Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 09:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология почти готово.docx

— 151.59 Кб (Скачать файл)

Культурная подсистема - комплекс типичных для конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей  и моделей политического поведения.

Функции политической системы

Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций: преобразования, адаптации и сохранения системы. Первая группа включает шесть функций, различаемых в зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции: 1) артикуляция (выражение) интересов; 2) агрегирование (обобщение и иерархизация) интересов. На "выходе" четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация. Вторая группа включает две основные функции - политическое рекрутирование и политическую социализацию. Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры. Близкую по смыслу классификацию функций предложил Д. Эптер. На "входе" он рассматривает четыре функции: политическое рекрутирование и социализация, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На "выходе" три - принятие правил, применение правил, судопроизводство.

Для отечественной литературы характерны схожие классификации функций. Обычно выделяют следующие:

Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного  развития. Поэтому соответствующую  деятельность иногда называют функцией целеполагания. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества.

Регулятивная функция. Она связана  с потребностями упорядочения и  регламентации политического поведения  и политических отношений в государственно-организованном обществе.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей  между его членами.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой  степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

  1. Формы политического участия.

 

Основной  формой участия гражданского общества в делах государства, как основного  института политической власти, являются выборы и референдумы. Референдум (от лат. "референдум" - то, что должно быть сообщено) - это особый вид всенародного голосования по важному вопросу, когда необходимо выявить мнение всего населения. Референдумы бывают: конституционным - когда с его помощью утверждается Основной закон государства или вносятся поправки в Конституцию; законодательным - когда итоги референдума служат основой для принятия или отклонения закона, имеющего государственное значение; консультативным - когда необходимо выяснить волю избирателей при решении важных государственных вопросов. Референдумы также бывают обязательными - их необходимость предусмотрена законом, и факультативными - их проведение зависит от воли правительства или избирателей. Выборы - совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных, представительных, законодательных, исполнительных, судебных органов. Если референдум призван выявить волю народа, то выборы - непосредственное волеизъявление избирателей, важная политическая процедура гражданского общества. В демократическом обществе выборы выполняют следующие функции:   (посмотреть...) обеспечение рекрутирования политической элиты; проявление воли народа, единственного источника политической власти; форма контроля за деятельностью органов власти; выборы - это важнейший институт легитимации политической системы и политического режима; способствуют изменению политического режима; интегрируют разнообразные мнения и формируют общую политическую волю; способствуют изменению и развитию общества. Выборы в современных демократических государствах можно классифицировать следующим образом: Общенациональные, в первую очередь, президентские, парламентские и правительственные (выборы главы правительства). Выборы в органы местного самоуправления. Судебные выборы, на которых выбирают судей и присяжных. Выборы некоторых местных должностных лиц (старосты, шерифа и т.п.). Для выполнения своего политического и социального назначения выборы должны опираться на следующие принципы избирательного права: Всеобщность. Равенство. Тайна выборов. Существуют следующие типы избирательных систем:     МажоритарнаяМажоритарная избирательная система существует в Англии, США, Франции, Японии и др. Пропорциональная.  
    Пропорциональная система существует в Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Швеции и др. Смешанная. По смешанной избирательной системе проводятся выборы в Российской Федерации.

  1. Государство: сущность и функции.

 

Государство – основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавляющий социальных противников.

Основные признаки государства:

Наличие особой системы органов  и учреждений, осуществляющих функции  государственной власти.

Право, закрепляющее особую систему  норм, санкционированных государством.

Государство существует там, где есть народ и определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Основные органы: это правительственный  аппарат, правительственная и финансовая система, правоохранительные органы, суд.

Возникнув с делением общества на классы, государство выступает как  орган политического господства и диктатуры имущего класса.

За последние десятилетия теория государства претерпела значительную эволюцию. Представление о государстве  формируется либо как теория насилия, либо как учение о государстве  как о социальном благе.

Вопросы государства серьезно исследовали  Макиавелли («Государь»), Гоббс, Маркс, Ленин (термин «государственная машина»).

Сущность государства. два основных подхода к определению сущности государства. В рамках классового подхода сущность государства заключается в приоритетном обеспечении интересов господствующего класса и подавлении протеста других социальных группВ современных условиях сущность государства чаще всего трактуется с позиций общесоциального подхода. Государство в этом случае определяется как политическая организация, создающая условия для компромисса интересов основных социальных групп населения. Оно выступает в качестве арбитра и активного участника отношений между основными социальными группами,

стремясь не допускать опасного для общества обострения конфликтов.

Наличие системы  специальных органов, подчиняющихся  только закону.Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства. Политическая, которая включает: беспечение политической стабильности; осуществление властных полномочий; выработка политического курса. Экономическая - организация, координация и регулирование экономических процессов. Правовая , которая включает: создание и установление правовых норм; обеспечение правопорядка; регулирование общественных отношений и поведения граждан; охрана общественного строя от экстремизма. Организаторская, которая состоит в осуществлении следующих властных полномочий по реализации выработанной политики: исполнение решений; формирование государственного управленческого аппарата и его использование; контроль за исполнением законов; координация деятельности различных субъектов политической системы. Социальная - удовлетворение жизненно важных потребностей людей (работа, жилье, здоровье, социальное обеспечение, отдых и т.д.). Культурно-воспитательная - создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан. Внешние функции государства. Внешнеполитическая, которая включает: сотрудничество с другими странами в экономической, политической, военной, социальной и прочих сферах; обеспечение участия государства в международных организациях. Оборонительная - обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны.

  1. Типология форм государственного правления.

Формы государственного правления

Форма государственного правления – это  способ организации верховной власти в государстве.

По  формальному источнику власти формы  правления делятся на монархии и  республики.

В монархии источником власти является одно лицо. Оно получает свой пост по нследству, независимо от воли избирателей.

Монархии  делятся на абсолютные и конституционные. При абсолютной монархии имеет место неограниченная власть главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман). При конституционной монархии власть главы государства ограничена законом. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии глава государства обладает значительной исполнительной властью (Иордания, Кувейт, Марокко). В парламентской монархии полномочия главы государства ограничены представительскими функциями. В этом случае главной фигурой в структуре верховной власти является премьер-министр.

Монархия  как форма правления сохраняется  сегодня в 1/3 стран мира.

В республике источником власти является народное большинство, и высшие органы власти формируются народом. Выделяют три  вида современных республик: парламентские, президентские и полупрезидентские. Они различаются соотношением полномочий законодательной, исполнительной власти и власти главы государства.

Парламентская республика.

В парламентской  республике правительство:

а) формируется партиями, имеющими большинство  в парламенте;

б) несет перед парламентом политическую ответственность (это означает право  парламента отправить правительство  в отставку).

Президент:

а) является номинальным главой государства (т.е. его полномочия ограничены представительскими функциями, он не имеет реальной, т.е. исполнительной, власти);

б) избирается, как правило, парламентом, а не народом;

в) имеет право распустить парламент.

Парламент:

а) формирует правительство;

б) может вынести правительству  вотум недоверия.

Суть  парламентской республики заключается  в том, что законодательная и  исполнительная власть принад­лежит парламенту (исполнительная власть принадлежит парламенту в том смысле, что он формирует правительство, наделяет его полномочиями).

 

Президентская республика.

 

В президентской  республике члены правительства  назначаются президентом и подотчетны только ему (т.е. правительство формируется  президентом).

 

Президент:

 

а) является одновременно главой государства  и главой исполнительной власти;

 

б) избирается народом;

 

в) политической ответственности перед  парламентом не несет (т.е. парламент  не может отправить возглавляемое  президентом правительство в  отставку).

 

Однако  сильный, обладающий исполнительной властью  президент ограничен как минимум  двумя существенными «но»:

 

1) президенту  нужна поддержка парламента в  вопросах бюджета;

 

2) он  не может распустить парламент.

 

Первое  «но» связано с механизмом сдержек  и противовесов, на основе которого функционирует система государственной  власти в президентской республике. Механизм сдержек и противовесов — это, другими словами, механизм взаимного ограничения властей. Его особое значение в президентской  республике обусловлено тем обстоятельством, что, в отличие от парламентской  республики, где правительство формируется  парламентом, здесь парламент и  президент, возглавляющий правительство, имеют равный и независимый друг от друга статус. В условиях, когда  парламент не может повлиять на политику правительства путем изменения  физического состава правительства, т.е. не имеет права отправить  правительство в отставку, особое значение приобретают средства непрямого  влияния парламента на по­литику правительства. Среди таких средств важнейшим является утверждение парламентом предложенного правительством проекта бюджета. Корректируя доходные и расходные статьи при обсуждении проекта бюджета, парламент тем самым определяет финансовые параметры политики правительства, а значит, и саму эту политику. Таким образом, процедура утверждения бюджета парламентом в президентской республике приобретает второй смысл, которого она не имеет в парламентской республике: это важнейший элемент механизма сдержек и противовесов властей, т.е. важнейшее средство влияния парламента на правительство в условиях, когда парламент не может отправить правительство в отставку.

 

Второе  «но» связано с тем, что президент  в президентской республике является одновременно главой исполнительной власти. В этих условиях роспуск президентом  как главой государства парламента будет означать сосредоточение государственной  власти в его руках как главы  исполнительной власти. Тем самым  нарушается основополагающий принцип  демократии – разделение властей. В  парламентской же республике президент  может распустить парламент именно потому, что он не имеет реальной, т.е. исполнительной власти. Такой глава  государства выступает в качестве арбитра в случае спора между  парламентом и правительством, либо принимая отставку правительства и поручая лидеру другой партии в парламенте сформировать новое правительство, либо распуская парламент и назначая новые парламентские выборы. Его достоинство как арбитра при этом заключается именно в его нейтральности, незаинтересованности: ни в том, ни в другом случае он ничего не получает для себя лично – у него как не было реальной власти, так и не появляется;

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"