8

22,1

1,9

0,9

15

87

68

40

6

1

6,9

40,1

31,3

18,4

2,8

0,5

65,2

133,8

94,4

85,1

150,0

50,0

 

По образованию:

- высшее

- незаконченное высшее

- среднее специальное

- среднее общее

- неполное среднее

- начальное

28

0

52

119

14

0

13,1

0,0

24,5

55,9

6,5

0,0

29

0

54

122

12

0

13,4

0,0

24,9

56,2

5,5

0,0

103,6

-

103,8

102,5

0,857

-

 

По трудовому стажу, лет:

- до 1

- 1-5

- 6-10

- 11-15

- 16-20

21

96

34

45

17

10,0

45,0

16,0

21,1

7,9

14

98

39

48

18

6,3

45,3

18,0

22,3

8,1

66,7

102,1

114,7

106,7

105,9

 
             

Информация о работе Анализ деятельности торгового предприятия на примере ОАО «Магазин «Продукты»