Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология почти готово.docx

— 151.59 Кб (Скачать файл)

 

Президент, согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет общее руководство  деятельностью Правительства и  других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

 

Органы  законодательной власти - это Федеральное  Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, законодательные собрания республик  в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации).

 

К органам  исполнительной власти относятся Правительство  Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций  субъектов Российской Федерации, их правительства, министерства, государственные  комитеты и другие ведомства. Они  составляют единую систему органов  исполнительной власти, возглавляемую  Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти характерно то, что они образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и  распорядительный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и  субъектов Федерации.

 

Органы  судебной власти образуют Конституционный  Суд Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, другие федеральные  суды, а также суды субъектов Российской Федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление  судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства.

 

Особую  группу государственных органов, не относящуюся ни к одному из ранее  названных видов органов государственной  власти, образуют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с  подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  Российской Федерации. Основной видовой  особенностью органов прокуратуры  является осуществление ими надзора  за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными  органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

 

Кроме названных органов в систему  государственных органов Российской Федерации входят также ряд других органов, осуществляющих вспомогательные, совещательные и иного рода функции, которые опреде­ляются органами государственной власти. К числу этих органов относятся, например, Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации.

12.2. Администрация Президента 

 

Многогранность  работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость  постоянного контроля исполнения решений  главы государства, – эти и  другие факторы предполагают существование  специального органа, создающего условия  для реализации Президентом его  конституционных полномочий. Таким  органом является Администрация  Президента.

 

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия  для реализации Президентом его  конституционных полномочий. Это  выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом  в Госдуму в порядке законодательной  инициативы. Администрация готовит  проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных  посланий Президента Федеральному Собранию.

 

Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады; обеспечивает взаимодействие Президента с политическими  партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими  союзами в России, а также с  государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими  и зарубежными политическими  и общественными деятелями, международными организациями.

 

В Администрации  анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах  в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений  и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.

 

За  время существования структура  и состав Администрации Президента многократно менялись. Общее руководство  Администрацией осуществляет Президент. Непосредственно управляет работой  Администрации ее глава – Руководитель Администрации. С 14 ноября 2005 года Руководителем  Администрации Президента является С.С.Собянин. Нынешняя структура Администрации Президента утверждена Указом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 года.

  1. Формы общественного самоуправления. Местное самоуправление.

Территориальное общественное самоуправление является одной из важных форм участия населения  в решении вопросов местного значения.

 

Под территориальным общественным самоуправлением  понимается самоорганизация граждан  по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

 

Институт  территориального общественного самоуправления прошел длительный путь своего становления, оптимизации содержания и совершенствования  форм реализации. На первом этапе формирования местного самоуправления население  осуществляло местное самоуправление через представительные органы —  местные Советы, соответствующие  органы управления — местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы  непосредственной демократии, а также  органы территориального общественного  самоуправления.

 

В Законе РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» была отдельная глава, посвященная  территориальному общественному самоуправлению. Статья 80 закрепляла систему территориального общественного самоуправления, которая включала общие собрания (сходы) граждан, конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии, органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.п.).

 

Органы  территориального общественного самоуправления могли наделяться правами юридического лица. Они обладали определенными  полномочиями в экономической, финансовой сферах, осуществляли полномочия, передаваемые им местными Советами и местной администрацией. Местные Советы и местная администрация могли устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними, а также определять перечень вопросов, решения по которым не принимались без согласования с органами территориального общественного самоуправления.

Местное самоуправление — система организации  и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[1]

 

В современном  мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между  местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская  модель.[2]

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

 

Формы непосредственного  осуществления населением местного самоуправления:

местный референдум

муниципальные выборы

голосование по отзыву депутата, члена выборного  органа, выборного должностного лица местного самоуправления

голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования

сход граждан

другие формы

 

Формы участия  населения в осуществлении местного самоуправления:

правотворческая инициатива граждан

территориальное общественное самоуправление

публичные слушания

собрание  граждан

конференция граждан (собрание делегатов)

опрос граждан

обращения граждан  в органы местного самоуправления

наказы избирателей

другие формы

  1. Происхождение и формирование политических партий, их сущность и функции.

 

((((ПАРТИЯ - это политическая общественная организация, которая борется за

власть  или за участие в осуществлении  власти. Политическая партия - это

организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп

и классов  и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной

власти  или участия в ее осуществлении. Соперничество политических групп,

объединенных  вокруг влиятельных семей или  популярных лидеров, в течение многих

веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие

организации, которые мы называем политическими  партиями, возникли в Европе и в

США в  начале ХIХ в.

Существует  множество подходов к определению  сущности политических партий:

понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической

доктрины (Б. Констан.); трактовка политической партии как выразителя

интересов определенных классов (марксизм); институциональное  понимание

политической  партии как организации, действующей  в системе государства (М.

Дюверже).

     Другие подходы к определению  партий: партия - носитель идеологии;  партия

- длительное  объединение людей; цель партии - завоевание и осуществление

власти; партия стремится заручиться поддержкой народа.

    

     

Происхождение партий.

 

Формирование  партий было довольно длительным и  сложным процессом.

Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных

компаний, они не имели постоянно действующих  местных организаций, не

проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны

партийной дисциплиной.

В истории  партий Макс Вебер выделил тир  этапа: партии как аристократические

группировки, партии как политические клубы и  современные массовые партии.

Считается, что двумя основными причинами  появления массовых партий были: а)

распространение избирательных прав, которое вынуждало  к расширению объема

влияния; б) организационное развитие рабочего класса. Последнее вело к тому,

что: организующийся вне парламента пролетариат, создавал массовые партийные

организации; в свою очередь этот процесс вынуждал к конкуренции традиционные

группировки, которые массовости пролетарских партий должны были

противопоставлять преобразования своих структур в  том самом направлении.

Политические  партии с оформлением партийных  билетов, взносов, членства в

партии  и дисциплиной появились в  Европе с возникновением массового

организованного рабочего движения. Первой массовой и  постоянно действующей

партией была либеральная партия в Англии (с 1861 г.). Причинами возникновения

массовых  политических партий послужило распространение  всеобщего

избирательного  права. Каждая партия создавалась для  защиты определенных

интересов населения (как правило, экономических  или национальных).

    

Структура политических партий.

 

Существующие  сейчас политические партии по организационной  структуре можно

отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно

неоформленным.

     Организационно оформленные: в  партиях этого типа члены партии  получают

партийные билеты и платят взносы.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"