Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология почти готово.docx

— 151.59 Кб (Скачать файл)

Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия ) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

 

Авторитари́зм как форма политической власти часто сочетается с Автократией (Форма отношения к власти) и Диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).

Происхождение термина

 

Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками  Франкфуртской школы, означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

 

Авторитаризм — это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его  лидерам. Во-вторых — социальная установка  или черта личности, характеризующаяся  уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная  преданность вождю, беспрекословное  подчинение людей авторитетам и  властям.

 

Политический режим, соответствующий  принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Типология

 

Одна из самых удачных типологий  авторитарных режимов принадлежит  немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:

Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1947 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).

Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 г. Никарагуа до 1979 г. и другие).

Гегемонистский авторитаризм новой  олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).

Страны «социалистической ориентации»  со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).

Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

 

Также следует выделить как разновидность  авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц.

Признаки авторитарного режима

автократизм или небольшое число носителей власти (диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия  партиям со стороны населения);

отказ от тотального контроля над  обществом, невмешательство или  ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

права и свободы личности главным  образом провозглашаются, но реально  не обеспечиваются (прежде всего, в  политической сфере);

личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

силовые структуры обществу практически  неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

 

При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным. Нет единых критериев авторитаризма.

 

Авторитарный режим — Это  «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. к Д., равно как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному  по политическому признаку, а к  демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических  прав.

 

 

  1. Признаки тоталитаризма.

 

 

Признаки тоталитарного политического  режима.

Понятие тоталитаризма происходит от лат. "TOTALIS" - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить  уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.

Тоталитаризм возник в Европе, точнее, на периферии европейской цивилизации, как результат некоего синтеза  элементов азиатского деспотизма с  радикальными идеологическими доктринами. Столкновение элементов восточной  и европейской структур на периферии  Европы (Россия, Пруссия, Испания) при  благоприятных для этого обстоятельствах (социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний план явного или латентного азиатского деспотизма, который и стал опорой носителей  радикальных теорий переустройства мира.

 

 

 

Признаки тоталитаризма:

- тотальный государственный контроль  над обществом; 

- всеобщая монополизация и централизация  власти в руках господствующего  меньшинства; 

-система жесткого полицейского  террористического контроля над  всеми гражданами;

- политизация (в плане пропаганды) всей жизни; 

- господство единственной правящей  массовой партии, которая является  ядром политической системы тоталитарного  общества. При этом подобная партия  может срастаться с государством.

- идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

- унификация и регламентация  политической, общественной и духовной  жизни; 

- ставка на обновление общества  на основе глобальных идей;

- ставка на свою расу (может  быть, в скрытом и закамуфлированном  виде, например, в нашей стране  идея "единого советского народа").

В зависимости от господствующей идеологии  тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

1) Коммунизм (социализм) в большей  степени, чем другие разновидности  тоталитаризма, выражает основные  черты этого строя, поскольку  предполагает абсолютную власть  государства, полное устранение  частной собственности и, следовательно,  всякой автономии личности. Несмотря  на преимущественно тоталитарные  формы политической организации  социалистической системе присущи  и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко  повысился уровень образования  народа, была обеспечена социальная  защищенность населения, развивалась  экономика, космическая и военная  промышленность и т.д., резко сократился  уровень преступности.

 

 

 

2) Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. Он выражает интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

3) Национал-социализм. Как реальный  политический и общественный  строй он возник в Германии  в 1933 г. Цель: мировое господство  арийской расы. Если в коммунистических  системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

  1. Демократия: сущность явления, понятие и определения.

 

 

Авторитаризму и тоталитаризму  противостоит демократия. У этого политического режима имеются свои собственные недостатки (которые, кстати, и приводят в отдельных случаях к ее смене другими политическими формами). Однако опыт всемирной истории показывает, что демократическая форма правления в наибольшей степени обспечивает общественный прогресс. Одно из распространенных определений демократии принадлежит А. Линкольну: «Gavernment of the people, by the people, for the people», т.е. «Власть, исходящая из народа, осуществляемая народом и интересах народа». Ценности демократии – свобода личности, соблюдение прав человека, суверенитет народа. Государство при демократии существует не ради самого себя, а для создания наилучших условий жизни всех граждан. В соответствии с этими целями выделяются общие черты демократических государств:

а) выборность основных органов государства, прежде всего законодательных и глав верховных органов исполнительной власти;

б) равноправие граждан, прежде всего их избирательных прав;

в) подчинение меньшинства большинству после принятия государственных решений;

г) признание народа основным источником власти в государстве, в связи с чем при принятие важнейших законов допускается путем всеобщего волеизъявления (референдума); следствием народного суверенитета, с одной стороны, является верховенство закона (над личными, групповыми интересами); а с другой, свобода личности – всё что не запрещено законом, разрешено при демократии;

д) разделение властей – независимость друг от друга основных ветвей власти (законодательной от исполнительной, судебной от них обоих); сюда же относится свобода слова, т.е. независимость средств массовой информации от идеологической или политической цензуры.

Все эти политические принципы могут трактоваться более или  менее широко; полномочия государства  и права личности могут сочетаться в разных пропорциях в зависимости  от того, какие политические партии приходят к власти, какие политические теории исповедуют руководители демократического в принципе государства. Эти партии и теории тяготеют к двум основным вариантам. Это либерализм и консерватизм. Начиная с XX в. соответствующие партии оспаривают власть и чередуются у ее кормила в США, Великобритании, Франции и большинстве остальных стран Западного мира. Благодаря такой очередности их социально-политические и экономические системы извлекают пользу для своих стран из противоположных, но взаимосвязанных сторон общественной жизни: индивидуализма, свободы, общественной и государственной собственности, веротерпимости, международной открытости, миролюбия (либералы и демократы, т.е. политически «левые»), либо коллективизма, дисциплины, частной собственности, долга перед Отечеством, религиозности, национализма («правые» консерваторы разного толка). Именно в такой конкуренции, при участии общественности, во имя завоевания популярности у избирателей разных по методам своей политики (но в главных целях одинаковых) партий, их лидеров и состоит демократия как политическая система.

Современный демократический режим.

Понятие "демократия" означает, как известно, "народовластие". При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

- признание народа источником  власти, сувереном в государстве.  Суверенитет народа выражается  в том, что он посредством  выборов формирует государственную  власть и участвует в ее  осуществлении прямо (с помощью  референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через  выбираемые им представительные  органы);

- периодическая выборность и  сменяемость центральных и местных  органов государственной власти, их подотчетность избирателям; 

- провозглашение и реальное  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина. Особое  значение для полноценного функционирования  демократической политической системы  имеет гарантированность прав  граждан на участие в управлении  государством - избирательного права,  права на создание политических  партий и других объединений,  свободы слова, мнений, права на  информацию и т.п.;

- принятие решений большинством  и подчинение меньшинства большинству  при их осуществлении; 

- демократический контроль общества  над силовыми структурами (вооруженные  силы, полиция, органы безопасности  и т.п.), используемыми только по  прямому предназначению и строго  в рамках законов; 

- доминирование методов убеждения,  согласования, компромисса; сужение  методов насилия, принуждения,  пресечения;

- реальное осуществление принципов  правового государства, в том  числе принципа разделения властей. 

 

 

 

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может  быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. В  современных условиях эта форма  демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов.

Плебисцитарная демократия в отличие  от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"