Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология почти готово.docx

— 151.59 Кб (Скачать файл)

Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании  со стороны элиты и аномию (греч. anomie: а - отрицательная частица, nomos - закон, то есть аномия - отсутствие закона) народных масс. Считается, что политическое пространство плюралистической демократии насыщено активными организациями, группами давления, которые доводят до сведения элиты настроения и требования граждан, выражая тем самым множество взглядов. Эмиль Дюркгейм, введший в научный оборот понятие аномии, понимал под ним рост асоциального поведения, радикализма и экстремизма в политике, что являлось результатом, прежде всего, модернизации и индустриализации, которые разрушали традиционное общество. Американский социолог Роберт Мертон выдвинул в этой же связи гипотезу, согласно которой основной причиной возникновения аномии являлась утрата баланса между распространенными в обществе представлениями о политических целях и средствах их достижения, отрицание или замена их на другие.

 

Политический плюрализм:

Теория гражданского общество дополнена  теорией политического плюрализма.

Плюрализм – множественность.

Политический плюрализм – один из принципов политического устройства общества, по которому политическая жизнь  должна представлять собой сосуществование  множества различных взаимосвязанных  и одновременно автономных политических групп, партий, организаций.

Каждый гражданин может придерживаться любых взглядов, заниматься их пропагандой, но он должен уважать такое же других и терпеливо относиться к любым проявлениям многомыслия.

Плюрализм базируется на признании  противоречий, источниках социального  и политического развития. Он утверждает неизбежность политических конфликтов, аппозиции, конкуренции политических сил. Отвергает любую монополию на власть, любые тоталитарные и авторитарные режимы. Властные структуры должны избираться народом. Предполагается принцип разделения властей. Государство воспринимается не как аппарат общественного принуждения, в котором исчезла бы и индивидуальность, а как общество свободных личностей, объединяющихся на солидарной основе.

 

 

  1. Правовое и социальное государство.

 

 

Правовое и социальное государство: политологический анализ

 

 

Право рассматривается многими  учеными как ключевой признак  государства. Поэтому, идея правового  государства основывается на узаконенном  праве граждан на государственное  волеизъявление. Правовое государство  – реальное воплощение идей и принципов  конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия  над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать  индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Оно представляет собой государство, ограниченное в  своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного  народа. Взаимоотношения между личностью  и властью определяются в нем  конституцией, утверждающей приоритет  прав человека, которые не могут  быть нарушены законами государства  и его действиями.

 

Целостные концепции правового  государства относятся к концу XVII – началу XVIII вв., периоду становления  буржуазного общества. В то время  утверждались идеи гуманизма в обществе, принципы свободы и равенства  всех людей, неотчуждаемости прав человека. Концепции правового государства можно найти в трудах Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Т. Джефферсона и др.

 

Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой научной литературе в последней трети XIX столетия в  трудах К. Велькера и Р. Фон Моля.

 

В политологии признается существенный вклад в развитие правового государства  русских мыслителей А. Радищева, А. Герцена, Н. Добролюбова, ученых-юристов Б. Чичерина, С. Котляровского, П. Новгородцева и др.

 

Теория правового государства  включает в себя следующие основные моменты:

 

1. Принцип равенства всех перед  законом.

 

2. Принцип правозаконности. Соблюдение этого принципа означает, что правительство ограничено в своих действиях заранее установленными гласными правилами, строго формальной процедурой, дающей возможность предвидеть с большей точностью, какие меры принуждения будут применять представители власти в той или иной ситуации. Исходя из знания об этом, человек может уверенно планировать свои действия.

 

3. Реальное функционирование в  обществе принципа разделения  властей.

 

4. Взаимная ответственность и  доверие государства и личности.

 

5. Эффективные формы контроля  и надзора за осуществлением  закона.

 

Таким образом, правовое государство  – это государство, где на практике обеспечено верховенство закона, норм права, где власть основана на праве, им ограничена и через него реализуется.

 

В соответствии с Конституцией РФ, по своему государственно-правовому  устройству Российская Федерация является смешанной (парламентско-президентской) республикой.

 

Согласно типологии М. Шугарта и Дж. Кэри она может быть отнесена к числу президентско–парламентских стран, которым свойственны следующие характеристики:

 

· наличие всенародно избранного президента;

 

· предоставление президенту права  назначать и смещать членов кабинета;

 

· необходимость доверия парламента к членам кабинета;

 

· право президента на роспуск парламента.

 

Обратимся к вопросу о социальном государстве. Это такая разновидность  государства, которая характеризуется  развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень  жизни и снижение социального  риска для наемных работников.

 

Идея социального государства  родилась в Германии середины XIX в. Ее автором был Лоренц фон Штайн. Он писал, что социальное государство обязано содействовать экономическому и социальному прогрессу всех своих граждан. В дальнейшем идею социального государства развили Юлиус Офнер, Герман Геллер, Эдуард Хайман, Франц Нойман и др. Религиозный социолог Эдуард Хайман считает, что выражением идеи социального государства в Европе выступают социальные идеи пролетариата, и именно им Запад обязан тем, что в XX веке произошла трансформация “капиталистического общества в социальное государство”. Особенно активно проблемы социального государства разрабатывались во второй половине XX века в Германии, скандинавских странах, Англии и т. д. Этому способствовало закрепление ценностей социального государства в конституции ФРГ (1943 г.), Франции (1958 г.), Швейцарии (1978 г.). Одна из главных причин обращения к теории и практике социального государства на Западе, по мнению В. П. Милицкого, заключалась в том, что выявилась ограниченность формального закрепления основополагающих прав граждан при сохраняющемся фактическом неравенстве людей. Малоимущие классы и слои требовали, чтобы конституционно закрепленные равные права индивидов были дополнены при непосредственном участии государства созданием необходимых материальных и социальных условий, а также возможностью для реализации юридически оформленных прав. Поэтому процессу формирования институтов и механизмов социального государства в известной мере предшествует становление правового государства, гражданского общества, социально ориентированной экономики. Последняя, при определенных общественных условиях способна трансформироваться в социальное рыночное хозяйство.

 

Можно выделить три основных типа социального государства:

 

1. “Позитивное государство социальной  защиты”. В нем гарантируется  высокий уровень социальной защиты  всем гражданам;

 

2. “Государство социальной безопасности”,  которое проводит политику занятости,  обеспечивая доходы не ниже  прожиточного минимума, гарантирует  равенство социальных шансов  всем гражданам и др.

 

3. “Социальное государство всеобщего  благоденствия”. В нем реально  действуют принципы социальной  справедливости, партнерства, выполняются  разнообразные программы социального  развития, благодаря которым обеспечивается  высокая занятость, сглаживаются  социальные конфликты, неравенство  и др.

 

По мнению Н. Ферниса и Т. Тилтона, первый тип имеет место в США, второй в Великобритании, третий в Швеции.

 

В соответствии с типологией ряда немецких авторов социальные государства  могут быть представлены в виде либеральных, консервативных и социал-демократических. Им присущи соответствующие типы социальной политики. Между ними есть различия по таким критериям и индикаторам как масштабность социальной защиты граждан от стихийных рыночных сил, удельный вес индивидуального и коллективного финансирования социальных программ, доля частных ассигнований на социальную политику, дифференцированность системы социального обеспечения по разным группам, слоям и классам, степень государственных гарантий занятости населения и др. При этом важное значение имеет удельный вес левых партий в политической системе разных стран, а также характер политической структуры национального правительства.

 

В современной науке получила распространение  следующая классификация национальных моделей социального государства  западных стран:

 

1. Либеральный тип: Австралия,  Великобритания, Канада, США, Швейцария,  Япония и др.

 

2. Консервативный тип: Австрия,  Бельгия, Германия, Финляндия, Франция  и др.

 

3. Социал-демократический тип: Дания,  Норвегия и др.

 

Таким образом, в разных странах  сформировались различные типы социального  государства, имеющие в каждом случае национальную специфику. При этом они  имеют сущностные характеристики и  черты. Последние находят отражение  в дефинициях понятия “социальное  государство”. Так, зарубежные исследователи  Вольфан Абендрот и Курт Ленк утверждают, что социальное государство находит свое выражение в “наличии или становлении гарантированной и регулируемой системы социального обеспечения минимального уровня жизни и снижение социального риска работающим”. По мысли немецкого ученого Герхарда Риттера, природа социального государства наиболее полно выражается в его стратегических целях, которые заключаются в интеграции народа страны посредством социальной защиты, способствующей увеличению его социального равенства и политического самоокружения и одновременно стабилизации и эволюционному изменению существующих социальных, политических и экономических систем посредством процесса постоянной адаптации к ним граждан. Российский социолог и политолог В. Дзодзиев утверждает, что “социальное государство - это такое государство, которое гарантирует каждому своему гражданину достойные условия существования и стремится к созданию примерно равных жизненных шансов в области получения образования, занятости, здравоохранения и т. д. и самореализации личности в целом. Это государство, осуществляющее в обществе социальную справедливость”.

 

Социальное государство возникает  не стихийно, а на основе целенаправленной политической стратегии. Объективными предпосылками его становления  и развития выступают социально  ориентированные экономика, правовое государство, предусматривающее эффективные  гражданские, трудовые, социальные и  другие законодательства. Поэтому социальное государство начинает возникать  в условиях индустриального общества и достигает высокого уровня развития на постиндустриальной стадии развития.

 

Принципами устройства и деятельности социального государства выступают  открытость политической власти, ее демократизм, гражданский мир, социальное согласие и солидаризм, социальная справедливость и осуществление сильной социальной защиты населения, обширных социальных программ в рамках активной и адресной социальной политики.

 

Социальное государство - не только специфическое состояние политических институтов и самой власти, но также  и любое состояние всего общества, преобразованного на основе социальных ценностей и содействующего самореализации творческого потенциала личности.

 

Социальное государство представляет собой также особое состояние  системы управления социальной сферой. Складывается самостоятельная система  социального государства, функциями  которой выступают планирование и реализация активной, сильной адресной социальной политики, охватывающей все  социальные группы, слои и классы общества.

 

Существенным показателем результативности активной социальной политики в условиях социального государства является высокая доля расходов на социальные нужды в структуре ВВП развитых стран, которая в настоящее время  по Западной Европе составляет 50%.

 

Исторический опыт показал, что  социальное государство и присущая ему активная социальная политика возникают  и действуют как в республиках, так и в конституционных монархиях, как в парламентских, так и  в президентских республиках, как  в унитарных, так и в федеративных странах.

 

Социальная политика - это составная  часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах  и через интересы основных социальных групп населения.

 

Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается поддержанием баланса  между денежными доходами населения  и товарными ресурсами; созданием  условий для решения жилищных проблем; удовлетворением спроса населения  на качество и количество товаров  и услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"